Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 октября 2020 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛОРУССКИХ МАГНАТОВ
ARTISTIC COMPONENTS AND FUNCTIONAL FEATURES OF BALLROOM CULTURE OF BELARUSIAN MAGNATS
Ivan Davydzenka
postgraduate student, Belarusian State University of Culture and Arts,
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются традиции бальной культуры Беларуси с XVI по XIX веков как синтез разных видов искусства. Выделены художественные составляющие бала: архитектурная, музыкальная, пластико-хореографическая, художественно-декоративная.
ABSTRACT
The article examines the traditions of the ball culture of Belarus from the 16th to the 19th centuries as a synthesis of different types of art. The artistic components of the ball are highlighted: architectural, musical, plastic-choreographic, artistic and decorative.
Ключевые слова: бал; магнаты; бальная культура, художественные компоненты.
Keywords: ball; tycoons; ballroom culture, artistic components.
В период с XVI по XIX века земли современной Беларуси входили в состав различных государственных образований. Это существенно повлияло на культурную среду, в том числе на бальные традиции.
В обществе Речи Посполитой доминирующее место занимали шляхтичи и магнаты. С XVI до конца XVIII века в Беларуси выделялись богатейшие советы магнатов и шляхтичей: Радзивиллов, Сапегов, Огинских, Хадкевичей, Алелковичей, Кишки и др. В их замках и дворцах объединились тогдашние центры культуры и искусства, так как многие из них были меценатами и любителями искусства. Поэтому центрами бальной культуры были города-резиденции магнатов и знати.
С точки зрения истории искусства бал представляет собой симбиоз разных видов искусства и включает множество компонентов, раскрывающих функциональные особенности. Среди них следующие составляющие бала: архитектурная, музыкальная, пластико-хореографическая, художественно-декоративная.
Одна из важнейших компанентов бала – архитектурный. Он включает в себя пространственное оформление бала. Во многих дворцово-парковых ансамблях и дворцах при строительстве были запланированы специализированные помещения для проведения таких мероприятий. В разное время их называли по-разному: «бальный зал» или «парадный зал». Например, в Несвижской резиденции Радзивиллов был так называемый «Большой каминный зал». По словам А.Бутевича, помимо приема еды здесь часто звучала музыка, переливались богатые женские костюмы, блистали слуцкие пояса на мужских костюмах и «атмосфера бала пленила всех - своих и чужих, гостей и хозяев» [1, с. 46]. Сохранились фотографии, где в начале ХХ века проходил торжественный прием, устроенный последним ординатом Альбрехтом Радзивиллом, поэтому можно предположить, что балы здесь действительно проходили. В Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов Республики Беларусь хранятся фотографии из Несвижского дворца 1920–1939 годов, отражающие различные события в Белом (бальном) зале. Как минимум три фотоснимка подтверждают балы-маскарады в Несвижском замке. Кроме того, на фото под № 0131930 можно заметить, что балы также проходили и в Золотом зале дворца Радзивиллов. На нем можно увидеть Альбрехта Радзивилла с гостями в костюмах разных стран и эпох (люди в рыцарских доспехах, восточных костюмах и т. д.).
Для балов помимо стационарных залов и комнат были подготовлены специальные палатки и постройки. Например, в XVIII веке по случаю приезда короля Станислава Августа Понятовского после парада в Заполянской роще прошел бал в большом зале из палаток. На натяжном потолке были изображены Нептун, реки Пинска, Мухавецкий и Телиханский каналы, под каждой рекой стояли по два стихотворения, написанные пинским старостой Хаминским. Места, где проводились балы, всегда красиво украшались, а иногда магнаты привлекали к работе профессиональных художников [2, с. 226]. Так у Радзивиллов появился придворный художник Ксаверий Геский, который делал декорации к спектаклям Ф.У. Радзивилла и для торжественных приемов.
Значительное место в бальной традиции занимает музыкальное сопровождение. Светская музыка эпохи барокко звучала в крупных дворянских усадьбах, а с XVII века стала развиваться в белорусских городах. В XVII - XVIII веках частные театры и капеллы польско-литовских (белорусско-польских) магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других стали центрами светской музыкальной культуры Беларуси. В развитии музыки на белорусских землях наблюдается определенная тенденция: почти все композиторы, писавшие музыку, были представителями высшего сословия. Среди них Михал Казимир Огинский, Мацей Радзивилл, Михал Клеофас Огинский и другие. Именно их композиции звучали на балах, это показывает, что балы в Беларуси имели до определенного времени определенную изоляцию от других классов.
Следующая составляющая - пластико-хореографическая. Так как бал - это вечер, когда большая часть свободного времени посвящена танцам, то этот компонент является формирующим. Сегодня мы не имеем четкого представления о танцах XVI-XVIII веков. Источники чаще всего содержат записи о самом факте их существования. Яркий пример - письма из Митавы 1561 года Альберта Владислава Радзивилла. В них он рассказывает, как герцог хотел устроить танцы по случаю своего приезда, но Альберт очень устал и отказался от этой идеи [3, с. 244]. К сожалению, танцевальные движения не сохранились, но их названия сохранились в рукописях. Придворные танцы почти полностью совпадали с традициями европейских стран и обычно классифицировались по основным элементам - прыжки или хороводы. Королева Бона Сфорца уделяла танцевальным мероприятиям много внимания, именно она внесла яркость на местные балы.
