Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 февраля 2025 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Избачков Ю.С. К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XCI междунар. науч.-практ. конф. № 2(77). – Новосибирск: СибАК, 2025. – С. 41-45.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

Избачков Юрий Сергеевич

соискатель, Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва»,

РФ, г. Москва

ON THE PROBLEM OF RESEARCHING SECRET SOCIETIES IN SOVIET RUSSIA

 

Iurii Izbachkov

Associate researcher, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросу идентификации нелегальных обществ, существовавших в первые два десятилетия Советской власти. Эти общества состояли по большей части из представителей бывших привилегированных сословий. Область их интересов: изучение тайных знаний и оккультных наук. Нелегальный характер деятельности этих организаций и идеология, идущая в разрез с официальной, предопределили их участь – в 1920–1930 годы мистическое подполье в Советской России было разгромлено ОГПУ.

ABSTRACT

This article is about identifying the illegal societies that existed in the first two decades of Soviet power. These societies consisted mostly of representatives of the former privileged classes. Their area of ​​interest: the study of secret knowledge and occult sciences. The illegal mode of these organizations' activities and anti-Soviet ideology became the reason for their destruction by the OGPU in the 1920s and 1930s.

 

Ключевые слова: мистики; парамасоны; эзотерики; розенкрейцеры; оккультные организации; тамплиеры; теософы.

Keywords: mystics; paramasons; esotericists; rosicrucians; occult organizations; templars; theosophists.

 

При обращении к тематике тайных обществ нужно определиться, какие именно зарегистрированные и незарегистрированные властями организации имеются в виду.

Существует терминологическая путаница, связанная с различным наименованием тайных организаций на разных языках. Прилагательные «тайный», «мистический», «оккультный», «эзотерический», «секретный», «конспиративный» в зависимости от контекста употребления могут означать одно и то же, либо отражать нюансы деятельности той или иной организации.

«Мистический» происходит от греческого «μυστικό» – секретный, тайный, мистерийный, божественный. Чаще всего обозначает деятельность организаций, связанных с попытками изучения неких тайных знаний, связанных с обращениям к сверхъестественным силам.

«Эзотерический» происходит от древнегреческого «ἐσωτερικός» – внутренний, недоступный. Применительно к тайным обществам это существенно для разделения масонских организаций, часть из которых является закрытыми политическими клубами, так называемое политическое масонство, а другая часть сфокусирована на изучении собственно эзотерических практик, религий древности, каббалы, восточных философских учений.

«Оccultus» в переводе с латыни – скрытый, тайный. Чаще всего к оккультным организациям относят общества, занимающимся изучением так называемых «оккультных наук» – астрологии, алхимии, магии, некромантии и тому подобных.

От английского «conspiracy» – заговор, конспирация, тайный сговор, тайная подпольная организация, происходит именование «законспирированные организации». Английское «secret» происходит от латинского «secretus» и в качестве прилагательного секретный, тайный, потайной, скрытый, негласный, конспиративный. Конспирацию и секретность часто определяют друг через друга, а применительно к тайноведению секретные организации – чаще связанные с властями, хотя различие не всегда строго выдерживается.

Применительно к тайным обществам, существовавшим в Советской России, слова «тайное», «оккультное», «мистическое», «эзотерическое» можно использовать как синонимы, так как это отражает две существенные особенности: закрытые от посторонних собрания и ориентация на изучении сверхъестественных явлений и связанных с этим гипотез и суеверий.

Это широкий спектр организаций: тамплиеры, теософы и антропософы, масоны-мартинисты, мистики-анархисты, розенкрейцеры, псевдохристианские секты [7].

Советские органы власти часто смешивали их с реально существовавшими, но по большей части выдуманными контрреволюционными организациями, именуя их подпольными и законспирированными. ОГПУ в лице этих организаций нашла идеальные цели для преследования [3, 5, 10]. Часть членов бывших революционных партий, которых большевики опасались (меньшевики, энесы, эсеры, анархисты и другие) еще до революции увлеклась идеями оккультизма [4, Л.1-1об]. Действовали такие общества нелегально, проводя закрытые собрания. Их идеология не соответствовала официальной. Усмотрев угрозу в тайных обществах, состоявших по большей части из представителей бывших привилегированных сословий, советские органы власти уничтожили мистическое подполье, заодно решая задачи репрессий в армии, управленческом аппарате и научном сообществе. Материалы уголовных дел являются важными источниками знания о культуре этих обществ [2, 3, 5, 10].

