Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 октября 2010 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ОБРАЗЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОТРАЖЕНИЯ В СОЗНАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Комарова Александра Владимировна
к.пс.н., доцент ПГУПС, г. Санкт-Петербург
E-mail: alex_komarova@mail.ru
Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком достаточно активно изучались отечественными психологами и, прежде всего, А.А. Бодалевым. Также большой вклад в разработку теории социальной перцепции внесли Г.М. Андреева, С.В. Кондратьева, В.Н. Куницына, В.А. Панферов, Л.А. Петровская, А.А. Реан, В.Л. Ситников и др.
В.Л. Ситников в своей монографии достаточно четко разводит понятия «восприятие», «представление», «познание», «понимание», «образ». Первые четыре относятся к познавательным процессам и отражают динамику, процессуальность, а понятие «образ» статично и отражает результат познания. Также при исследовании и описании результатов восприятия, представления, познания, понимания последовательно, обособленно рассматривается каждая из сторон объекта или явления, а образ – это целостный комплекс восприятий, представлений, пониманий, установок. Кроме того, образ совершенно органично допускает единство реального и идеального, достоверного и эфемерного, осознаваемого и интуитивно чувствуемого [15].
Различие в формировании образов людей и неживого мира рассматривается В.Н. Куницыной. Она называет отличительные черты восприятия человека человеком: это активный процесс, активизирующий и побуждающий к действию; процесс, имеющий, обратную связь, перестраивающий психические процессы и регулирующий поведение человека [8].
В.А. Панферов подчеркивает, что результат процессов познания человека человеком есть социально-психологический образ, который включает определение способностей, характера, темперамента, потребностей, социального статуса и общественных ролей, видов деятельности и поведения и др. [11].
А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, П.М. Якобсон и другие показали в своих исследованиях, что образ воспринимаемого человека испытывает сильное воздействие отношений, которые складываются между воспринимаемым и воспринимающим, подвергается воздействию личностных и межличностных переменных. Возникшая модель – образ другой личности несет информационную нагрузку, выполняет регулирующую функцию, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку [3], [9].
Исследование американских психологов Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла и Н. Геве говорит об устойчивости образа другого человека в сознании воспринимающего. Это исследование показало, что воспринимающие не производят пересмотра сложившегося у них мнения о личности по мере фиксирования фактов, относящихся к новым проявлениям [4].
Таким образом, социально-перцептивные образы, как отмечает В.Л. Ситников, – это отражение в сознании человека образов других, людей и самого себя, как члена человеческого сообщества. Они могут отражать как наиболее значимые и существенные характеристики, так и поверхностные, несущественные, ситуативные, а порой и просто случайные [15].
Во многих отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь между полноценностью и сложностью представлений человека о самом себе и многозначностью, дифференцированностью отражений им индивидуальных и личностных особенностей других людей. Так А.А.Реан [13] отмечает, что в настоящее время можно считать доказанным существование связи между уровнем самопознания и познанием личности другого человека.
Следовательно, по мнению В.Л. Ситникова, для понимания содержания образов других людей (Ты – образов) и их роли в организации взаимодействия между людьми и процесса их развития, необходимо проанализировать структуру и сущность Я – концепции.
В ходе исследований, проведенных В.Л. Ситниковым, С.И. Кедич (Гусевой), Н.В. Парнюк и др. было доказано, что формирование социально-перцептивного образа тесно связано с собственным Я-образом человека, являющегося неотъемлемым компонентом его сознания [6, 12, 15]. То есть, Я-образы оказываются достаточно тесно связаны с Ты-образами.
При этом актуализация, конкретной системы Я-образов личности, как отмечает В.Л. Ситников, ситуативна и зависит от многих факторов: самочувствия; предшествующих поступков; ожиданий и намерений; от объекта взаимодействия; от отношения человека к себе, окружающим, к ситуации и прочих факторов.
Итак, «каждый социально-перцептивный образ является продуктом как рациональных, сознательных, осознаваемых, так и иррациональных, бессознательных, неосознаваемых усилий человека по восприятию и пониманию себя и другого» [15].
Понятие «образ человека» в последнее время стало достаточно широко применяться не только для обозначения облика человека, но и для отражения его сущностных особенностей, характерных для представителей той или иной культуры, социальной, профессиональной, возрастной или иной группы. В качестве синонимов этого понятия в ряде случаев выступают «модель человека», «парадигма человека».
Так, например, в работах М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, В.Л.Обухова и др. были предприняты попытки проследить эволюцию образов человека на Западе, Востоке и в России [10].
