Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 февраля 2025 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ван Б. ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДИН ШАОГУАНА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XCI междунар. науч.-практ. конф. № 2(77). – Новосибирск: СибАК, 2025. – С. 35-40.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ДИН ШАОГУАНА

Ван Бо

аспирант, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Дин Шаогуан – один из ведущих китайских художников декоративной живописи XX века. В 1995 году Организация Объединенных Наций включила художника в список 29 выдающихся мастеров современного искусства. Его работы – это слияние Запада и Востока, классики и современности, фигуративного и абстрактного искусства. В статье представлены исходные факторы формирования стиля живописи Дин Шаогуана и анализ его работ. В условиях разностороннего развития современности анализ декоративной живописи Дин Шаогуана – это не только интерпретация и понимание стиля его живописи, но и изучение творчества других мастеров декоративной живописи, нуждающихся в более углубленном искусствоведческом исследовании.

ABSTRACT

Ding Shaoguang is one of the leading Chinese decorative painters of the 20th century. In 1995, the United Nations included the artist in the list of 29 outstanding masters of contemporary art. His works are a fusion of West and East, classical and modern, figurative and abstract. The article presents the initial factors of the formation of the painting style of Ding Shaoguang and the analysis of his works. In the context of the multifaceted development of modernity, the analysis of Ding Shaoguang's decorative painting is not only an interpretation and understanding of his painting style, but also the study of a larger number of decorative painting figures in need of in–depth research.

 

Ключевые слова: художник Дин Шаогуан; декоративная живопись; китайская живопись; декоративный стиль в живописи.

Keywords: Ding Shaoguang artist; decorative painting; Chinese painting; decorative style in painting.

 

Декоративная живопись – это в некоторой степени разновидность древней живописи, находящей свое особенное воплощение в наши дни. После модернизма рассматриваемый вид искусства обретает свое возрождение посредством различных течений, демонстрирующих декоративный стиль. Китай имеет уникальную традицию создания декоративных элементов с древних времен, будь то фрески Дуньхуана, керамика или фарфор, все они имеют украшения, относящиеся к местной китайской культуре. Дин Шаогуан, обладая уникальным художественным стилем, интегрирует традиционные китайские национальные черты в свои художественные работы в декоративном стиле, впитывая элементы западного модернизма и демонстрируя наследие китайской культуры, что является эффективным способом интеграции Востока и Запада с выходом на мировую арену.

Дин Шаогуан родился в 1939 году в уезде Гу, провинция Шэньси, Китай, и с ранних лет был разлучен с родителями, поэтому во многих его работах прослеживается тоска по материнской любви. Позже он поступил в Центральную академию искусств и ремесел (ныне Академия изящных искусств Университета Цинхуа), где специализировался на декоративной живописи. В год поступления в университет он отправился в Сишуанбанну (провинция Юньнань) на юго-западе Китая, где он вдохновлялся тропическими лесами, пышными деревьями, черпал в них бодрость и жизненную силу природы. Теплота народа Дай в провинции Юньнань и его уникальные этнические особенности оказали большое влияние на творчество Дин Шаогуана. Декоративные картины Дин Шаогуана в основном основаны на китайских тяжелых цветах и линейных рисунках, он впитал традиционную технику древней китайской кистевой живописи, где линия и цвет являются основными чертами его работ. Художник тщательно изучил большое количество китайских народных искусств, включая фрески Дуньхуана, статуи Хань, теневых кукол и Пекинскую оперу, что дало ему надежную гарантию понимания декоративных элементов исконных китайских традиций. Однажды он сказал: «Сильные цвета в моих работах появились благодаря изучению древнего китайского искусства» [3, c. 26]. Во-вторых, он также изучал работы мастеров-модернистов, среди которых большое влияние и вдохновение на Дин Шаогуана оказали работы и художественные концепции Пикассо, Кандинского и Матисса. Позже, в 1980 году, он уехал в США, и его длительная работа в Соединенных Штатах привела к подписанию контакта с большим количеством знатоков западной живописи, повлияв на творческие методы художника. Дин Шаогуан перенял больше выразительных способов живописи на пленэре и добавил традиционные китайские национальные декоративные качества, достигнув слияния Востока и Запада в истинном смысле этого слова.

