Статья опубликована в рамках: XC Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 13 января 2025 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБРАЗ ВОЖДЯ В КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
THE IMAGE OF THE LEADER IN CHINESE PAINTING OF THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY
Yang Zhihui
PhD candidate of an educational institution, Belarusian State University of Culture and Arts,
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена выявлению специфики воплощения образа вождя в китайской живописи ХХ в. В качестве материала исследования выступают живописные полотна, посвященные образу Мао Цзэдуна – основателя Китайской Народной Республики и многолетнего Председателя Коммунистической партии Китая. Автор статьи анализирует сюжеты, художественные стили этих полотен, а также выявляет основные типы образа вождя, связанные с эволюцией китайской культуры и искусства во второй половине ХХ в.
ABSTRACT
The article is devoted to the identification of the specifics of the embodiment of the image of the leader in the Chinese painting of the twentieth century. The material of the study are paintings devoted to the image of Mao Zedong, the founder of the People's Republic of China and the long-time Chairman of the Communist Party of China. The author of the article analyzes the subjects, artistic styles of these paintings, as well as identifies the main types of the image of the leader, associated with the evolution of Chinese culture and art in the second half of the twentieth century.
Ключевые слова: китайская историко-революционная живопись ХХ в.; образ вождя в китайской живописи; образ Мао Цзэдуна в искусстве.
Keywords: Chinese historical-revolutionary painting of the twentieth century; image of the leader in Chinese painting; image of Mao Zedong in art.
Фигура вождя играет чрезвычайно значимую роль в истории Китайской Народной Республики, а также в китайской идеологии, культуре и искусстве ХХ в. В качестве наиболее значимых политических вождей этого периода выступили Мао Цзэдун (основатель Китайской Народной республики и председатель Коммунистической партии Китая). Образы этих выдающихся политических деятелей нашли претворение в бесчисленном количестве произведений китайского революционно-исторического искусства – изобразительного и музыкального.
Большим разнообразием отличаются живописные полотна, посвященные образу Мао Цзэдуна (1893-1976), личность которого до настоящего времени в истории Китая рассматривается как образец бескорыстного служения своему народу.
Первые образцы воплощения величественного и одухотворенного образа Мао Цзэдуна относятся к первым годам установления Китайской Народной Республики. Уже в 1950-е гг. появляется большое количество живописных полотен и рисунков, выполненных в соцреалистической манере и посвященных различным сценам из жизни вождя – торжественный момент провозглашения образования КНР (Дун Сивэнь «Торжество по случаю образования государства», 1952 г. (рис. 1)), встреча с различными слоями населения Китая – пастухами (Лю Вэнси «Председатель Мао и пастухи», 1958 г.), крестьянами (Ян Чжигуан «Товарищ Мао Цзэдун на Курсах крестьянского движения», 1959 г.), жителями провинции Шэньси (Лю Вэнси «Председатель Мао отправляется в северную Шэньси», 1965 г.), детьми (Чан Чжаохэ «Председатель Мао и юные пионеры», 1955 г.) и др.
Рисунок 1. Дун Сивэнь. Торжество по случаю образования государства.
Масло, холст, 1952 г.
Подобный реалистический метод изображения вождя характерен также для китайского изобразительного искусства 1960-х гг., когда были созданы такие историко-революционные полотна, как «Пробудить массы рабочих и крестьян» (1968 г.) Фан Цзэнсяня, «Председатель Мао пишет» (1961 г.) Хэ Кондэ и др. В отличие от работ 1950-х гг., где образ вождя представлен весьма обобщенно, на полотнах 1960-х гг. наблюдается стремление к большей психологической точности воплощения образа Мао Цзэдуна, в личности которого художники стремятся подчеркнуть глубокий внутренний мир и способность к тонким душевным переживаниям.
Уже в 1950-е гг. в китайском изобразительном искусстве намечается тенденция мифиологизации образа Мао Цзэдуна, которая наиболее ярко проявится в искусстве после смерти вождя (1976 г.). Для работ такого рода характерно изображение вождя как некоего надмирного существа, возвышающегося над простыми людьми и обладающего особыми сакральными качествами. Примером мифологизированного показа образа Мао Цзэдуна является работа Чан Чжаохэ «Идти по пути социализма» (1957 г.), где изображена группа идущих крестьян, лица которых излучают радость и надежду. Над крестьянами на небе изображен погрудный портрет председателя Мао, указующего крестьянам путь.
Согласно исследованию А. Донченко, после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. его образ стал «лейтмотивом творчества многих художников» Китая [2, с. 49]. На специальных совещаниях мастеров изобразительного искусства, состоявшихся в Пекине в год смерти вождя, обсуждались допустимые и рекомендуемые способы претворения образа Мао Цзэдуна в живописи и скульптуре [там же].
В 1970-е гг. в китайской живописи активно развивается направление, которое может быть определено как мемориализация образа вождя. Согласно определению Т. Пархоменко, для этого направления были свойственны эстетизация и героизация прошлого и настоящего, наделение образа вождя сакральными смыслами, а также превращение истории революции в красивый идеологический миф [1, с. 2]. Примером мемориализации образа Мао Цзэдуна в китайской изобразительном искусстве является плакат Цзянь Чунминя «Начало нового Великого похода под руководством мудрого Председателя» (1976 г.). Композиция плаката включает в себя два плана: на первом плане изображена ликующая народная толпа, активно прорывающаяся вперед, навстречу светлому коммунистическому будущему; на втором плане над яркой толпой изображено лицо Мао Цзэдуна, с радостью и гордостью взирающего на свой народ, будто благословляя его на новые подвиги. Пропорциональное соотношение (мелкие фигуры простых людей и огромный портрет вождя) подчеркивают мифологический характер образа Мао Цзэдуна, который воспринимается как сакральный символ. Отметим, что тема сакрализации изображения вождя также представлена на живописном полотне Цай Лян «Яньаньские факелы» (1972 г.), где изображена группа повстанцев, несущих перед собой портрет вождя, выполненный в ярко-красных тонах и ярко освещаемый горящими факелами.
Отметим, что образ Мао Цзэдуна оказывается актуальным и для китайских живописцев начала XXI в., примером чего служит романтическое экспрессионистическое полотно Хэ Анчэна «Поэт на коне», где представлен образ юного Мао Цзэдуна, погруженного в мечты и философские размышления. Действие картины разворачивается в неопределенном условном пространстве, главной же задачей художника является отражение высоких душевных устремлений молодого Мао Цзэдуна.
Таким образом, личность Мао Цзэдуна получает многогранное претворение в китайском изобразительном искусстве ХХ в. Эволюция в показе образа вождя в живописи Китая второй половины ХХ в. следует по пути перехода от простой иллюстративности и соцреалистического метода 1950-х гг. к усилению психологической глубины образа Мао Цзэдуна, изображаемого в 1960-е гг. как глубоко и точно чувствующего человека, сопереживающего горестям своего народа. Общей тенденцией в изображении Мао Цзэдуна на протяжении всей второй половины ХХ в. является стремление к мифологизации его образа, преподносимого как символ победы коммунизма, единства китайского народа и надежды на светлое будущее нации.
Список литературы:
- Донченко, А. И. Революционно-историческое направление в искусстве Китая / А. И. Донченко // Восточная Азия: факты и аналитика. – 2021. – №2. –С. 44-57.
- Пархоменко, Т. А. Революция 1917 г. в мировом искусстве и культуре / Т. А. Пархоменко // Культурное наследии России. – 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/revolyutsiya-1917-g-v-mirovom-iskusstve-i-kulture/viewer. – Дата доступа: 06.09.2024.
дипломов
Оставить комментарий