Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2024 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бортникова Е.Н. ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ И КРУЖКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА) // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(75). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 5-13.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ И КРУЖКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА)

Бортникова Екатерина Николаевна

магистрант, кафедра истории философии и культуры, Воронежский государственный университет,

РФ, г. Воронеж

Одним из важнейших факторов развития литературы является наличие литературной среды, в формировании которой значительную роль играют творческие объединения. Такая роль обусловлена тем, что литературные общества, кружки, салоны, вечера образуют центры литературной жизни, в рамках которых формируется культурная среда, способствующая творческой активности писателей. Условия литературного быта определяют существенные черты литературного развития того или иного периода. Так, литературный быт может выступать фактором смены художественных форм и жанров. Например, на становление жанра афоризма во Франции XVII в. большое влияние оказали дискуссии, развернувшиеся в салонах Сафо, Мадлены де Скюдери и др. Неудивительно поэтому, что литературные объединения занимают важное место как в производстве, так и в потреблении литературы. Это подчеркивает актуальность и значимость теоретического исследования разнообразных литературных объединений для понимания динамики литературного процесса.

При этом необходимо учитывать различия между типами литературных объединений, поскольку каждый из них создает особые условия для осуществления литературного процесса. В этом смысле показательна эпоха романтизма, когда на смену литературным салонам пришли кружки, что значительно повлияло на литературную практику романтизма. Критик А. М. Скабичевский по этому поводу заметил: «Вместо прежних великосветских литературных салонов, где блестели светила классицизма, … началась эпоха бесшабашного литературного цыганства. В моду вошли поэтические чердачки, с высоты которых… гении искусства, les sublimes, царили над презренною толпою. <…> Литераторы, художники, музыканты разбились на маленькие, замкнутые кружки, вроде Cénacle Виктора Гюго» [8, с. 149]. Причина такого перехода коренилась в исходных мировоззренческих позициях романтиков, главным образом, конфликте между исключительной личностью и заурядной толпой. Романтики претендовали на исключительность себя и своих творений, поэтому они дистанцировались от толпы посредством создания элитарных сообществ. Следовательно, формирование романтиками закрытых кружков было ничем иным как реализацией их идейных принципов.

Но для нас важно то, что этот переход означал существенное изменение условий литературного творчества. Поэтому изучение истории литературных объединений не может быть оторвано от изучения различий между ними. Таким образом, цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить характерные различия между литературным салоном и кружком. Эпоха же романтизма как эпоха перехода от литературного салона к кружку позволяет проиллюстрировать наиболее явные различия между данными типами объединений. Материалом исследования послужили воспоминания и дневники участников литературных салонов и кружков эпохи романтизма.

Прежде всего, определимся с понятиями. Термин «салон» первоначально означал зал для приема гостей в аристократическом доме. Только в XIX в. его стали использовать для обозначения проводившихся там светских собраний. Особое значение они получили во Франции в XVII–XVIII вв. При этом французские современники именовали такие собрания высшего общества «cercle», «société», «soirée». Салон – это светское собрание в аристократическом доме с целью беседы на различные темы. Салоны приглашали гостей для бесед о литературе, изобразительном искусстве, музыке, политике. Тематика бесед определяла направление деятельности салона, поэтому среди них можно выделить литературные, музыкальные, литературно-музыкальные, художественные и др.

В нашем исследовании особый интерес представляют литературные салоны, в которых преобладали разговоры на литературные темы, включая обсуждение литературных вопросов, сочинений и переводов. Однако в литературных салонах собирались не только писатели, но и художники, ученые, государственные, политические и общественные деятели. Это позволяет определить литературный салон как светское собрание в аристократическом доме, созванное для обсуждения литературных вопросов, в котором принимают участие не только литераторы, но и другие представители культурной и интеллектуальной элиты.

Теперь обратимся к определению термина «литературный кружок». Кружок – это группа лиц, объединенных общей деятельностью, общностью целей, интересов, взглядов и т. п. Соответственно, литературный кружок представляет собой группу литераторов, объединенных общими эстетическими идеалами, мировоззренческими взглядами, собирающихся вместе с целью осуществления совместной деятельности (организация публичных выступлений, написание совместных публикаций, журналов и т.д.). Литературный кружок, как правило, состоит из литераторов и сосредоточен исключительно на литературной деятельности.