Темами работ Дин Шаогуана всегда были материнство, женщины и природа. Например, в его работе «Человек и природа» преувеличенная деформация фигур и природных растений умело интегрированы и выражены в плоской манере, национальные узоры костюмов региона Юньнань используются в качестве декоративных элементов, чтобы сделать картину более интересной, а контраст между разреженностью и плотностью добавлен, чтобы придать картине более ритмичное ощущение. Женщины на картине держат руки в направлении голубей в небе, символизируя надежду и добрые пожелания (см. Рис. 1).

 

Рисунок 1. Человек и природа

 

Точки, линии и поверхности – основа всего в живописи, и эта связь усиливается в декоративных картинах. В своих работах Дин Шаогуана уделяет большое внимание изображению линий и ритмично распределяет отношения между точками, линиями и поверхностями, создавая контрасты между различными элементами картины и демонстрируя высокий декоративный эффект. Например, в его работе «Богиня искусства» в качестве фона используются статуи Будды на фресках Дуньхуана в Китае. Две женщины стоят на коленях и смотрят вверх в направлении полета птицы, а на земле рассыпаны цветы – это означает, что искусство надеется принести людям добрые пожелания. Однако также имеют значение линии и поверхности: стройная шея птицы как «линия», и контраст высокой яркости нанизан на нить с высокой степенью контраста, что делает его довольно декоративным эффектом (см. Рис. 2). Контраст между толщиной и длиной линий делает картину более многослойной и разнообразной, а линии обладают красотой традиционной китайской живописи, которая плавна и сосредоточена на внутреннем выражении сердца. Костюмы двух женщин выполнены в чистых цветах, которые открывают связь с фоном и усиливают визуальный эффект главных героев, а узоры и цветы в нижней части картины разбросаны в виде точек под фреской и перемежаются между персонажами. Таким образом, мы видим, что в выражении точек, линий и поверхностей в работах Дин Шаогуана его собственное понимание линий обладает высокой степенью выразительности и жизненности.

 

Рисунок 2. Богиня искусства

 

Что касается цветового решения, то цвета декоративных картин не зависят от окружающей среды и присущих ей колористических оттенков, они исходят из субъективных эмоций создателей и могут быть великолепными или простыми и теплыми [1, c. 128]. Цвет в работах Дин Шаогуана ассоциируется с расцветками традиционной китайской живописи, такие как колорит фресок всех периодов древнего Китая, цвета народных новогодних картин и тон лиц персонажей Пекинской оперы. В каждой из его работ использование цветов носит декоративный характер. Дин Шаогуан однажды сказал: «У каждого художника должны быть свои субъективные ощущения по поводу цветов, и мне очень нравится синий, потому что он олицетворяет спокойствие» [2, c. 3]. Например, в его работе "Рожденный без конца" в общем цвете преобладает синий, однако наблюдается разница между синими оттенками каждой её части, где в визуальном центре преобладает синий с высокой яркостью и высокой чистотой, а растения по краям представлены в цветовом решении с низкой чистотой и низкой яркостью, что придает картине в целом спокойную и гармоничную атмосферу (см. Рис. 3).

 

Рисунок 3. Бесконечный

 

В настоящее время декоративная живопись Дин Шаогуана имеет большое влияние на международной арене, что, несомненно, связано с художественной ценностью, которую он создал. На сегодняшний день, как самый представительный китайский художник декоративной живописи, он ярко выражает традиционные китайские национальные и региональные особенности провинции Юньнань, и принимает красивую природу и материнскую любовь как вечную тему, создавая успешные инновации, традиции и современность. Это не только придаст новую жизнь и креативность местному искусству, но и отразит знаковые символы и элементы местной культуры в новой перспективе.

 

Список литературы:

  1. Ван Б., Савинов А.М. Совершенствование процесса обучения студентов основам декоративной живописи // Вестник педагогических наук. – 2024. – № 4. – С. 125-132. – DOI 10.62257/2687-1661-2024-4-125-132.
  2. Инь Вэнь. Происхождение и трансформация национального эстетического сознания в тяжелых цветных картинах Дин Шаогуана // Thought Front. – 1998. – С. 3.
  3. Ху Цзя. Райская птица: художественная парадигма Дин Шаогуана. – Tsinghua University Press, 2017. – С. 26.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

Оставить комментарий