Статья опубликована в рамках: XCI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 февраля 2025 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВЛИЯНИЕ ДАОСИЗМА НА РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
THE INFLUENCE OF TAOISM ON THE DEVELOPMENT OF CHINESE ART CULTURE
Zhong Qianqian
Postgraduate student of the Department of Cultural Studies, Belarusian State University of Culture and Arts,
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
Даосизм занимает важное место в китайской традиционной культуре. Даосская философская мысль оказала глубокое влияние на развитие традиционной художественной культуры. В данной статье на основе анализа связи между даосской мыслью и художественной культурой, а также влияния даосского учения на художественную культуру раскрывается тесное взаимодействие между ними.
ABSTRACT
Taoism occupies an important place in Chinese traditional culture. Taoist philosophical thought had a profound influence on the development of traditional artistic culture. In this article, based on the analysis of the relationship between Taoist thought and artistic culture, as well as the influence of Taoist teachings on artistic culture, the close interaction between them is revealed.
Ключевые слова: даосизм, художественная культура, влияние, развитие.
Keywords: Taoism, artistic culture, influence, development.
Даосская культура выступает как важная основа китайской цивилизации [6, с.174]. Даосизм играет очень важную роль в тысячелетней истории развития китайской цивилизации. Развитие китайской культуры всегда было тесно связано с даосской культурой, можно сказать, что она глубоко укоренилось в ней. Китайская культура во многих аспектах несет в себе отпечаток даосского влияния. Китайский ученый Лу Синь однажды сказал: «Корни китайской культуры лежат в даосизме». [5, с.18]
Что касается изобразительного искусства, то в древнем Китае не было понятия «изящное искусство», однако существовал иероглиф 美(мэй) «красота», значение которого в словаре «Шовэнь цзецзы («Происхождение китайских иероглифов)» объяснялось следующим образом: «Красота во вкусе. Начиная от овец и их размера. Овца относится к шести главным домашним животным (прим. корова, лошадь, овца, свинья, собака, курица). Хозяин дает ей пищу. Красота и доброта находятся в согласии». Сюй Сюань из династии Сун добавлял: «Красота в больших овцах». [7, с. 79] Красота в данном определении не имеет современного значения «красоты», а исходит из описания некоего положительного физиологического чувства, при этом восхищение богатством материальных благ равносильно восхвалению нравственности. В древней культуре «красота» была синонимом «изящества», а вместе они представляли красивый внешний вид человека. [9, с.2789] В Древнем Китае время от времени говорили об «изящных искусствах», но их значение совершенно отличалось от современного. Так называемое «изобразительное искусство» в настоящее время — заимствованное выражение, популярное в Китае менее ста лет, главным образом соответствующее английским словам «art» или «fine arts», первое из которых лучше перевести как «искусство», а второе означает «изящные искусства», включающие в себя музыку, живопись и скульптуру. [3, с.17] Современное китайское академическое сообщество в первую очередь определяет изобразительное искусство как живопись, скульптуру, архитектуру и ремесла, произведения которых создаются главным образом с использованием традиционных техник. В статье с данной точки зрения анализируется и объясняется влияние даосизма на развитие китайской художественной культуры.
Влияние даосизма на развитие китайской живописи отражается в следующих моментах. Даосизм всегда подчеркивал высшую ценность природы. Даосская эстетика бесконечно расширяет границы эстетических объектов до всего естественного бытия, ломая границы повседневной эстетики живописи. Даосизм говорит о «недеянии», воплощением которого являются пустота и спокойствие. Нельзя недооценивать направляющую роль концепции пустоты и спокойствия в решении вопроса пустоты на картине. Только искусное использование абстракции может создать неуловимый художественный эффект. В отличие от использования света и цвета, играющих важную роль в западном искусстве, Лао-цзы выступил за то, чтобы «видеть и сохранять искренность и простоту». «Таинственность» и «Простота» оказали большое влияние на формирование концепции «сначала тушь, а затем рисование красной и синей красками» в китайском традиционном искусстве живописи.
