Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 ноября 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Техническая эстетика и дизайн
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОЦЕНКА ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ДИЗАЙНА
ASSESSMENT OF VISUAL PERCEPTION OF OBJECTS INFORMATION DESIGN
Svetlana Rassadina
associate Professor of design, technology, materials science and expertise of consumer goods Kostroma state University,
Russia, Kostroma
Olga Ivanova
associate Professor of design, technology, materials science and expertise of consumer goods Kostroma state University,
Russia, Kostroma
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-16- 44001 «Концепция формирования и методология развития инновационного образовательного центра в контексте продвижения образования в области технологий, дизайна и культуры потребления».
АННОТАЦИЯ
В статье проведен анализ существующих подходов к оценке визуального восприятия объектов информационного дизайна. Выявлено, что при наличии достаточно большого объема исследований и относительной проработанности темы оценки визуального восприятия и степени упорядоченности структуры формальной композиции, на практике оценка визуального восприятия объектов дизайна проводится по субъективным критериям. Показаны направления расширения возможностей объективной оценки визуального восприятия макетов информационных сообщений.
ABSTRACT
The article analyzes the existing approaches to the assessment of visual perception of information design objects. It is revealed that in the presence of a sufficiently large amount of research and the relative elaboration of the theme of assessing the visual perception and the degree of ordering of the structure of the formal composition, in practice, the assessment visual perception of design objects is carried out according to subjective criteria. Directions of expansion of opportunities of an objective assessment of visual perception of models of information messages are shown.
Ключевые слова: информационный дизайн, композиция, структура, элементы информационного сообщения, эффективность.
Keywords: information design, composition, structure, elements of information message, efficiency.
Информационный дизайн – одно из направлений графического дизайна, связанное с художественно-техническим оформлением информации, поиском оптимальных способов ее передачи и представления.
Объекты информационного дизайна можно классифицировать по носителю визуальной информации:
- полиграфическая продукция (листовки, флаеры, буклеты, журналы, плакаты, афиши и т. д.);
- информация на объектах (таблички, указатели, вывески, информационные стенды, стеллы, транспорт и т.д);
- виртуальная среда (веб-дизайн, мобильные приложения, информационные киоски и т. д.).
Любой объект информационного дизайна нуждается в эффективной визуализации и, самое главное, в упорядочивании массива неструктурированной текстовой и визуальной информации. Поиском принципов гармоничной организации элементов композиции в архитектуре и дизайне занимались многие исследователи, инженеры и дизайнеры. Так, среди существующих подходов, позволяющих структурировать информационное сообщение на макроуровне, задать порядок отношений элементов макета можно выделить применение модульной сетки, использование правила третей, принципов гештальтпсихологии, применение принципов «золотого сечения».
Информационный дизайн является более функциональным, нежели эмоциональным. Это связано с существенным различием целей информационного и рекламного сообщений. Если для дизайна рекламы более значима именно эмоциональная, образная составляющая, то большая часть информационных сообщений разрабатывается по принципам функциональности и эргономики восприятия.
Разработка информационного дизайна основывается на принципах универсального дизайна, согласно которым объекты информационного дизайна:
- обеспечивают равные возможности, являются доступными и отвечают требованиям рынка для людей с различными возможностями;
- просты в использовании, обеспечивают возможность интуитивного использования;
- обеспечивают хорошее восприятие информации пользователем вне зависимости от окружающих условий или сенсорных возможностей пользователя;
- обеспечивают устойчивость к ошибкам;
- минимизируют физические нагрузки, используются эффективно, комфортно и с минимальным утомлением.
Над созданием макетов информационных сообщений, визуализацией вербальной и невербальной информации активно работают дизайнеры-графики, инфографисты. Однако, нерешенным вопросом до сих пор остается оценка эффективности информационного сообщения, отсутствуют критерии оценки качества передачи визуальной информации. Одну и ту же информацию можно организовать различными способами. Но как из этих вариантов выбрать наиболее эффективный?
В связи с этим актуальным является совершенствование процесса поиска лучших по визуальному восприятию вариантов информационных сообщений, создание предпосылок формализации оценки эффективности информационных сообщений.
Над поиском принципов организации гармоничной композиции, компоновки элементов формальной композиции и информационных сообщений, описанием стратегий визуального восприятия изображения, работали многие дизайнеры и исследователи [1-7].
Если рассматривать веб-дизайн, то тема оценки качества визуального восприятия разработана там более подробно и связана с понятием юзабилити. Юзабилити – способность продукта быть понимаемым, изучаемым, используемым и привлекательным для пользователя в заданных условиях (ISO/IEC 25010).
Согласно правилам юзабилити выделяют компоненты, по которым оценивается качество сайта. Перечислим некоторые из них:
- эффективность (как быстро пользователь сможет выполнять необходимые действия после знакомства с сайтом),
- запоминаемость (насколько быстро пользователь восстанавливает знания после долгого неиспользования сайта);
- ошибки (сколько ошибок совершает пользователь при знакомстве с сайтом);
- удовлетворение (насколько пользователю приятно находиться на сайте);
- обучаемость (насколько легко пользователь выполняет операции при первом посещении сайта).
