Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 февраля 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИКОНОПИСЬ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ КОН.XVIII-НАЧ.XX ВВ (ПРАВОВЕРИЕ И СТАРООБРЯДЧЕСТВО)
ICON PAINTING LOWER VOLGA LATE XVIII-EARLY XX CENTURIES (ORTHODOXY AND OLD BELIEVERS)
Julia Savelyeva
Assistant Professor of Painting Restoration department, Institute "Рolar Academy" of Russian State Hydrometeorological University
Russia, Saint-Petersburg
АННОТАЦИЯ
Статья содержит материал по особенностям иконописи регионов Нижнего Поволжья, рассматриваются основные художественные черты и технико-технологические особенности изготовления икон в разных областях Нижнего Поволжья. Тема раскрывается на примере старообрядческой иконописи.
ABSTRACT
This article contains material on the peculiarities of iconography Lower Volga regions, the article reveals the basic features of the artistic and the technical and technological features of production of icons in different areas of the Lower Volga region. The theme is revealed by the example of the Old Believer icons.
Ключевые слова: Старообрядчество, сызранская икона, иргизская икона, хвалынская иконопись.
Keywords: Old Believers, Syzran icon, Irgiz icon, Icon Painting of Khvalynsk.
Православное вероучение, представляя собой развивающееся явление, на протяжении многих столетий не могло сохраняться в неизменном состоянии. Также как и другие религиозные конфессии, православная церковь претерпела серьезные испытания, называемые историками Церковным Расколом. Решением Большого Московского собора 1666‑1667 годов старообрядцы и их идеологи – протопоп Аввакум, Лазарь были исключены из лона церкви, а их взгляды и традиции стали считаться несоответствующими ортодоксальному учению.
«Учитывая колоссальное значение религии в обществах того времени, суть раскола состояла вовсе не в формальном обряде, а в разнице социокультурных менталитетов» [7]. «Ревнителей древнего благочестия» подвергали гонениям, закрывали их молельные дома, изымали имущество на протяжении не только первых лет после принятия реформ патриарха Никона. Напротив, преследования и наказания староверов усиливались, а в XIX веке, с принятием Указа от 17 сентября 1826 г., достигли высшей точки.
Наибольшие по своему масштабу гонения происходили в обширных районах Ярославской, Олонецкой губерний, на территории Среднего и Нижнего Поволжья. «В середине XIX века были уничтожены Выговское старообрядческое общежительство <...>, закрыты поповские часовни в Саратове, Вольске и Хвалынске» [4, стр. 5]. Повсеместно староверов наказывали за «публичное оказательство ереси», закрывались молельные дома, их имущество конфисковалось и направлялось в столицу для изучения и пополнения музейных фондов [4, стр. 5].
И все же феномен старообрядчества не сводится к «разновидности русского православия», а составляет, по замечанию Г.В. Флоровского, «совершенно новый душевный тип», квинтэссенцию которого можно выразить как «остановленное Средневековье» [7]. С середины XVII века раскольники-старообрядцы превращаются в неугодных Богу людей, по мнению "правоверов". Однако, несмотря на свое "нелегальное положение", они оставили колоссальное художественное наследие, традиции которого живут и в наши дни.
Крупнейшими центрами старообрядческой иконописи Нижнего Поволжья были Сызрань, территории Иргизского района, Хвалынск, Симбирск.
Сызрань, основанная в 1683 году, была одним из старообрядческих центров Поволжья. Вскоре город стал развитым экономическим и торговым центром, где получает свое развитие иконописное ремесло. Первые упоминания об иконописных мастерах Сызрани появляются в конце XVIII века. Основными заказчиками икон были не только монастыри и церкви, но и купечество, торговый люд, ремесленники и крестьяне. В это время своим мастерством иконописи прославился священнослужитель Ильинского храма Алексей Афиногенов, который писал иконы для своего храма и местных церквей. «Со второй пол. XIX века иконописью в Сызрани занимались монахини женского Сретенского монастыря, в то же время свое развитие получила сызранская старообрядческая иконописная школа» [2].
Трудно сказать, что в Сызрани XIX века существовали иконописные школы, подобные по своему масштабу Московской или Новгородской, однако можно смело говорить о том, что в городе, существовали устоявшиеся традиции иконописания. Эти традиции имели ряд черт, по которым сызранскую иконопись можно выделить среди прочих. «Художественная, историческая, эстетическая и духовная ценность сызранской иконы заключается в том, что в старообрядческой среде (в отличие от иконописания господствующей церкви, ориентирующегося на западноевропейскую живопись) сохранилась «греческая» традиция не столько в технике, сколько в ее духовной составляющей» [2].