Даосизм оказал глубокое влияние на развитие китайского искусства, в особенности на развитие китайского пейзажного стиля. По мнению ученого Цзян Вэй, «не существует пейзажного искусства более поздних поколений, которое не прошло бы крещение даосизмом». [10, с.94] Даосская философия наделяет китайскую поэзию естественным художественным стилем. Писатель Линь Юйтан говорил о том, что «вся изысканная удобочитаемая китайская литература, которая с легкостью восхищает человеческий разум, глубоко проникнута даосским духом». [4, с. 51] Даосизм повлиял на китайскую поэзию гор и вод в различных аспектах. В большей степени художественные концепции поэтических теорий «отобраны из наставлений Лао-Цзы» [1, с.274] и они глубоко связаны с даосизмом. По сравнению с другими видами поэзии поэзия гор и вод отличается простотой, непосредственностью и естественностью художественного стиля. Под влиянием данного стиля оказалась пейзажная лирика большинства китайских поэтов, в т.ч. классиков Ли Бо, Тао Юаньмина и Ван Вэя. На поэзию гор и вод большое влияние оказала даосская космология. Постепенное формирование огромного художественного мира пейзажной поэзии проходило под влиянием даосской идеи слияния человека с природой. Между человеком и внешним миром существуют отношения, выходящие за пределы утилитаризма. С помощью стирания граней между внутренним и внешним миром, вплоть до единения личности (Я) и окружающего мира, можно достичь духовного царства, абсолютной свободы и безмятежности.
Непосредственное влияние даосской культуры на древнекитайское искусство скульптуры заключается в предоставлении разнообразных материалов и объектов-прототипов для создания древних скульптур [11, с.129]. Помимо этого, учения Лао-цзы и Чжуан-цзы в даосской культуре обеспечили философскую основу для древнекитайского искусства скульптуры. Подобно китайской живописи, древнекитайская скульптура с точки зрения эстетики и творческого мышления также находилась под сильным влиянием даосизма. Древняя китайская скульптура стремится к философской и духовной сфере возвращения к природе, внутренней, первобытной и естественной красоте, тесно связана с даосской философией поклонения природе, сочетанием антагонизма и гармонии, а также идеей «высшая добродетель подобна воде (прим. высшая добродетель – скромность и несоперничество)». Даосская культура также косвенно повлияла на размещение и развитие китайских надгробных скульптур. Китайцы верят, что душа бессмертна, а жизнь после смерти такая же, как и при жизни, поэтому надгробные скульптуры у них разнообразны и многочисленны. Вокруг захоронений императоров, аристократов, чиновников и помещиков устанавливались большие монументальные скульптуры, каменные обелиски и животные. На выбор погребальных скульптур и даже места размещения гробницы императора сильное влияние оказывали даосские теории о фэн-шуй и пяти элементах.
Из-за территориальных масштабов страны китайские архитектурные формы и стили очень различны, однако в фундаменте региональных различий стоит богатое культурное наследие Китая, например, даосизм оказывает сильное влияние на выбор архитектурных форм традиционных китайских жилищ. Даосские идеи о «недеянии» и «следовании дао» напрямую отражаются в подборе и устройстве внешней среды китайских жилых домов. В даосизме считается, что «человек следует земле, земля – небу, небо – Дао, а Дао – самому себе (своей природе).» [2, с.6] По этой причине традиционная китайская архитектура стремится к максимальной гармонии с природой, а не разрушению природной среды ради архитектуры. В то же время в процессе строительства традиционных китайских жилых домов особое внимание уделялось даосскому учению о «фэн-шуй». Люди думают, что при строительстве зданий следует полагаться на принципы «фэн-шуй». Считается, что при их нарушении живущие в доме люди будут страдать от неудач. Поэтому перед строительством традиционных китайских зданий необходимо обратиться к принципам «фэн-шуя», чтобы убедиться, что после строительства не произойдет никаких плохих событий.