Понятие «образ человека», как отмечает В.Л, Ситников, не только фиксирует представления о природе человека, но и содержит нормативные элементы, указывая на предназначение, смысл жизни человека, на некие конкретные образцы личности, достойные подражания. Он определяет, что «образа человека» - это «целостная совокупность житейских и научных представлений о человеке, комплекс социальных установок на человека, формирующихся в сознании и актуализирующихся в процессе изучения человека и взаимодействия с ним» [15].
Это достаточно обобщенное понятие может конкретизироваться в более частных понятиях. Так в исследованиях В.Л. Ситникова – это «образ ребенка», «образ друга/недруга», «образ подростка» и др. [15], в исследованиях С.И. Кедич (Гусевой) – «образ ученика», «образ русского», «образ немца» [6], у И.Ю Шилова – «образ мужчины», «образ женщины» [16] , у Н.В. Парнюк - «образ преподавателя» [12], у Н.Б Казначеевой – «образ профессионального психолога» [7] и т.п. В нашем исследовании таким понятием стал «образ лживого человека».
Также В.Л. Ситников отмечает, что содержание фактически каждого образа отличается неоднородностью. Образы являются специфическим сплавом отражения реального объекта, воспринятого субъектом и предшествующего собственного опыта субъекта по восприятию подобных объектов и взаимодействию с ними.
Э. Берн, создатель концепции транзактного анализа - в своей работе «Введение в психиатрию и психоанализ...» высказал точку зрения, что от того, насколько полно и точно образ соответствует реальности, как раз и зависит успешность человеческой деятельности. Он подчеркивал, что есть лишь два пути сближения реальности и ее отражения в сознании: либо изменить саму реальность, либо изменить образ ее. Причем, изменить реальность, казалось бы, гораздо сложнее, чем представления о ней, но люди упорно пытаются делать наоборот [2].
Выявление содержания и структуры социально-перцептивных образов детей представляется весьма важным, так как позволяет приблизиться к пониманию механизмов влияния образа ребенка как объекта деятельности взрослых на социально-перцептивные образы ребенка - субъекта саморазвития. Особый интерес в этом плане представляет изучение детей в том возрасте, когда собственный их опыт имеет еще весьма малое значение в формировании представлений о самом себе, но при этом они уже обладают некоторыми навыками самооценки и выражения ее в форме устной или письменной речи.
На наш взгляд, оптимально соответствуют задачам данного исследования дети в возрасте от шести до десяти лет, так как именно в этом возрасте, по словам Б. Г. Ананьева: «Оценочное суждение ребенка о самом себе непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы... в детском саду. ...Подобное положение отмечается и в младших классах начальной школы» [1]. Старшие дошкольники и младшие школьники отличаются наибольшей непосредственностью, искренностью и доверием к взрослым, сочетающимися с вполне сложившейся способностью выражать имеющиеся представления об окружающем мире и о самих себе.
В шестилетнем возрасте начинается перестройка психики ребенка, связанная с переходом от дошкольного возраста к младшему школьному. Возраст 6-7 лет выделяется в педагогике и психологии как критический период детства. Ребенок, прошедший этот период, способен перейти от поведения, обусловленного непосредственно воспринимаемой ситуацией, к поведению и деятельности, подчиненной определенным правилам, сознательно принятым нормам.
Как показывают педагогическая практика и многочисленные психологические исследования, для детей этого возраста мнение близких им взрослых (родителей и педагогов) является наиболее значимым и оказывает наибольшее влияние на взаимодействие детей с окружающим миром, на формирование их личности и сознания.
В то же время, как отмечает Б. Г. Ананьев: «Резкое изменение наступает в школе в связи с предметным характером обучения... У подростков-школьников обнаруживается ясное отделение себя от оценки другого...» [1]. Это «отделение» существенно снижает непосредственное влияние «объектного образа» на «субъектный образ». Поэтому особый интерес представляет изучение социально-перцептивных образов у детей, не достигших подросткового возраста.
Вполне естественно предположить, что содержание и структура детских Я- и Ты-образов ребенка изменяются с возрастом.
Особенности образа человека в сознании учащихся начальной школы исследовали Л.Ю. Рюмшина (1989), Н.Ф. Голованова (1997), В.Л. Ситников (2001) и др. Так, Л.Ю. Рюмшина выявляла особенности влияния общения со взрослым на формирование у ребенка образа другого человека, в частности у школьников, воспитывающихся в семье, и воспитанников детского дома. Эмпирическое исследование позволило сделать ей следующие выводы: психологическое содержание образа другого человека можно представить через призму субъективного «поля» значений невербального поведения, зависящего от опыта общения субъекта.
Л.Ю. Рюмшина также отмечает, что возраст 11-12 лет – критический период, характеризующийся сложной перестройкой психологического содержания образа другого человека, связанный с взрослением.
Психологическое содержание образа другого человека у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме, отличается от образа сверстников из семьи. Этот образ, как констатирует Л.Ю. Рюмшина, более узкий и недифференцированный. Установка на другого человека носит негативный характер. Возраст 7-8 лет для воспитанников детского дома является критическим, но этот кризис носит «деструктивный» характер [14].
Н.Ф. Голованова рассматривает социальные представления младших школьников, в том числе «образ хорошего человека», как содержательную сторону их социального опыта. Проанализировав образы «хорошего человека», она делает вывод, что все учащиеся 2 – 4 классов в качестве носителей образов выбирают родителей (других близких людей); сверстников, а также литературных героев, кинофильмов, мультфильмов и т.п. Второклассники в большей степени называют «хорошим человеком» - родителей, по сравнению с учащимися других классов, а для четвероклассников – это сверстники и художественные персонажи. Качества, характеризующие хорошего человека одинаковы у всех трех носителей «образа хорошего человека». В образе хорошего взрослого, в первую очередь, называется «трудолюбие», «любовь к своей профессии, к семье»; у сверстников выделяется «веселый характер», «готовность помочь товарищу», «умелость», «честность»; у художественных персонажей – «смелость», «стойкость», «выдержка», «находчивость».
Н.Ф. Голованова подчеркивает, что разброс доминирование черт «хорошего человека» свидетельствует об избирательном видении младшими школьниками окружающих людей, а образ хорошего человека является ценностным жизненным ориентиром [5].
В.Л. Ситников изучал «образ ребенка» (в частности «образ друга/недруга») в сознании младших школьников. В результате был сделан вывод, что и во втором, и в пятом классе представления, как о друге, так и о недруге формируется по схеме не Я – реального, а Я – идеального. Также отмечается, что в период между младшим школьным и младшим подростковым возрастом происходит серьезная перестройка социально-перцептивной системы, в том числе в отношении восприятия друзей и недругов. В характеристики друзей используются «вневозрастные штампы», что говорит об устойчивости социально-перцептивных образов.
В младшем школьном возрасте самые большие различия в оценках между мальчиками и девочками [15].
Нами совместно с Рязановой Э.А. было проведено лонгитюдное исследование формирование представлений младших школьников о лживом и правдивом человеке. В исследовании приняли участие учащиеся начальных классов (41 учащихся первых классов, 34 - вторых, и 34 - третьих классов) г. Сосновый Бор (Ленинградская область).
Для изучения образов лживого и правдивого человека в сознании младших школьников и анализа их динамики была использована методика В.Л. Ситникова «СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая)». С помощью данной методики изучались содержание и структура образов лживого и правдивого человека.
На основе выполненного анализа образов лживого и правдивого человека было выявлено, что всеми учащимися: и мальчиками, и девочками, осознается, что ложь и правда – социальные и коммуникативные феномены.
Уже с первого класса этически окрашенные образы наделяются актуальными для данного периода качествами. Поэтому при описании образов младшие школьники наделяют лживого человека характеристиками, коррелирующими с отрицательной модальностью, а правдивого человека – характеристиками, коррелирующими с положительной модальностью.
Важными для учащихся младшего школьного возраста являются требования, предъявляемые к личности окружающими. Поэтому, отражая как лживого, так и правдивого человека учащиеся ориентируются на мнение значимых людей, тем самым в очередной раз подтверждается, что для детей наиболее важна общественная оценка. При этом в описании и лживого, и правдивого человека большое значение имеет внешний облик человека.
В динамике образов человека разной степени честности выявлено очень важное различие. Как показало исследование, уже с первого класса образ лживого человека для младших школьников является достаточно определенным и узнаваемым, в то время, как образ честного человека наделяется неспецифическими характеристиками, которыми можно описать любое положительное проявление в поведении человека, даже совсем не относящееся к понятиям честности, что является следствием «эффекта ореола».
На протяжении первых трех лет обучения образ лживого человека остается практически неизменным, в то время, как образ правдивого человека изменяется и обогащается, отражая возрастание социального интеллекта младших школьников. При этом наиболее значимые изменения в структурах образов лживого и правдивого человека происходят в основном во втором классе.