В первой половине XVI в. популярным был «Фаворит», так называемый танец и музыка к нему. Вечеринки начались с медленного танца конца XVI века. основной танец был польский, или полонез. Для него характерно медленное величественное движение в парах, смены фигур в нем сопровождались поклонами. Медленный полонез сменился зажигательными танцами. В начале XVI в. это были немецкие фирлей (рей) и ценер, а на смену им пришел танец гальярда. Итальянский прыжковый танец гальярда стал известен еще со времен Бонна. Этот танец был известен в магнатских кругах в начале семнадцатого века. В середине XVII в. он был заменен краковяком.
Художественно-декоративная составляющая проявилась в оформлении бала, сервировке, даже в одежде и стилистическом единстве всех присутствующих. Среди сладостей были конфеты, которые подавали в специальных конфетницах. Посередине стола стояли конфетницы, состоявшие из стеклянных пластин и напоминавшие галерею, на них размещались гипсовые фигуры людей, силачей, всадников, шестиугольные экипажи. Композиционно они имитировала сад, дерево с гирляндами, улицу с многоквартирными домами, дворцы, замки, триумфальные арки, колонны, посреди которых обычно размещалась беседка с гербом хозяина или гостя, в честь которого проводилось мероприятие [4, с. 22]. В Беларуси проводились балы в определенном стиле. Это зафиксировано на фотографиях Несвижского бала 1930 года (в Белорусском государственном архиве фото- и кинодокументов). Князь Альбрехт Радзивилл из Несвижской ординации купил в Варшаве дорогое красное сукно и сшил для своих гостей фраки у несвижских портных. Дорогие парики, сделанные по моде короля Станислава Августа Понятовского. Один очевидец вспоминал бал: «Женщины были в черных длинных платьях с ниткой жемчуга на шее и белыми париками на головах, а мужчины - в красных фраках. На бал в военной форме допускались только приглашенные офицеры Войска Польского. Торжественный ужин был по-царски роскошным. На каждом месте стояли по пять хрустальных бокалов разного размера с гербом Радзивиллов. Гостей угощали рыбой, фазанами, куропатками и другими очень вкусными блюдами».
На наш взгляд, художественно-декоративная составляющая может рассматривать и салют. Анализируя воспоминания и переписку, можно сделать вывод, что балы закончились салютом. Например, в письмах Ф.У. Радзивилл, обращаясь к мужу, вспоминает бал, устроенный по случаю рождения сына: «Развлекаемся по-разному: танцуем, из пушек и ручных ружей фейерверками…» [5, с. 357]. Интересный факт описывается в корреспонденции пана Амброжего про посещение Альбы королем Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского: «Король снова посетил Альбу, и в беседке на острове был организован бал в его честь... По поводу приезда короля в Альбе был дан фейерверк, который длился больше часа и состоял из трех актов. Каждый их которых посвящен разным темам» [6].
На наш взгляд, бал является синтезом разных видов искусства. Выделены следующие художественные составляющие бала: архитектурная, музыкальная, пластико-хореографическая, художественно-декоративная.
Бал по своей специфике является синтезом искусств, что говорит о том, что он всегда был центром художественной жизни привилегированного населения. Впервые на этих мероприятиях были открыты новые произведения музыки, театра, балета и других видов искусства. Бальная культура послужила основой для развития архитектуры и живописи: были построены специализированные здания и шатры, расписаны залы, созданы парадные портреты.
Список литературы:
- Бутэвіч, А. І. Таямніцы Нясвіжскага замка : падарожжа ўглыб стагоддзяў з Уладзіславам Сыракомлем / А. Бутэвіч . – Мінск : Звязда, 2013. – 190 с.
- Несцярчук, Л. М. Станіслаў Аўгуст Панятоўскі: Манарх, асветнік, мецэнат / Л. М. Несцярчук. – Брэст : ААТ “Брэсцкая друкарня”, 2011. – 300 с.
- Бохан, Ю. М. Побыт феадалаў Вялікага Княства Літоўскага ў XV – сярэдзіне XVII стагоддзя / Ю. М. Бохан, А. А. Скеп’ян. – Мінск : Беларусь, 2011. – 271 с.
- Вуглік, І. Р. Застольны этыкет старабеларускай шляхты XVII – XVIII ст.: тыпалогія, гістарычныя змены / І. Р. Вуглік // Веснік Брэсцкага універсітэта. – 2010. – № 2. – С. 22–26.
- Радзівіл, Ф. У. Выбраныя творы ; пер. з пол. і фр. / Ф. У. Радзівіл ; уклад. С. Кавалёва . – Мінск : Беларус. кнігазбор, 2003. – 445 с.
- Bytność Stanislawa Augustaw Nieświżu. S. 62; Korrespondencja. Papiery Pana Ambrożego. S.211
дипломов
Оставить комментарий