Даосизм, как ключевое учение Китая, оказал большое влияние на развитие древнего декоративно-прикладного искусства, при этом его влияние на историю древнего дизайнерского мышления является очевидным, несмотря на некоторую запутанность. Например, китайские сады являются воплощением природной естественности. Их ландшафтный стиль формировался в период даосского отшельничества в эпоху династии Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий. Наивысший уровень устройства китайских садов – это «несмотря на то, что это создано человеком, оно словно рождено небом». [8, с.222]. Также стоит отметить искусное воплощение в садоводстве даосского принципа «обучения у природы». Помимо ландшафтного дизайна садов, уникальное мастерство создания печатей в Китае также находится под сильным влиянием даосизма. Несмотря на то, что теория Инь-Ян не является художественным принципом, она обеспечивает эстетическую основу для содержания и формы гравировки печати при помощи философских категорий и суждений. [12, с.18] Принципы теории Инь-Ян о «постоянном движении и изменении» и «созидательности жизни» играют основную роль при выборе форм гравировки печатей, начертания иероглифов и вырезания при помощи ножа.
В целом, можно сказать, что идеи даосской культуры, такие как «недеяние», «Инь-Ян» и «сохранение искренности и простоты», сыграли огромную роль в китайской художественной культуре. В то же время она впитала в себя эти даосские идеи, сделав собственное развитие более полным и приобретя национальные особенности. Таким образом, даосизм и китайская художественная культура тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Список литературы:
- 叶朗,中国美学史大纲,上海:上海人民出版社,2010,274 =Е Лан. Очерк истории китайской эстетики / Лан Е. – Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2010г. – С. 274.
- 《老子》, 老子著、王弼注, 上海古籍出版社,1995,第6 页 = Лао-цзы. «Дао-дэ-цзин» (с комментариями Ван Би) / Лао-цзы. – Шанхай: Шанхайское издательство древних книг, 1995. – С. 6.
- 李凇, 关于“道教”、“美术”、“史”的思考, 南京艺术学院学报;2011(02),17 = Ли Сун. Размышления о «даосизме», «изобразительном искусстве» и «истории» / Сун Ли // Журнал Нанкинского университета искусств. – 2011. – №02. – С. 17.
- 林语堂,沈登恩译,吾国与吾民,台湾:远景出版事业公司,1986, 51 = Линь Юйтан. Моя страна и мой народ (пер. Шэнь Дэнэня) / Юйтан Линь. – Тайвань: Издательская компания «Юаньцзин», 1986г. – С. 51
- 鲁迅《鲁迅书信集》上卷;人民文学出版社;1976 年版,第 18 页。= Лу Синь «Собрание сочинений в четырех томах. Том 1» / Синь Лу. – Пекин: Издательство «Народная литература», 1976 г. – С.18.
- 刘长明,李国选。道家文化源流考;山东社会科学;2022(04);174. = Лю Чанмин. Исследование происхождения даосской культуры / Чанмин Лю, Госуань Ли // Шаньдунские социальные науки. – 2022. – №04. – С. 174.
- 许慎撰,(宋)徐铉校定.说文解字[M]. 北京:中华书局,2002:79 = Сюй Шэнь. «Происхождение китайских иероглифов» / Шэнь Сюй. – Пекин: Книгоиздательство «Чжунхуа», 2002. – С. 79.
- 范鸿武, 中国古代文化精英士大夫对工艺美术的影响和作用,艺术百家,2010(8),222 = Фань Хунъу. Влияние и роль древних китайских культурных элит и чиновников на искусство и ремесла / Хунъу Фань. – 2010. – №8. – С. 222.
- 范煜《后汉书.列女传》中华书局点校本,2000年,2789 页。= Фань Юй ««История династии Поздняя Хань». Жизнеописания знаменитых женщин» / Юй Фань – Пекин: Книгоиздательство «Чжунхуа», 2000г. – 2789 с.
- 蒋伟,道家哲学与山水艺术,湖南师范大学博士论文,2014,94 = Цзян Вэй. Даосская философия и пейзажное искусство: докторская диссертация Хунаньского педагогического университета. – 2014. – С. 94.
- 陈思春, 浅谈道教文化对中国古代雕塑艺术的影响;艺术大观;2018;129 = Чэнь Сычунь. О влиянии даосской культуры на древнекитайское искусство скульптуры / Сычунь Чэнь // Взгляд на искусство. – 2018. – С.129.
- 申铉京,中国文人纂刻美学研究,中国美术学院博士论文,2017,18 = Шэнь Сюаньцзин. Исследование эстетики трудов китайских литераторов / Сюаньцзин Шэнь // Докторская диссертация Китайской академии искусств. – 2017. – С.18.
дипломов
Оставить комментарий