Реагируя на давление со стороны властей часть сообществ трансформировалась из организаций, открыто привлекающих членов, построенных по принципам деструктивных сект, как их понимают в настоящее время, в небольшие замкнутые кружки единомышленников, небольшая часть которых сумела пережить годы массовых репрессий и войну.

Что касается самоидентификации представителей тайных обществ, то часто они не придерживались строгой направленности, часто называя себя одновременно мистиками, теософами, масонами, эзотериками, каббалистами, розенкрейцерами и прочими.

Исследователями отмечается, что говоря о советских масонах следует иметь в виду, что они не были признаваемы зарубежными масонскими ложами. Их преемственность даже от дореволюционных масонских организаций не прослеживается вполне однозначно. Поэтому стоит говорить о деятельности парамасонских организаций, использующих масонские символы, обрядность и идеологию, которую они черпали из доступной им популярной литературы [6, С. 82; 10, С. 4]. Это же замечание относится к деятельности ордена тамплиеров и организаций розенкрейцеров.

Характерная черта деятельности советских оккультистов – активное участие женщин в деятельности тайных обществ.

На нечеткие границы направлений деятельности обществ указывает также попытка заключения в 1925 г. конкордата (соглашения о сотрудничестве) между ленинградской «Великой ложей Астрея» (Б.В. Астромов-Кириченко) и московскими розенкрейцерами-орионийцами (В.В. Белюстин), о котором известно из «дела Мракобесов» – нескольких связанных между собой дел, инспирированных НКВД в 1940 году по обвинению лидеров оккультистов в шпионаже и антисоветской деятельности [1, 8, 9].

Культурологический анализ деятельности тайных обществ позволяет понять систему ценностей, выработанную этими сообществами, их мотивацию, отношения к окружающему миру. Применяя в качестве методологии концепции Й.Хейзинги культуры как игры и архетипов К.Юнга, можно прийти к выводу, что советские оккультисты скорее играли в тайные организации, стремясь уйти от реальности, связанной с трудностями выживания в социальной среде, которая все больше их отторгала.

При этом сами представители оккультных обществ в Советской России не сразу осознали опасность, которую для них представляла советская власть. ОГПУ для них была частью игры, внешней среды, от которой они, якобы, отгородились в своих ложах и орденах. Этим, отчасти объясняется та легкость, с которой лидеры тайных организаций принимали на себя обязанности секретных сотрудников ОГПУ [5, 10].

Таким образом, тайные общества представляют собой интересное явление общественной жизни Советской России 1920–1930 гг. Их культура существенно отличается от аналогичных организаций, действовавших за границей в это же время.

 

Список литературы:

  1. Архив Управления ФСБ России по Кировской области, СУ-8109. Дело Е.К. Тегера.
  2. Архив Управления ФСБ России по Ленинградской области, № 12517. Дело ленинградских масонов.
  3. Брачев, В.С. Ленинградские масоны и ОГПУ (протоколы допросов, вещественные доказательства) / Брачев В.С. // Русское прошлое. Историко-документальный альманах, кн. 1. – Ленинград, 1991, – С. 252–279.
  4. Государственный архив Российской Федерации. Ф.102. Оп.119. 1910 г. 4-е делопроизводство Д.398. Община Голгофских христиан.
  5. Розенкрейцеры в советской России. Документы 1922–1937 гг. / Публикация, вступительные статьи, комментарии, указатель А.Л. Никитина. – Москва: Минувшее, 2004. – 464 стр. с илл.
  6. Серков, А.И. История русского масонства. 1845–1945. / А.И. Серков. – Санкт-Петербург: Изд-во им. Н.И. Новикова, 1997. – 477 с.
  7. Серков, А.И. Русское масонство. 1731–2000: Энцикл. слов. / А.И. Серков. – Москва: РОССПЭН, 2001. – 1222 с.
  8. ЦА ФСБ РФ, Н-15197.
  9. ЦА ФСБ РФ, Р-23618 (преж. 1177, 980568).
  10. Эзотерическое масонство в советской России. Документы 1923–1941 гг. / Публикация, вступительные статьи, комментарии, указатель А.Л. Никитина. – Москва: Минувшее, 2005. – 536 с. с илл.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий