Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 апреля 2020 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ТАТУИРОВАНИЯ ТЕЛА И ФОРМЕ ЕЕ ВОСПРИЯТИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
АННОТАЦИЯ
В современном мире мы всё чаще сталкиваемся с татуированными людьми, но в обществе не сформировалась однозначная культурная парадигма восприятия татуировки: присутствуют как модели принятия, так и отторжения, которое становится причиной исключения индивида из некоторых общественных ячеек. Культура татуирования тела прошла нелегкий путь эволюции. В данной статье авторами ставится задача описать процесс формирования культуры татуирования тела и определить основу восприятия данного феномена в обществе.
Ключевые слова: татуирование, общество, нормы, культурная модель.
Самые древние, из найденных, татуировки были обнаружены на телах мумий в Древнем Египте. Несмотря на то, что тела были сильно высушены временем, рисунки на коже были хорошо видны и различимы. В древних культурах татуировки служили не только украшением, но и выступали в качестве обозначения рода деятельности человека, а также они показывали, к какому племени относился ее носитель, роду, указывали социальную принадлежность, имели и религиозное значение. Древние люди считали, что татуировка могла наделять своего обладателя определенной магической силой. [2]
Причины привнесения татуировок в культуру человека так и не были выяснены, но существует теория, что татуировка произошла от естественных повреждений кожи у древних людей. Рассеченная кожа, например, после встречи с хищником, образовывала причудливые шрамы, носитель которых выделялся от своих соплеменников в положительную сторону – его считали храбрым охотником. Люди расселялись по континенту, образовывая новые племена, и, с течением времени, сами стали оставлять отметены себе и своим соплеменникам в качестве отличительного знака. [2] Иными словами, в то время татуировка показывала статус, место, роль человека в социуме.
Геродот - древнегреческий историк, живший в IV веке до нашей эры, сообщил, что Гистиаос, тиран Милета, передал своему зятю тайное послание с помощью татуировки: Гистиаос нанёс письмо на голове своего невольного с помощью татуировки, а когда у того отрасли волосы, он отправился в путь, дабы передать послание. [6]
В Европу культура татуирования пришла благодаря Джеймсу Куку, он привез с острова Таити с головы до ног разукрашенного полинезийца. С тех пор татуировки начали набирать популярность: сначала у моряков — они изображали петуха на одной ноге и свинью на другой, и верили, что это спасет их от кораблекрушения. Затем татуирование стало набирать популярность, как и у обычных людей, так и у представителей знати. Принц Уэлький, будущий король Эдуард VII, в конце XIX века во время поездки в Японию сделал себе татуировку с изображением дракона. По некоторым сведениям, там же в Японии обзавелись татуировками британский король Георг V, а также Самодержец Всероссийский Николай II. [6]
В Японии тату считались привилегией исключительно представителей знати. Так символ дракона обозначает власть и силу – он одновременно объединяет огонь и воду. Позже в Японии татуировки перешли в декоративное искусство, а позднее и вовсе приобрели негативный характер - знак якудза (традиционная форма организованной преступности в Японии, занимающей лидирующее место в криминальном мире страны). [6]
В России татуирование появилось задолго до Николая II, а именно в начале XIX века. В числе людей составлявших свиту Н.П.Резанова, назначенного послом в Японию, был Фёдор Толстой. Фёдор Толстой - человек действия, жил безудержными страстями. Он с презрением относился к моральным нормам, принятым в обществе, искал любой повод для дуэли. Во время стоянки около острова Накагива, корабль посетил один из вождей местных племён. Он был полностью разукрашен причудливыми орнаментами и изображениями экзотических животных. Фёдору понравилась столь необычная роспись и он привел на борт корабля накагивца, который являлся художником - татуировщиком и велел тому “разрисовать себя с ног до головы”. Многие члены экипажа последовали примеру Толстого, но по причине того, что технология нанесения татуировок была не совершенной, кожу надрезали осколком раковины и заливали едкими соками растений, еще несколько дней экипаж был нетрудоспособным. По прибытии в Россию, Фёдор Толстой в аристократических салонах Петербурга, по просьбе гостей, охотно демонстрировал нанесенные рисунки, вводя в конфуз светских дам своими яркими татуировками. [1]
В настоящее время граждане России, да и все люди мира, делают татуировки для самовыражения, а также для того, чтобы отнести себя к отдельной группе людей, схожих по интересам, например, субкультура байкеров. [3] Но общество очень скептично относится к татуированным людям, а порой даже ущемляя их права, как человека, например, при приеме на работу.
Отрицание культуры татуирования в России формируется по нескольким причинам, таким как: распространение культуры татуирования в криминальной среде; запрет в религиозных канонах; формирование массовой модели в культуре, призывающей «быть как все».
В криминальной среде татуировка становится неким индикатором, например: с помощью татуировок заключённые показывали маршрут движения через систему тюрем, определяли тюремную иерархию, подробно описывали все достижения и неудачи, поощрения и наказания. [4] Также за татуировку могли и наказывать, например, если татуировка была не заработана, тогда, в лучшем случае, ее удаляли наждачной бумагой, кирпичом, бритвой или даже стеклом, но если носитель отказывался, то исход мог быть летальным. Порой татуировки делались принудительно, за проигрыш партии в азартные игры, чтобы понизить статус заключенного. Впоследствии отбывания срока люди покидали тюрьмы, но татуировки у них никуда не исчезали, и поэтому зародилось мнение, что человек с татуировкой точно сидел в тюрьме, вследствие чего доверие к нему пропадало. [8]
Если говорить о религии, то в Библии не так много упоминаний о татуировках и любых иных способах изменить внешний вид своего тела. Однако те, что есть, однозначно говорят – христианская религия выступает против такой практики. Так, в Ветхом Завете в книге Левит (19:28) говорится: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». О недопустимости изменения внешнего вида тела говорит и цитата из Книги Второзаконие (14:1): «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими». Нежелательны и другие модификации своего тела: пирсинг, покрытие ногтей лаком, макияж и покраска волос. Человек – образ и подобие Божье. Господь изначально создал его прекрасным самодостаточным микрокосмом – целой Вселенной. Потому излишне «модифицировать» свое тело – это, конечно же, сомнительная практика. Мы будто бы не доверяем Богу и строим в гордыне собственную вавилонскую башню, пытаясь исправить Создателя. Подобное поведение ни к чему хорошему не может привести. [5]
Большая часть исламских учёных сходится во мнении, что наносить изображения на тело запрещено хадисами. Так, в хадисе от Ибн Умара говорится следующее: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял тех, кто наращивает волосы, и тех, кому наращивают, тех, кто делает татуировки, и тех, кому делают».
В буддизме, как отмечет религиовед Артём Тюрин, считается, что татуировка является препятствием на пути перенесения сознания из тела после смерти – Пхова. Без этого невозможна реинкарнация. Считается, что человек вкладывает в татуировку определённый смысл, то, что для него важно. Иными словами, это пристрастие, и тот, кто его поддерживает, копит плохую карму. Главная же цель буддиста – освободить себя от любых привязанностей. Впрочем, в некоторых странах Юго-Восточной Азии распространена практика специальных татуировок – Янтов (священных узоров). Они содержат буддийские молитвы и магические символы. [7]
На протяжении многих веков культура татуирования вплетена в жизнь человечества. Негативное и позитивное отношение к носителям татуировок напрямую зависит от догм главенствующей системы мировоззрения в обществе. Если изначально татуировки в основном имели идентификационный характер, то в современной культуре татуирование все больше становится актом творческого самовыражения.
Список литературы:
- Горский Александр: Татуировка в России. История. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/tatuirovka_v_rossii_istoriya (дата оращения:15.02.20)
- Евгений JOY:История татуировки[Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.nirvana-tattoo.com.ua/blog/2019/12/26/istorija-tatuirovki/ (дата обращения 23.02.20)
- Е.С. Воробьёва: Татуирование как обьект социологического исследования // [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tatuirovanie-kak-obekt-sotsiologicheskogo-issledovaniya/viewer (дата обращения: 1.03.20)
- Онлайн- журнал о тату [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://on-tattoo.ru/history/tatu-zk-ussr-vasiliev/ (дата обращения16.02.20)
- Священник Иоанн Валентин: Истрати Библия и татуировки [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://pravoslavie.ru/59617.html (дата обращения 15.02.20)
- Снежана Петрова: Чтобы помнили: история тату [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://diletant.media/articles/25757889/ (дата обращения 23.02.20)
- Ходарев Василий: В каких религиях нельзя делать татуировки [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://russian7.ru/post/pochemu-religii-zapreshhayut-delat-tatu/ (дата обращения 8.03.20)
- Naked Science: Кольщик, наколи мне цветок сакуры. Татуировки - виды их значение. Тюремные наколки и татуировки якудза [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://naked-science.ru/article/psy/kolshchik-nakoli-mne-tsvetok-s (дата обращения 15.03.20)
дипломов
Оставить комментарий