Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2010 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ВООБРАЖЕНИЯ
Анищенкова А.В.
Аспирантка РГГУ, г. Москва
E-mail:
Последние десятилетия развития отечественной психологической науки отмечены подъемом интереса к проблеме «творчество и личность». В предлагаемом научном докладе феномен воображения рассматривается в качестве одного из важнейших психических процессов, входящих в любой творческий акт [4]. Так же акцентируется внимание на вопросах, связанных с социальной природой воображения.
Внутреннюю связь творчества с воображением особо выделяют и подчеркивают многие ведущие специалисты-психологи. Так, Л.С.Выготский писал: «…Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека… является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [2]. Воображение как базовый компонент творческой деятельности человека широко анализируется в работах отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн). При этом ими подчеркивается, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни.
Вполне обоснованным представляется взгляд Э.В.Ильенкова на воображение как на всеобщее свойство человеческого сознания, поскольку именно в воображении наиболее рельефно проявляется его сущностная, созидательная и конструктивная направленность, сообщающая импульс творческого становления всему ансамблю психических функций общественного человека [3]. В трудах Э.В.Ильенкова, посвященных теме воображения и творческой фантазии, прослеживается определенная тенденция к двоякому рассмотрению способности воображения: 1) как творческой способности субъекта; 2) как социально значимой силы, обеспечивающей коммуникативную взаимосообщаемость культурных форм в обществе [8].
Социальная функция воображения стремится обеспечить общественно-человеческую жизнедеятельность, тем самым предоставляет человеку возможность правильно соотносить общие, выраженные в понятиях знания с реальными ситуациями, всегда индивидуальными. Наряду с социальной возникает коммуникативная функция воображения, позволяющая взглянуть на общение как на творческий процесс. Необходимо различать собственно общение и коммуникацию (последняя может иметь чисто служебный характер). Общение же - это производство индивидами их общего, что предполагающей достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, имеющей чисто инструментальный характер) [7].
Воображения в социальном плане обеспечивает человеку возможность правильно соотносить общие, выраженные в понятиях знания с реальными ситуациями, которые всегда индивидуальны [3]. Таким образом, социально-коммуникативная функция воображения представляет собой универсальную способность человека к построению новых целостных образов действительности в коммуникативных ситуациях.
«Индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире» [5]. В частности, воображение в социальном плане выражается в способности человека смотреть на себя глазами другого человека, и даже шире – всего человечества в целом.
С этой точки зрения актуальны вопросы относительно раскрытия «стереотипов в сознании людей, используемых ими при раскрытии внутреннего мира другого человека, при восприятии и определении личностной сути этого человека». Выявлена громадная роль общности, к которой принадлежит человек, в формировании у него стереотипов, на которые он опирается в общении с другими людьми [1].
Творческий подход к процессу общения позволяет личности не «застревать на ступени стереотипного, шаблонного «психологического отклика» на людей при общении с ними, а постоянно желать и уметь вносить поправки в этот «отклик» - в свое понимание другого человека, отношение к нему, обращение с ним, учитывая индивидуальное своеобразие того, с кем сейчас приходится общаться». Действительно, «шаблоны и стереотипы» лишь вредят истинному творческому воображению. Возможно, что абстрагировавшись от стереотипного видения и восприятия собеседника, люди смогли бы найти другие грани общения.
Воображение играет значительную роль в общении каждой личности с другими людьми, и проявляется в умении - вообразить себя на месте другого, увидеть себя самого глазами другого, представить себе мысли, чувства, поведение другого при изменении цели общения, появлении в нем новых участников и т.п. [1]. Исследования подтверждают, что у лиц, достаточно интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с другими людьми, воображение при взаимодействии с ними может работать недостаточно контекстно и очень не точно воссоздавать их переживания, намерения, ход мысли. Человек с неразвитым социальным воображением вообще просто-напросто приписывает свои собственные состояния, свои намерения и мысли другим людям.
В каждом человеке присутствует «взгляд стороннего наблюдателя», т.е. способность к абстрагированию от личного опыта, привычного культурного контекста. СКФ воображения проявляется не только в личностном контексте, - адекватном понимания своего Я в ситуациях общения, но и в способности целостно воспринимать окружающую действительность, объективно оценивать события. Именно на эту способность указывал Ч.Миллс [6], говоря об «особом качестве ума», обозначаемым им как - социологическое воображение, Оно позволяет индивиду видеть влияние исторических сил на жизненный путь людей и их внутреннее состояние, различать «личные трудности» и «общественные проблемы» и самостоятельно их анализировать.
Социально-коммуникативная функция понимается как сложный комплекс явлений и процессов, обеспечивающий ориентацию индивида во внешней социальной среде, приводящий его в состояние готовности к действию. Такую ориентацию во внешней социальной среде, которая создает способность целостно воспринимать ситуацию; способность к восприятию человеком других людей, групп, социальных отношений и многих социокультурных явлений.
Благодаря ряду исследований, проведенных автором доклада, были получены экспериментальные данные. Согласно которым можно выделить условно две группы людей: высококреативные и низкокреативные. Основой для различия будет служить их отношение и реакция на проблемную коммуникативную ситуацию. Выделим различия в понимании коммуникации и общении. Под коммуникативной ситуацией следует понимать разговор людей без так называемого «творческого начала». А именно, способность человека вести коммуникацию спонтанно, не воспринимая себя глазами собеседника. И лишь общение – несущее в себе смысловую нагрузку, способно активизировать воображение людей. Работа воображения проявляется в изменениях, которые как производная возникают в себе, и другом человеке. Низкокреативные люди действуют по ходу ситуации, спонтанно. Высококреативные люди способны увидеть причинность и условность ситуации, схватить ее в целом смысловом виде, способны стать на позицию собеседника и взглянуть на себя его глазами. И это становится возможным благодаря воображению, его социально-коммуникативной природе.
Список литературы:
1.Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
3.Кудрявцев В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы // Психологический журнал. – 1997. – №1. – С. 16-29.
4.Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. – 1990. – №3. – С. 113-120.
5.Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. – М., 2001.
6.Миллс Ч. Социологическое воображение. – М.: Изд. Дом «Стратегия», 1998.
7.Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д, 1996.
8.Себар Т.В. Продуктивное воображение в различных мировоззренческих модусах. – Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 2002.
дипломов
Оставить комментарий