Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РЕШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ОСВОЕНИИ ПАРТИТУРЫ В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КАНТАТЫ Ф. ПУЛЕНКА «ЗАСУХА»
DECISION OF TECHNICAL AND CREATIVE TASKS AT MASTERING OF SCORE IN CLASS OF CHORAL CONDUCTING ON EXAMPLE OF CANTATA OF FRANCIS POULENC "DROUGHT"
Larisa Kaplun
assistant professor of choral conducting and solo singing Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Russia, Perm
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается использование кантаты Ф. Пуленка «Засуха» при обучении студентов в классе хорового дирижирования.
Статья может быть интересна преподавателям музыкально-педагогических учебных заведений и руководителям хоровых коллективов.
ABSTRACT
In the article the use of cantata of F. Poulenc is examined "Drought" at educating of students in the class of the choral conducting.
The article may be of interest to teachers of music and teacher-training institutions and leaders of choirs.
Ключевые слова: Пуленк, дирижирование, хоровой класс, интерпретация произведений.
Keywords: Poulenc, conducting, choral class, the interpretation of works.
Обращение к кантате «Засуха» Франсиса Пуленка при обучении в классе хорового дирижирования не случайно. Музыка кантаты, полная драматизма, оставляет глубокое и сильное впечатление. Прежде всего, дирижёру необходимо всё своё внимание направить на изучение и понимание музыкального произведения, продумать, какие технические приёмы необходимы, чтобы донести до исполнителей не только штрихи и нюансы партитуры, но и смысл, и характер произведения.
Кантата «Засуха» 1937 г., созданная по поэме Эдварда Джеймса, предназначена для смешанного хора и оркестра. Четыре части кантаты - «Саранча», «Покинутая деревня», «Обманчивое будущее», «Скелет моря» — рисуют стихийное бедствие, постигшее людей [2, стр.98].
«Некогда плодородная долина опустошена, она стала пристанищем и царством саранчи. Засуха стёрла следы человеческого жилья, её дух носится над безмолвной землёй, иссушая всё на своём пути». Композитор намеренно использует сравнения и эпитеты, вызывающие у читателя отталкивающее впечатление. Образы кантаты символичны и перекликаются с «тёмными силами гитлеризма» и хотя Пуленк не оставил своих замечаний по поводу сюжета «Засухи», музыка подтверждает эту мысль [1, стр. 110].
Задача дирижёра через мануальную технику передать различные состояния музыки – гнев и горечь потерь, смирение и протест против ужасов катастрофы.
Дирижирование – это не только технологическая система управления. Студенту в классе дирижирования необходимо постичь самое главное и определяющее – это, его активное творческое желание, целенаправленная энергетика, которая воздействует на исполнителей. Дирижёру необходимо обладать смелостью, перспективой мышления, чтобы суметь передать в жесте мысль, заложенную в данном произведении.
Цельность и непрерывность музыкального развития частей кантаты, позволяет наиболее точно раскрыть образное содержание произведения. Дирижеру необходимо самому разбираться в форме изложения произведения, иначе оно может распасться на ряд эпизодов, границы которых подчеркиваются паузами, окончаниями фраз.
Оркестр в кантате, казалось бы, выполняет аккомпанирующую роль, но не лишён самостоятельности и выразительности. Примерами этого могут служить вступление и заключение из «Саранчи», вступление из «Покинутой деревни». Стиль письма кантаты преимущественно гармонический, но включение всевозможных перекличек оживляет музыкальную ткань. Фразы построены в духе старинных напевов, архаических ладов или григорианских хоралов [4].
Композитор в совершенстве владеет особенностями хорового письма, применяя человеческий голос в самых различных вариантах: хоровое tutti, divisi всех партий, особенно в момент кульминаций [3, стр. 110].
Применяя хроматизмы, резко диссонирующие аккорды, параллельные движения септимами и нонами, внезапно вторгающимися громоздкими созвучиями, Пуленк добивается поставленной цели — изображения ужасной катастрофы, почти трагедии.
Дирижёру следует быть предельно аккуратным и точным при показе сложных для интонирования диссонирующих аккордов в хоре, а также при слиянии партий в октавный унисон. Произведение требует от дирижёра использовать особые приёмы дирижирования, требующие от хора европейского, инструментального звучания.
Кантата изобилует изобразительными приёмами – так, например, в первой части оркестровое вступление и остинатные фигуры в аккомпанементе имитируют полёт саранчи, колокольные набатные звоны. Вступление из второй части рисует мерную, маршевую поступь покидающего деревню населения [2. стр. 201].
Дирижёру необходимо приучить себя вслушиваться в звучание музыки, образно представлять, что же в итоге он хотел бы получить. Так как у дирижёра единственный профессиональный двигательный навык – это тактирование, то этот навык необходимо совершенствовать и в дальнейшем творческие задачи порождают комплекс технических средств дирижёра.
Фразировка музыкального произведения подчинена текстовому развитию. Для исполнения данного сочинения перед дирижером ставится ряд сложных задач, связанных с показами ауфтактов и снятий хору: плавный жест, короткий вдох на опоре; с управлением динамикой; с показами скачков в различных хоровых партиях, штриха легато. Поэтому от дирижера требуется особая выразительность и точность в жесте.
Во время работы в классе хорового дирижирования, от обучаемого обязательно следует добиваться активного внешнего проявления внутреннего переживания данного музыкального произведения (корпус, глаза дирижёра одухотворены). Лишь тогда дирижёру удаётся убедительно передать замысел композитора.
Отвлечённость образов поэмы (автор не уточняет ни места, ни времени действия) не мешает их реалистическому восприятию, музыка кантаты оставляет глубокое и сильное впечатление. Именно поэтому интерес к творчеству Ф. Пуленка в наши дни лишь усиливается и вызывает необходимость углублённого исследования его музыкального наследия.
Список литературы:
- Медведева М.А. «Франсис Пуленк» - М.: Советский композитор, 1969. — 255 с.
- Смирнов В.В. История зарубежной музыки: Вып.6., уч. пособие. — Спб: Композитор, 2001. — 319 с.
- Ф. Пуленк «Я и мои друзья» - М.: Музыка, 1997. — 93с.
- Ф. Пуленк. Кантата «Засуха» [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://intoclassics.net/news/2009-11-11-10830 (дата обращения 15.11.2018)
дипломов
Оставить комментарий