Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 января 2011 г.)
Наука: Психология
Секция: Общая психология и психология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНЩИН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МОНАХОВ-ИНКВИЗИТОРОВ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Каяшева Ольга Игоревна
к.пс.н., доцент УРАО, г. Москва
E-mail: zaratustra1230@gmail.com
В период позднего Средневековья приобрела особое значение инквизиция, которая пыталась вернуть церкви ее прежнее влияние [1] . Из письменных источников того времени до нас дошло произведение двух немецких монахов Генриха Крамера (Генрикус Инститорис) и Якоба Шпренгера «Молот ведьм» (1486). В трактате сообщается о том, как необходимо бороться с ведьмами, еретиками и сочувствующими им, упоминаются опыты инквизиторов над людьми. Кроме того, в работе дается основная характеристика женщин.
Г.Крамер и Я.Шпренгер, полагают, что слово «женщина» происходит от femina - «вера» и minus - «малый», т.е. изначально женщина не способна к настоящей вере в бога. Трактат отразил все народные суеверия и гендерные стереотипы общества того периода. Приведем некоторые выдержки из данного труда: «…женщины имеют недостатки как в душе, так и в теле, и что нет ничего удивительного в том, что они совершают больше позорных деяний… Уже при сотворении первой женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно - из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка вытекает и то, что женщина всегда обманывает, так как она лишь несовершенное животное… Как из недостатка разума женщины скорее, чем мужчины, отступаются от веры, так и из своих необычайных аффектов и страстей они более рьяно ищут, выдумывают и выполняют свою месть с помощью чар или иными способами. Нет поэтому ничего удивительного в том, что среди женщин так много ведьм… ведьмы, меньше чем кто-либо другой, могут считаться очищенными, если они вынесут испытание раскаленным железом. Более того! Тот факт, что обвиняемые требуют подобного испытания, дает право подозревать их в том, что они - ведьмы…» [5].
Авторы трактата, ссылаясь, в том числе, и на труды мыслителей древности утверждают, что женщины более чем мужчины склонны к суеверию. Они приводят в доказательство три основания:
1) женщины легковерны;
2) они скорее подвержены воздействию со стороны духов вследствие своего естественного сложения;
3) женский язык болтлив, и «все что женщины узнают с помощью чар, передают своим подругам».
Силы женщин невелики, поэтому они «жаждут отмщения за обиды с помощью колдовства». Они «рассуждают и иначе понимают духовное, чем мужчины, поэтому нет ничего удивительного в том, что мир и теперь страдает из-за женской злобы» [5]. «Из-за ненасытности женщин к плотским наслаждениям человеческая жизнь подвержена неисчислимому вреду. Поэтому мы можем с полным правом утверждать вместе с Катоном: «Если бы мир мог существовать без женщин, мы общались бы с богами». И действительно, мир был бы освобожден от различнейших опасностей, если бы не было женской злобы, не говоря уже о ведьмах. Не найдется ни одного мужчины, который так старался бы угодить Господу, как старается женщина- будь она не совсем уродом - понравиться мужчине. Женщина же - скрытый, льстивый враг. Их сердце - тенета, т. е. неизмерима злоба, господствующая в их сердце. Их руки - оковы. Когда они участвуют в наведении порчи на живые существа, они достигают того, к чему стремятся с помощью дьявола» [5].
Подводя итог, инквизиторы говорят, что практически каждая женщина – это потенциальная ведьма, поскольку женщины совершают зло из-за ненасытности к плотским наслаждениям, недостатка ума и суеверия. Мы можем предположить, что Генрих Крамер (Генрикус Инститорис) и Якоб Шпренгер проецируют в данном произведении многие подавленные мысли, желания и потребности. В частности к проблеме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной авторы обращаются практически на каждой странице работы. Возможно, что мы также наблюдаем действие защитного механизма инверсии (или реактивного образования), предполагающего «замену» первоначального эмоционального отношения к объекту на противоположное. Так, например, мужчина отвергнутый женщиной, которую он ранее любил и к которой испытывал влечение, начинает чувствовать к ней ненависть, презрение и др., стремится наказать ее за «злодеяния» (в данном случае за «колдовство» и использование «чар»). Негативное отношение затем переносится этим мужчиной и на других женщин.