Критерии эффективность, запоминаемость, количество ошибок позволяют получить количественную оценку и являются вполне объективными. Существуют алгоритмы проверки степени удовлетворенности пользователя конкретным веб-продуктом и они могут быть адаптированы под оценку качества информационных сообщений или систем.
Практически все перечисленные выше признаки можно протестировать на объектах информационного дизайна, например, на образцах инструкций, некоторых видах инфографики, табличках и информационных стендах. Данные признаки позволяют оценить степень удовлетворенности пользователей продуктом. Фактически это уровень достигнутой визуальной коммуникации.
Оценка качества готового продукта, в данном случае визуального сообщения, с точки зрения пользователя – важный этап проектной работы, позволяющий разрабатывать более качественные макеты, учитывать замечания пользователей еще на этапе проектирования.
Представляется важным также необходимость анализа качества структурирования и представления визуальной информации, оценка композиционного решения до представления готового продукта пользователю. В настоящее время созданы все предпосылки к разработке более основательного подхода к созданию макетов информационных сообщений, при котором учитывались бы существующие наработки в области технической эстетики и теории формальной композиции. Это позволит ускорить процесс проектирования объектов информационного дизайна и переведет весь процесс проектирования на новый качественный уровень.
Хочется с удовлетворением отметить, что фундамент для системной оценки композиционных решений в дизайне уже заложен и недавно опубликован в работе «Теория формальной композиции» [7] российского ученого, дизайнера-исследователя А.В. Шаповала, опиравшегося на комплексные исследования зрительного восприятия несмысловых композиций А.А. Митькина, работы известных отечественных ученых Б.Ф. Ломова, В.Д. Глезера, В.Ф. Рубахина, В.Ф. Венды, М.С. Шехтера, Т.П. Зинченко, П.А. Кудина, В.А. Ганзена. Шаповалом в настоящее время разработаны основы рационального анализа и синтеза композиций в соответствии со стратегиями зрительного восприятия.
Несомненна и методическая целесообразность разработки подобной методики, имеющей ценность в сфере дизайнерского образования. Как считает А.В. Шаповал [7], «в новой системе обучения необходимо учить быстро и эффективно», «преподавание теории композиции все чаще базируется на чувствах и ощущениях, <…> процедура обучения растягивается во времени».
На основе работы А.В. Шаповала можно выделить подходы, позволяющие формализовать процесс организации эффективной структуры дизайн-системы (в данном случае объекта информационного дизайна) и задействовать для анализа композиционного решения экспертные системы по направлению «Дизайн» и искусственный интеллект. Итак:
- выделен целый ряд признаков, позволяющих количественно охарактеризовать структуру композиции;
- сформулированы семь аксиом теории формальной композиции;
- дано определение структуры формальной композиции;
- впервые показано существование и значимость полевой структуры композиции;
- сформулированы признаки по которым выделяются кластеры системы;
- введены важные понятия теории формальной композиции: «ключ композиции» и «кортеж композиции».
- разработан порядок оценки целостности композиции, показаны приемы достижения более целостных композиций.
Это лишь некоторые ключевые моменты монографии «Теория формальной композиции», которые позволят создавать эстетичные, обоснованные с точки зрения организации структуры композиционные решения.
На основе данных исследований автором статьи проведена практическая оценка макетов информационных табличек на предмет оценки силы связи между элементами, установления главных осей и порядка композиционных центров, выявлены пассивные и активные композиционные центры. Проведенный сравнительный анализ структур информационных объектов позволил сделать обоснованные выводы относительно целостности композиций, дать рекомендации по структурированию информации и достижению наилучшего визуального восприятия.
Список литературы:
- Арнхеймер Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: «Прогресс», 1974. 386 с.
- Головко С.Б. Дизайн деловых периодических изданий [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Графика», «Журналистика», «Информационные технологии в дизайне», «Реклама» / Головко С.Б.— Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 423 c.
- Голомбински Ким, Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веб и мультимедиа. Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013. - с. 275.
- Десять страниц о дизайне информационной эпохи. Аветисян А.Д. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2013. №1. С. 138-151.
- Информационный дизайн и визуализация данных. Лаптев В.В. Дизайн. Теория и практика. 2014. № 15. С. 32-46.
- Овчинникова Р.Ю. Дизайн в рекламе: основы графического проектирования: учебное пособие / Р.Ю. Овчинникова; под ред. Л.М. Дмитриевой. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 239 с. : ил.
- Шаповал А.В. Теория формальной композиции: учебное пособие для вузов / А.В. Шаповал. - Казань: «Дизайн-квартал», 2016. - 175 с.: ил.
дипломов
Оставить комментарий