Описания лживого человека связанны с отражением первоклассниками социальных проблем («пьяница», «вор», «бедный», «бомж» и другие). Если соотнести эти характеристики с возрастом, то описание подходит не для сверстников первоклассников, а для взрослого человека. Таким образом, лживый человек для первоклассников по сути - это взрослые.
В первом классе образ правдивого человека еще не сформирован или не имеет четкой нравственной направленности. Внутри образа правдивого человека в первом классе существуют явные противоречия, о чем свидетельствуют встречающиеся антонимы (хороший – плохой, добрый – злой, хитрый – нехитрый).
В первом классе нередко дети, описывая самих себя, отмечают отрицательные характеристики, что обусловлено, скорее всего, акцентированием внимания взрослых на негативных особенностях поведения детей. Это предположение также подтверждается столь однозначным описанием лжеца и наоборот, размытостью и неопределенностью образа правдивого человека.
Ко второму классу в образе правдивого человека происходят качественные изменения, в образе лживого человека различия не наблюдаются.
Лживому человеку второклассники легко приписывают конкретные социальные роли, не только характерные для взрослых людей, что встречалось у первоклассников, но и специфически проявляющиеся у сверстников.
Ко второму классу различия в структурах и содержании образов лживого и правдивого человека изменяются.
В отличие от представлений о лживом человеке как объекте деятельности, сформированном в первом классе, второклассники приписывают ему не только роль объекта деятельности, но и роль субъекта.
Образы лживого и правдивого человека в сознании второклассников строятся по другим основания, чем их Я – образы.
В третьем классе образы лживого и правдивого человека становятся ближе по своей структуре и антонимическому содержанию. При этом образ лжеца к третьему классу практически не изменился, а образ правдивого человека преобразовывался от класса к классу.
Правдивого человека учащиеся третьих классов представляют как субъекта деятельности с высокими интеллектуальными способностями.
Образ лживого человека негативно окрашен. Особое внимание третьеклассники уделяют внешнему виду лжеца. Он, по мнению третьеклассников, проявляет себя во взаимодействии с другими людьми и наделен менее выраженными интеллектуальными способностями. Учащиеся третьих классов стараются не наделять лжеца характеристиками, свойственными им самим.
Учащиеся третьих классов, как и второклассники, соотносят значимые для них самих качества с положительными образами, а при описании отрицательных образов этого избегают.
Список литературы.
1.Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания [Текст] / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2. – С. 110-127.
2.Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных [Текст] / Э. Берн // Пер. с англ. А.И. Федорова. – СПб.: МФИН, 1992.
3.Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: МГУ, 1982. – 200 с.
4.Бодалев, А.А., Ковалев, А.Г. Современные тенденции в исследовании межличностного восприятия [Текст] / А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев // Психология межличностного познания - НИИ общей педагогики АПН СССР - Вып 5(20) 1981. - С. 2-20.
5.Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Специальная Литература, 1997. – 192 с.
6.Гусева, С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога [Текст] / С.И. Гусева. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. – СПб., 2000. – 18 с.
7.Казначеева, Н.Б. Я-образ и образ профессионального психолога в сознании студентов [Текст] / Н.Б. Казначеева. Автореф. дис. канд. психол. наук. – СПб., 2006. – 22 с.
8.Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: ил.
9.Мясищев, В.Н. Психология отношений: избр. психол. труды [Текст] / В.Н. Мясищев. – М.: Издательтво «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.
10.Обухов, В.Л. Основы человековедения: человек как микрокосм: учеб.пособ. [Текст] / В.Л. Обухов, Р.А. Зобов, Л.И. Сугакова, В.Л. Ситников. – СПб: Химиздат, 2001. – 272 с.
11.Панферов, В.Н. Социально-психологическая интерпретация личности как феномен познания человека человеком [Текст] / В.Н. Панферов // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – Краснодар, 1975.
12.Парнюк, Н.В. Образ преподавателя в сознании студентов гуманитарных вузов [Текст] / Н.В. Парнюк - Автореф. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - СПб., 2003. - 23 с.
13.Реан, А.А., Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Психология адаптации личности [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352 с.
14.Рюмшина, Л.И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме [Текст] / Л.И. Рюмшина. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. – М., 1989.
15.Ситников, В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2001. – 288 с.: ил.
16.Шилов, И.Ю. Полоролевые образы и особенности гендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа [Текст] / И.Ю. Шилов. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - СПб., 2000. – 19 с.
дипломов
Оставить комментарий