Однако оба типа литературных объединений имеют ряд сходств: салоны и кружки предполагают частный, неофициальный характер собраний. На это ясно указывает место их проведения. При этом если литературные салоны устраивались в аристократическом доме, то местом собраний литературного кружка часто выступала квартира, частный дом его руководителя (например, литературный кружок В. Гюго собирался в его доме в Париже). Регулярность проводимых встреч – еще один из признаков, свойственный как литературным салонам, так и кружкам. В литературных салонах собрания проходили регулярно, в определенный день недели («jourfixe»), что нашло отражение в их названиях: «среды», «вторники» и т.д. Это применимо и ко времени приема гостей, это могли быть литературные завтраки или вечерние беседы, так называемые вечера (например, воскресные вечера в салоне Жорж Санд). Собрания литературного кружка также проходили регулярно, в установленный день.

Можно выделить несколько критериев для сравнения литературного салона и кружка: цель и функции организации, состав участников, личность руководителя, характер собраний, место в литературном процессе.

  1. Цель и функции организации.

Литературный салон. Салонные встречи осуществлялись регулярно с целью общения и проведения досуга. В салоне основным предметом обсуждения были литературные произведения, поэтому салоны играли особую роль в их оценке, продвижении и издании. Собрания обычно включали в себя чтение литературных произведений, реже лекций и докладов. Иногда их частью могли быть камерные вокально-инструментальные концерты.

В качестве примера можно упомянуть парижский литературный салон княгини Е.Н. Мещерской 1830-х годов, созданный ею при участии ее сына князя Элима, где собирались такие выдающиеся писатели, как О. Бальзак, О. Барбье, Альфред де Виньи, А. Дюма, Эжен Сю. Как вспоминает один из посетителей его литературных вечеров: «Молодой князь, сам поэт, устраивал вечера для литераторов и некоторых друзей; они начинались в два часа ночи и проходили в чтении; по очереди каждый из допущенных в этот кружок поэтов становился скромно перед камином и начинал читать или декламировать стихи, качество которых не всегда было на высоте одушевления и блеска, с которыми они произносились. <...> Правда, что, как только автор удалялся, наступало успокоение и присутствующие, отдыхая от восторгов, набрасывались на его произведения и старались выставить на вид его посредственность. <...> В общем же компания была хорошо подобрана, и в промежутках между чтением беседа была занимательной» [3, с. 33]. Как видим, литературное творчество было для участников вариантом светского общения, позволяло продемонстрировать личностный потенциал, общий уровень культуры и навыки светского поведения.

Литературный салон нередко выступал пространством для поэтических экспериментов, различных литературных игр – стихотворных турниров, сочинения стихов на заданные рифмы и т.д. Салонные игры были довольно популярны среди писателей. Подтверждение этому можно найти, в частности, в воспоминаниях одного из современников о Г. Гейне: «...мы до поздней ночи играли в jeux d’esprit, писали буриме, разыгрывали пословицы и разгадывали шарады. <...> Гейне и Руссо разыграли в лицах какую-то пословицу» [4, с. 452-453]. Разнообразные формы литературных игр были развлечением, своеобразным способом тренировки навыков стихосложения, но не более того.

Литературный кружок. В литературном кружке основное внимание уделяется процессу написания литературных произведений, творческому взаимодействию писателей в процессе этой деятельности. Участники кружка делятся творческими замыслами, организуют коллективные чтения своих произведений, их обсуждение проходит только в кругу специалистов, без обращения к широкой аудитории. Кроме того, к формам совместной литературной деятельности можно отнести написание совместных публикаций, издание журналов, организацию публичных выступлений и т.д. Часто кружок предоставляет возможность публиковаться начинающим литератором посредством создания собственного издания. Так, литературная деятельность кружка Ш. Нодье была непосредственно связана с журналом «Французская муза» (La Muse Française). Другим примером может послужить предложение одного из участников кружка В. Гюго о создании коллективного произведения: «В этом, как вы видите, будет и единство, и в то же время необходимое разнообразие не только в форме, но и в самом языке рассказов. Мы издадим это без имен авторов и публика, конечно, будет удивлена и восхищена, найдя в одной и той же книге столько разнородных талантов» [2, с. 256]. Таким образом, близкие по мировоззрению писатели объединяются в кружок с целью постоянного творческого общения, обмена опытом, получения критики, а также взаимной помощи в продвижении своих произведений.

  1. Состав участников:

Литературный салон. Литературный салон представляет собой гибкую форму объединения, при которой состав гостей строго не установлен, но зависит от личного выбора и предпочтений хозяина салона. В салонах регулярно появлялись как близкие друзья хозяев, так и приезжие знаменитости. Следствием этого является то, что по составу участников литературный салон – это группа с неоднородным составом, входящие в нее могут иметь разные профессии, не относящиеся к собственно интеллектуальной, артистической деятельности, и могут отстаивать свои политические, социальные и эстетические убеждения. Участники салона объединены социальным статусом, а не творческой позицией или художественными ориентирами.

Литературный кружок. Литературные кружки имеют ограничения по количеству участников и требования к членству, потому что они формируются на основе общности эстетических и мировоззренческих принципов. В основе создания кружка лежит идейно-эстетическая платформа, вокруг которой группируются его участники. Это делает кружок не случайным объединением людей, а организацией единомышленников, объединенных общей целью, художественной и эстетической программой. В кружке не приветствуется расхождение мировоззренческих, этических, эстетических взглядов, так как именно единство взглядов задает единство внутри группы. Участники кружка объединены сходными идейными и творческими устремлениями, художественными задачами.

  1. Личность руководителя:

Литературный салон. В салоне хозяева играют ключевую роль, потому что они организовывают регулярные собрания в своих частных домах. От выбора хозяев зависит не только состав гостей, но и тематика бесед. Общение выступает необходимым условием функционирования салона. В связи с этим значимыми качествами для хозяина салона становятся гостеприимство, коммуникабельность, открытость, образованность, остроумие, знание этикета и светских манер. Также важным является умение поддерживать беседу и направлять ее в необходимое русло. Иными словами, успех салона в большей степени зависит от организаторских способностей хозяина салона. При этом хозяевами литературных салонов могли быть как мужчины, так и женщины, однако чаще ими были женщины. Нередко хозяевами литературных салонов были сами писатели, которые уже выступали не только организаторами литературных вечеров, но и непосредственными участниками литературной жизни. Например, хозяйками литературных салонов в Париже были знаменитые французские писательницы мадам де Сталь и Жорж Санд.

Литературный кружок. Функции руководителя кружка выходят за рамки только организации литературных встреч. Он обладает авторитетом в группе, определяет идейно-эстетические принципы, разделяемые всеми участниками. Это яркая самодостаточная авторитетная личность, которая мотивирует и направляет своих последователей к достижению общей цели группы. Примером такого руководителя может быть В. Гюго, вокруг которого в 1826 г. сгруппировался кружок французских романтиков: «Гюго к этому времени уже глава и вождь. В его квартире основалась настоящая революционная академия, тесно сплоченный кружок поэтов и критиков. Они пойдут за своим полководцем на жизнь и на смерть. <…> Гюго дает новое эстетическое уложение, его единомышленники станут защищать его искусство и его теорию…» [5, с. 194-195]. Такому описанию вполне соответствует и Ш. Нодье: «Нодье имел все данные, чтобы стоять во главе дела: он приблизительно на 20 лет старше остальных товарищей и уже имеет крупное литературное имя; он отличный знаток древних поэтов. <...> Наконец его мягкий, уживчивый характер, его терпимость и разносторонность его ума также не мало способствуют тому, что ему легче было собрать под знаменем нового искусства ряд талантов и открыть для них дорогу к вниманию и симпатии публики» [6, с. 771]. В литературных кружках установлена особая иерархия статусов (незакрепленная официально, но имеющая место), где ключевое место занимает руководитель группы. Руководитель кружка ведет за собой остальных, так как он формулирует эстетическую программу группы и вдохновляет участников на ее реализацию.

  1. Характер собраний:

Литературный салон. Салонные собрания носят неформальный, светский характер. В литературном салоне отсутствует строгая организация, нет фиксированного членства, программа заменена системой целей, участники не имеют строгих обязательств перед организацией, поэтому посещение может носить периодический характер. Как отмечает исследователь М. И. Аронсон: «Салон более, чем кружок, связан с бытовой обстановкой эпохи, потому что в нем нет твердо фиксированного состава посетителей и нет обязательности его посещения. Тут формы значительно более свободны, чем в кружке» [1, с. 36-37]. Таким образом, салон выступает неформальным пространством, свободным от институциональных ограничений.