В качестве основы для иконы использовали ковчежную доску из кипариса. Одна из характерных черт сызранской иконы - стилизованный цветочный орнамент, составляющий часть двойной каймы. Возможно, следуя примеру книжной миниатюры, иконы украшались фактурным узором и клеймами. На становление сызранской иконописной традиции сильное влияние оказывает и поморское письмо: вытянутый полуустав, который встречается на сызранской иконе - стилизация поморской вязи. Сызранская икона имела особенный колорит – он более разнообразен, чем кажется вначале, но преимущественно преобладает сдержанная цветовая гамма: наиболее популярны оливковый, коричневый, бурый, охра (рис. 1-2). Исследование икон Сызрани дает возможность для изучения персоналий иконописания. Одним из наиболее известных мастеров этой местности был потомственный иконописец и духовный наставник поморской общины Д.В. Попов (Порфиров). Он заложил основы обучения последующих иконописцев, ставших достойными продолжателями и носителями традиции.
Другим важным центром иконописи был Иргиз – приток Волги, протекающий на юго-востоке Саратовской и Самарской областей. На этих благодатных землях был заложен город Вольск (Волгск). Здесь были основаны монастыри после того, как при Екатерине II сюда прибыли в большом количестве переселенцы-старообрядцы. Иргизские монастыри вскоре приобрели выдающееся значение в церковной и общественной жизни старообрядчества. Но в царствование Николая I они были разгромлены. Искусство иргизских старообрядцев следовало строгим византийским традициям. Выразительность изображаемых фигур, двойная опушь, изображение патрональных святых - все это присутствует на иргизских иконах, а затем становится характерным для саратовских и симбирских икон [6].
В Саратовской области иконописание было распространено не только в Вольске, но и в близлежащих городах - Хвалынске, Балаково - местах, заселённых старообрядцами. Иконописание не сосредоточилось в одном центре, где оно могло бы совершенствоваться и постепенно оформиться как профессиональное ремесло. Оно возникло в десятках мелких обособленных мастерских с очень небольшим и непостоянным числом работников.
«Иконописанием как побочным ремеслом чаще всего, по-видимому, занимались крестьяне, дьячки, пономари, монахи» [1].
Иконы Нижнего Новгорода и прилегающих старообрядческих районов также выполнены в традиционной манере. Доски в большинстве случаев изготавливались с ковчегом. До середины XIX века золото фонов часто заменялось «двойником», имеющим приглушенный блеск. Поля икон зеленые или оливковые, реже коричневые. Красочная палитра богатая, но общий колорит икон достаточно сдержанный. Серебро практически не применялось. Также в Нижегородском крае широкое распространение получили «подстаренные» иконы. Они писались на старых досках глухими темными красками. Часто выполнялся искусственный «ломаный» кракелюр. Фон и поля, как правило, закрывались латунной басмой, а живопись - коричневым лаком. В итоге создавалось общее впечатление «древней» иконы.
Иконы, написанные в манере подражания строгановской иконописи, изготавливались по заказу купечества, а нередко старообрядцы писали иконы и для правоверов. В таких случаях характерные элементы старообрядчества переходили в иконописание никониан. К таким элементам можно отнести двуперстие, особое написание некоторых имен, своеобразный колорит. Иконы это вида характерны мелкой прорисовкой, яркой расколеровкой, замысловатостью сюжета, обилием деталей архитектуры, пейзажа. К XIX веку жесткие требования соответствия определенным канонам сглаживаются, и поэтому проблема атрибуции иконы, отнесение ее к той или иной школе и местности становится весьма трудной задачей.
В целом же иконописное мастерство Поволжья представлено собой, прежде всего, творчество иконописцев старообрядческого толка. Оно имеет ряд характерных черт, общих для всех территорий. Тем не менее, можно говорить о складывании местных школ, со своей традицией и продолжателями в каждой местности.
Приложения:
Рисунок 1. Троица Новозаветная, ХХ век, Сызрань
Рисунок 2. Святой Николай Чудотворец, XIX век, Сызрань
Рисунок 3. Рождество Христово XVII век, Нижний Новгород
Список литературы:
- Бородина В. Хвалынские иконы // Черный монах, вып. 4.
- Королева А.Д Старообрядческая сызранская икона. Саратовский государственный̆ университет им. Н.Г. Чернышевского Саратов, Россия.
- Мочалова Е.Г. Искусство сызранской иконописи.
- Русский музей представляет: Образы и символы старой веры / Альманах.вып.217 СПб: Palace Editions-Graficart, 2008 289 стр.
- Старообрядчество. Иллюстрированная энциклопедия. Издание второе, исправленное и дополненное. Под ред. В.В. Боченкова – Ржев: ОАО "ТОТ" Ржевская типография, 2005.
- Русская Православная Старообрядческая Церковь. Московская Митрополия URL: http://rpsc.ru/history.
- Старообрядческая иконопись URL: gelos.kiev.ua.
дипломов
Оставить комментарий