Дополнительно хотелось бы обратить внимание на специфику проведения «следствия» монахами. «Виновным», исходя из формулировок Г.Крамера и Я.Шпренгера, мог стать любой человек. Достаточно было непроверенных слухов, доносов и пр. Даже отсутствие признания человека в колдовстве было лишь свидетельством недостаточно тщательно проведенной работы инквизиторов. С особой тщательностью следовало проводить допрос, если человек упорствовал в отстаивании своей правоты, поскольку лишь злые силы могли помочь ему перенести пытки, а если же человек признавал вину, то ему следовало принять «милосердное» наказание, как правило, связанное с сожжением на костре. Исходя из позиции Крамера и Шпрегера, под подозрением должны были находиться все, но в первую очередь женщины как наиболее подверженные воздействию дьявола. Подобная позиция авторов может подводить нас к предположению о наличии у них некоторых паранойяльных особенностей личности.
Вернемся к анализу трактата. Итак, в бедах человечества «виноваты ведьмы». Они околдовывают людей: «задерживают силу деторождения или препятствуют половому акту», «чародейскими приемами могут превращать людей обоего пола в животных», ведьмы-повитухи различными средствами «убивают плод во чреве матери», либо «посвящают детей демонам». Именно ведьмы «внушают порочную любовь мужчины к какой-либо женщине, либо женщине к мужчине», стараются посеять ненависть или зависть; причиняют болезнь человеку, отнимают у людей жизнь и лишают разума. Также ведьмы способны околдовать животных и земные плоды, управлять стихиями (вызывать засуху, наводнения и т.д.) [5].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы представим основную психологическую характеристику женщин с точки зрения монахов-инквизиторов Позднего Средневековья.
1.Умственное развитие женщин значительно отстает от умственного развития мужчин. Они иррациональны в своих действиях и поступках.
2.Женщины эмоциональны и испытывают трудности, связанные с самоконтролем.
3.Они зависимы от мнения окружающих, чрезмерно внушаемы и суеверны.
4.У них доминируют по отношению к мужчинам сексуальные и материальные потребности.
5.Нравственная сфера личности большинства женщин «деформирована» вследствие присутствия ряда качеств: коварства, хитрости, жадности, лживости, агрессивности и др.
6.Женщины в большей степени показывают склонность к вербальному общению, чем мужчины.
7.Они стремятся быть привлекательными для мужчин, интересуются своей внешностью.
Стереотипные представления о женщинах прослеживаются и в настоящее время. Они касаются как их личностных черт, так и особенностей поведения. Гендерные стереотипы являются довольно устойчивыми [2]. Женщины характеризуются испытуемыми как более подверженные внешнему влиянию, эмоциональные, разговорчивые, что было отмечено в исследованиях Ф.Гейс (1993), Дж.Мак-Ки, А.Шериффс (1957) и др. В целом, как полагает Е.П.Ильин, мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам, но в тоже время чрезмерная акцентуация на типично маскулинных, или фемининных чертах также приобретает негативную оценочную окраску.
Список литературы:
1.Иезуиты. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http:// slovari.yandex.ru
2.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2002.- 544с.: ил.
3.Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности [Текст] / Дж.Капрара, Д.Сервон.- СПб.: Питер, 2003.- 640с.: ил.
4.Клонингер С. Теории личности [Текст] / С.Клонингер.- СПб.: Питер, 2003.- 720с.: ил.
5.Шпренгер Я., Крамер Г. Молот ведьм. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://lib.ru/HRISTIAN/INKWIZICIQ/hexenham.txt.
дипломов
Оставить комментарий