Литературный кружок. В литературном кружке сохраняется характерный для литературного салона неофициальный характер отношений между участниками, общение носит частный, даже личный характер и не является официальной встречей. Кружки требуют от участников постоянной вовлеченности в работу группы, связанной с общими интересами и целями. Общими требованиями могут быть обязательное посещение встреч, участие во всех мероприятиях, проводимых группой, в том числе в издании совместных книг и журналов. Собрания литературного кружка, как правило, имеют определенный порядок, структуру, тематику обсуждений. В этом проявляется относительно институционный характер собраний литературного кружка. Цели литературного кружка и эстетические принципы закрепляются в манифестах, что также свидетельствует о стремлении к институционализации. Например, широко известным литературным манифестом английского романтизма считается манифест лейкистов, поэтов «Озерной школы» – предисловие к «Лирическим балладам» У. Вордсворта и С. Кольриджа, манифестом же французских романтиков – предисловие к драме «Кромвель» В. Гюго. Несмотря на то, что литературный кружок является неформальным объединением, его участники стремятся к институциональному оформлению своего сообщества, что позволяет им эффективно организовывать свою деятельность и достигать общих целей.

  1. Место в литературном процессе:

Литературный салон. Литературные салоны функционировали в дворянской среде и были ориентированы на узкий слой потребителей литературных произведений. Соответственно, они были центрами общения писателей с социально однородной читательской аудиторией. Писатели получали возможность напрямую взаимодействовать с читателем, а гости салона – ближе познакомиться с известными писателями. Например, как вспоминает один из посетителей салона французского министра просвещения, графа Сальванди: «Но центром общества, кажется, всегда бывает Виктор Гюго:… одни стараются поговорить с великим поэтом, другие послушать его» [7, с. 820]. Салонные встречи также способствовали установлению и развитию деловых связей и партнерства. Начинающие литераторы могли познакомиться с уже значительными писателями, литературными критиками, издателями и т.д. Салоны, существуя на пересечении общественного и литературного, позволяли широкой публике быть участником литературной жизни.

Литературный кружок. В рамках литературного кружка начинающие писатели могли получить профессиональную критическую оценку собственных литературных произведений перед тем, как они увидят свет. Если литературный салон давал возможность проверки еще не напечатанных работ на публике, то литературный кружок – исключительно среди специалистов. Между тем, беседа писателей друг с другом позволяла каждому из них глубже осмыслить собственные мировоззренческие, эстетические позиции, сформировать представление о своей авторской индивидуальности. Немаловажную роль играл литературный кружок и в популяризации литературных произведений его членов, например, посредством совместной издательской деятельности как одной из сторон деятельности литературного кружка. Нередко именно публикация работ в общих журналах позволяла молодым литераторам стать замеченными каким-либо издательством.

Таким образом, сравнительный анализ литературных салонов и кружков позволил показать, что каждый из этих типов литературных объединений имеет свои особенности и выполняет различные функции в литературном процессе. Литературные салоны функционируют как пространства, которые способствуют потреблению литературы, в то время как литературные кружки выступают в качестве площадок для ее производства. Из этого следует, что литературные салоны и кружки играют значимую роль в формировании литературной среды, однако они создают специфические условия для литературного развития.

 

Cписок литературы:

  1. Аронсон М. И., Рейсер С. А. Литературные кружки и салоны. – Ленинград : Прибой, 1929. – 321 с.
  2. Виктор Гюго и его время по его запискам, воспоминаниям и рассказам близких свидетелей его жизни. Изд. 2-е / Пер. с франц. Ю. П. Доппельмайер ; Предисл. Н. И. Стороженко. – Москва, 1890. – 637 с.
  3. Встречи с прошлым. Вып. 5. – Москва : Сов. Россия, 1984. – 481 с.
  4. Гейне Г. Собрание сочинений в 10 томах. Том 10. – Ленинград : Художественная литература, 1959. – 741 с.
  5. Иванов И. И. История русской критики // Мир Божий. – 1897. – № 1. – С. 166-213.
  6. Корш В. Ф. Всеобщая история литературы : Сост. по источникам и новейшим исслед., при участии рус. ученых и литераторов. Том 4. – Санкт-Петербург : К. Риккер, 1892. – 1085 с.
  7. Северная пчела. 1837, № 205 (13 сент.) : 1837, № 205 (13 сент.). – 1837. – с. 817-820.
  8. Скабичевский А. М. Французские романтики // Отечественные записки. –1881. – № 7. – С. 135-176.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий