Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 октября 2010 г.)
Наука: Психология
Секция: Общая психология и психология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ПРОЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В СОЕДИНЕНИИ С ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ И ВЫБОРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Дьячкова Наталья Владимировна
начальник отдела кадров, ГОУ ВПО «Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия» (НГАХА), г. Новосибирск
E-mail: okngaha@rambler.ru
Дьячков Алексей Васильевич
заведующий кафедрой иностранных языков, ГОУ ВПО «Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия» (НГАХА), г. Новосибирск
E-mail: okngaha@rambler.ru
Что может быть интереснее для человека, чем сам человек? В современном мире знания психологии человека необходимо практически каждому.
Естественно, исключением не является и преподаватель вуза, работающий порой с податливым, но все-таки таким хрупким «материалом», как психика современного студента, точнее – юношеская психика.
Действительно, период обучения в вузе является наиболее важным для любого человека в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления конкретной личности. Этот период, являющийся началом взросления, характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социокультурной среды.
Психика любого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
И конечно, особый интерес в данном ключе вызывает психика творчески одаренной личности, поэтому именно люди одаренные, или неординарные, яркие и талантливые, часто психически неустойчивые и весьма ранимые представлены в качестве объекта описания в настоящей статье: слушатели подготовительного отделения Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия» (НГАХА), без сомнения, творчески одаренные личности, так как до момента зачисления на подготовительное отделение НГАХА каждым из них был пройден нелегкий путь череды достаточно сложных творческих вступительных испытаний.
В настоящей статье не будем подробно останавливаться на освещении подходов к проблеме творческих способностей в психологии, ограничимся акцентированием нашего внимания на так называемых трех подходах.
Итак, первый подход к проблеме творческих способностей в психологии: как таковых творческих способностей не существует; интеллектуальная одаренность – необходимое, но недостаточное условие творческой активности личности; главная роль в детерминации творческого поведения принадлежит мотивации, ценностям, личностным чертам (А.Танненбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.); основная черта творческой личности - когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Однако концепция Д.Б.Богоявленской все-таки стоит неким особняком, так как вводит понятие «креативная активность личности», полагая, что она эта активность определенной психической структурой присуща креативному типу личности. Таким образом, творчество, с точки зрения Д.Б.Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности, по мнению Д.Б.Богоявленской, присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям [1].
Второй подход в психологии к проблеме творческих способностей акцентирует внимание на том, что творческая способность (креативность) - самостоятельный фактор, независимый от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев).
Более «мягкий, сглаженный» вариант данной концепции гласит: между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т. е. нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
Третий подход в психологии к проблеме творческих способностей декларирует: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.).
Акцентируем наше внимание на позицию отечественной психологической школы на проблему творческих способностей.
В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б.М. Теплов. Он указывает на некоторые условия формирования способностей: так, сами по себе способности не могут быть врождёнными, врождёнными могут быть только задатки.
Задатки Б.М.Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе.
Для нас важно то, что Б.М.Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»:
· «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов,
· «наследствееный» - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека).
В заключение Б.М.Теплов акцентирует внимание на том, что способности формируются в деятельности: «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» [3, с. 133].
Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.
Еще один термин, употребляемый Б.М.Тепловым, склонности. Склонности – определенные отношения человека к деятельности:
«…cпособности не существуют вне определенных отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определенные способности» [3, с. 134].
Иными словами, склонности и способности тесно связаны. Склонности - мотивационный компонент деятельности; поэтому без наличия склонности определенная деятельность может не начаться вообще, соответственно не сформируется способность. Однако, с другой стороны, при отсутствии успешной деятельности, не будут опредмечены склонности человека.
Также Б.М.Теплов акцентирует внимание на одаренности – комплексном явлении, которое связано с выполнением человеком определённой деятельности.
Итак, одарённость состоит из различных способностей. Одарённость – это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [3, с 136]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только лишь возможность достижения этого успеха. По мнению Б.М. Теплова, кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Однако Б. М. Теплов идет дальше в своих исследованиях и указывает на то, что помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью:
чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.
Период обучения студента в вузе сопряжен с освоением системы ценностей, характерной для данной профессиональной общности, овладением знаниями, умениями и навыками важными для профессионального старта. Именно в этот период развиваются наиболее ярко профессионально важные личные качества и способности.
Американским психологом Дж. Голландом была предпринята одна из попыток соединения типов профессиональной среды с личностными типами. Так, Дж. Голланд выделил шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый и артистический [2]. Каждый из них характеризуется определенными личностными особенностями, поэтому соответствует определенным профессиям, в которых молодые люди могут достичь успеха.
Нас типология Дж. Голланда заинтересовала применительно к таким молодым людям, которые практически сделали свой профессиональный выбор. Таким образом, объектом исследования стали личностно-профессиональные особенности слушателей подготовительного отделения Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия» (НГАХА), вуза с творческой направленностью.
Выборка составила 50 слушателей подготовительного отделения НГАХА. Предметом исследования стала связь типов личности слушателей подготовительного отделения НГАХА с прогнозируемой профессиональной средой и все-таки пока предполагаемым выбором будущей профессии, так как слушатели подготовительного отделения – это еще не студенты, поэтому еще имеют возможность скорректировать выбор своей будущей профессию.
Нами была предпринята попытка диагностировать тип личности будущих студентов НГАХА (слушателей подготовительного отделения) с потенциальной профессиональной средой и реальным выбором профессии.
Выбранные нами методы исследования – тестирование и анализ документов.
Поскольку согласно концепции Дж.Голланда творческим профессиям соответствует «артистический тип» личности, то мы ожидали, что большинство испытуемых слушателей подготовительного отделения НГАХА будут относиться именно к данному типу, так как НГАХА – вуз творческой направленности, подготавливающий специалистов не только в области архитектуры, но и дизайна, а также специалистов в области изобразительного искусства.
Однако результаты исследования показали, что у большинства испытуемых диагностируется более одного доминирующего типа личности, что свидетельствует о том, что многообразные проявления конкретной личности, наверняка, невозможно уложить в жесткие рамки одного типа.
Приведем результаты эксперимента. Так, ряд типов личности, ранжированный по количеству испытуемых подготовительного отделения НГАХА в процентах, для которых данный тип стал доминирующим, выглядит следующим образом:
1)реалистический тип – 8;
2)интеллектуальный тип – 4;
3)социальный тип – 4;
4)конвенциональный тип – 4;
5)предприимчивый тип – 8;
6)артистический тип – 72.
Артистический тип. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации во всем. Представители данного типа личности часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством: профессии музыканта, художника, дизайнера, фотографа, актера, режиссера и т.д.
Психологические способности данного типа: весьма развито воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышлении, развитые двигательные способности и восприятие, эмоции и чувства, самовыражение, явно выраженные творческие способности.
Данный тип оказался первым по рангу у наших испытуемых. Он представлен в выборке чаще других, вернее – явно преобладает.
В то же время на второе место среди наших испытуемых, как ни странно, вышли два типа: реалистический и предприимчивый, явно далеких, почти полярных относительно к «артистическому типу» личности.
Реалистический тип нацелен на решение конкретных задач, требующих применения двигательных умений и физической силы, поэтому данному типу свойственна активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, пространственное воображение, отсутствие ориентации на общение. Профессиональные предпочтения: электрик, инженер, агроном, садовод, автослесарь и т.д.
Предприимчивый тип характеризуется выбором целей, позволяющих проявить энергию, активность, доминантностью, предприимчивостью. Он любит руководить, не любит ни интеллектуальный, ни практический труд, а также занятия, требующие усидчивости, хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью. Профессиональная среда данного типа личности имеет весьма широкий спектр деятельности: от журналистской и дипломатической до руководящей, директорской.
Иными словами, результаты тестирования подтвердили наше предположение относительно того, что среди испытуемых должен преобладать «артистический тип» личности, однако наличие среди испытуемых «реалистического» и «предприимчивого типа» до начала эксперимента предположить было невозможно.
Таким образом, результаты исследования показали почти полное соответствие между прогнозируемой для данного типа личности профессиональной средой и реальным выбором будущей профессиональной среды испытуемых. Некоторые отклонения от общей «артистической» направленности типа личности (терминология Дж. Голланда) среди слушателей подготовительного отделения НГАХА объясняется, вероятно, допустимым процентом погрешности при выборе будущей профессиональной среды, так как окончательный профессиональный выбор слушателями подготовительного отделения НГАХА еще не сделан, хотя в предварительном тестировании, имеющим форму резюме практически все испытуемые акцентировали свою будущую цель в виде должности архитектора, дизайнера или художника.
Список литературы:
1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320с.
2.Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала [Текст] / Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336с.
3.Теплов Б.М. Способности и одаренность [Текст] // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. – 290с.
дипломов
Оставить комментарий