Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 октября 2010 г.)
Наука: Психология
Секция: Социальная психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АТРИБУЦИИ В ПОЛЬЗУ СВОЕГО ‘’Я’’ КАК ЯВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тажутдинова Гулжан Шайихулисламовна
к.псх.н., доцент ДГПУ, г.Махачкала
Оценивая поведение других людей, мы придаем большое значение их внутренним диспозициям, чем ситуации, в которой они находятся, но свою ситуацию и обстоятельства нашей жизни считаем более важными, чем черты собственной личности. Мы не настолько эгоисты и эгоцентрики, чтобы постоянно носить с собой большое зеркало и наблюдать за собственным поведением. Естественно, что мы смотрим вокруг себя. Для нашего восприятия особенно важны другие люди, объекты и события. Мы не в состоянии обращать на себя большое внимание.
Итак, когда действующее лицо и наблюдатель думают о причинах поведения другого человека, их отвлекает более важная информация: наблюдателя привлекает действующее лицо, а действующее лицо интересует ситуация.
Существует еще одна причина возникновения различий в восприятии действующего лица и наблюдателя. Действующие лица располагают о себе более полной информацией, чем доступна наблюдателю. Актеры знают свое поведение, подтвержденное многолетним опытом; они помнят, что происходило с ними утром. Они лучше сторонних наблюдателей видят сходства и различия в своем поведении в разное время и в разных ситуациях.
Говоря словами Келли (1967), актеры обладают более полной информацией о сходстве и исключительности, чем наблюдатели. Например, если вы ведете себя на вечеринке скромно и застенчиво, то наблюдатель, вероятней всего сформулирует относительно вас диспозиционную атрибуцию - “Да, этот тип – абсолютный интроверт”. В действительности вы можете осознавать, что такое ваше поведение нетипично. Вероятно, вы застенчивы только на вечеринках, где никого не знаете, или может быть вы устали или опечалены какими – то плохими известиями. Поэтому неудивительно, что атрибуции действующих лиц, касающиеся их самих, зачастую отражают факторы ситуации, ведь они больше знают о том, как варьируется их поведение от одной ситуации к другой, чем большинство наблюдателей, видящих их на протяжении ограниченного отрезка времени.
До сих пор наши рассуждения о ментальных упрощениях, свойственных людям при формировании атрибуций, касалось особенностей восприятия. А что же сказать о человеческих потребностях, желаниях, надеждах и страхах - может быть, эти эмоциональные факторы тоже вызывают предубеждения в наших атрибуциях. Возможно, вы видите мир вокруг себя именно таким, а не иным, потому, что соответствующая точка зрения позволяет вам думать хорошо о себе и о жизни в целом? Ответ - положительный. Ментальные упрощения создают мотивационную основу; они являются атрибуциями, защищающими нашу самооценку и нашу веру в то, что этот мир безопасен и справедлив.
Когда самооценке человека что-то угрожает, он часто прибегает к атрибуции в пользу своего ‘’Я’’. Проще говоря, эти атрибуции относятся к тенденции приписывать себе и своим личным качествам успех (создавая в данном случае внутренние атрибуции), однако винить других за свою неудачу. Многие исследования подтвердили, что люди имеют тенденцию к внутренним атрибуциям, когда хорошо справляются с задачей, и к внешним атрибуциям, когда терпят провал. Человек практически всегда пытается сохранить самооценку, даже если это ведет к искажению реальности и изменению понимания. Тут мы наблюдаем специфическую атрибутивную стратегию, которую можно использовать для поддержания или повышения самооценки - для этого нужно всего лишь искать причину там, где это выгоднее всего.
Не менее важен и наш образ в глазах других людей. Мы хотим, чтобы другие хорошо думали о нас и восхищались нами. Когда мы говорим другим, что потерпели неудачу из-за какой-либо внешней причины - это своеобразная стратегия презентации самих себя. Можно, конечно, сказать об этом, что мы просто’’ придумываем оправдания’’
Третья причина, по которой люди создают атрибуции в пользу своего “Я” возвращает нас к рассуждению о характере информации, имеющейся у людей. Люди также меняют свои атрибуции, когда сталкиваются другого рода угрозами их самооценки. Труднее всего придти к осознанию того, что в жизни случается трагические события, например: изнасилование, неизлечимые болезни и несчастные случаи с летальным исходом.
Даже когда такие роковые случайности происходят с незнакомыми людьми, с которыми мы никогда не встречались, сами по себе они могут нас расстроить. Они напоминают нам о том, что если трагедия произошла с кем-то еще, она может случиться и с нами. Из всех видов самопознания труднее всего, оказывается, принять, что мы смертны и с нами могут происходить плохие события. Мы стараемся всячески отрицать этот факт. Один из способов такого отрицания - создание защитных атрибуций, объясняющих поведение, чтобы защитить нас от чувства ранимости и сознания неизбежности смерти.
Почему наши впечатления кажутся нам правильными, когда, они часто оказываются ошибочными? Во-первых, зачастую мы наблюдаем поведение людей в ограниченном ряде ситуаций и не имеем возможности опровергнуть собственные впечатления. Например, у вас сложилось впечатление о преподавателе строгом, непреклонном и даже грубом, в другой ситуации вы его не видели, и не представляете, что он может быть ласковым, добрым и хорошим другом.
Во-вторых, мы никогда не поймем ошибочности наших впечатлений, если сами будем их оправдывать.
В-третьих, мы можем не осознавать, что ошибаемся, опираясь на представления других людей, даже когда все могут ошибаться.
Социальное впечатление - то, как люди формируют впечатления и делают заключение о других. Люди постоянно формулируют так же впечатления, потому что это помогает им понять и предсказать поведение окружающих. Не удивительно, что чем дольше мы знаем кого-то, тем более правильными становятся наши впечатления. Даже когда мы составляем мнение о людях, которых мы хорошо знаем, все-таки упрощения, которые мы используем, ведут нас к ошибочным впечатлениям. Часто мы все же не понимаем, что наши впечатления ошибочны, потому что наблюдаем людей лишь в ограниченных ситуациях и, помимо этого, наша собственная манера общения с другими побуждает их вести себя именно так, как мы от них ожидаем.
Список литературы:
1.Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., Питер, 2001
2.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. /Под ред. Г.В.Бурменской. М., 1993.
3.Я работаю психологом… опыт, размышления, ответственность. /Под ред. И.В.Дубровиной.М., 1999.
дипломов
Оставить комментарий