Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 05 апреля 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА
Фокина Ирина Владимировна
к.псх.н., доцент ВГПУ, г. Вологда
E-mail: FokinaIrV@mail.ru
С позиции аксиологического подхода в основу разработки проблемы гражданского самосознания положены понимание и утверждение абсолютной ценности человеческой жизни. Применение аксиологического подхода к исследованию является закономерным, поскольку именно общечеловеческие ценности и ценности социально значимой деятельности определяют сущность гражданского самосознания педагога, его развития. Однако Н.А. Лищинская отмечает, что современной России свойственны глобальные аксиологические противоречия, обусловленные резкой сменой общественно-исторической формации, приведшей к некоторому несоответствию между элементами складывающейся социальной системы и традиционными ценностями. Культурная норма не «успевает» изменяться вслед за социумом и, как следствие, образуется идейный вакуум, пространство, не заполненное идеалами и ценностями, которые бы определяли действия людей [4].
В рамках аксиологического подхода процесс становления гражданского самосознания в условиях профессиональной деятельности – это оптимизация развития у педагогов общечеловеческих и профессиональных ценностей и психологическое обеспечение формирования эмоционально-ценностного отношения к обществу. Важным фундаментом для разработки психологической сущности гражданского самосознания в контексте аксиологического подхода являются научные исследования в области духовности профессионала.
Один из первых исследователей проблемы духовности профессионала В.А. Пономаренко отмечает, что профессионализм как вершина мастерства, не может быть раскрыт без опоры на нравственную основу личности профессионала [5]. Духовность является системообразующей характеристикой личности профессионала. В отличие от таких категорий освоения профессии как работник и специалист, профессионал, характеризуется не только исполнительностью в соответствии с жестко заданными алгоритмами и нормативами исполнения деятельности в экстремальных условиях, но и моралью подвижничества, для которой на первом месте стоит долг как результат взаимоотношений со своей совестью, а не самосохранение.
Анализируя психологическую природу феномена духовности, В.В. Знаков выделяет четыре основных направления исследования данной проблемы, объединяющим началом которых является понимание данного феномена как особенностей внутреннего мира человека, его самосознания и субъективных путей восхождения к вершинам бытия [1].
Согласно первому направлению духовность есть результат приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, мировоззренческая позиция человека, предполагающая активность самого субъекта. Духовность заключается в умении распознать и выполнить жизненную задачу, нести любовь, радость и мир, помочь себе и другим полностью реализовать себя.
Второе направление исследований связано с возникновением состояний духовности как результата сосредоточения на осмыслении и переживании духовных ценностей (познавательных, этических, эстетических аспектов бытия) в ходе разрешения нравственно трудных этических конфликтов или интеллектуальных озарений.
В рамках третьего направления духовность понимается как принцип саморазвития и самореализации человека, которые начинаются с признания субъективной значимости общечеловеческих духовных ценностей – истины, добра, красоты. Мотивационной основой психологической готовности к их усвоению и формированию являются духовные влечения субъекта как фундаментальные переживания преданности человека духовным ценностям и наслаждение от их удовлетворения. Развитие духовных ценностей в нравственно-рефлексивном сознании субъекта тесно связано с чувством личностной свободы как духовного состояния, которое возникает с осознанием внешних возможностей и внутренней готовности к выбору, исходя из личностного знания и смыслообразования.
Четвертое направление В.В. Знаков называет религиозным: в нем духовное выступает как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная – это жизнь с Богом и в Боге.
Итак, содержанием духовности является проблема смысла жизни, центральными категориями – добро и любовь, вера и надежда, мудрость и справедливость, красота и возвышенность деяний и помыслов, совесть и стыд, грех и вина, достоинство и честь, сострадание и милосердие, счастье и благополучие других. Духовность связана с высшим уровнем развития личности, способностью человека открывать и переживать добро, красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я», и в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность.
Л.И. Ларионова отмечает, что духовность является результатом взаимодействия личности с социокультурным пространством, в структуре духовности условно выделяются взаимосвязанные составляющие: внутренняя, связанная с категорией «Я» (Я-концепция, направленность, личностные смыслы, ценностные ориентации) и внешняя, связанная с категорией «Другой» (взаимоотношения с внешним миром и значимыми другими) [3]. Их синтез порождает противоречие между чувственной и рациональной сторонами личности человека, разрешение которого невозможно без общих идей, высоких целей, веры.
Духовность не ограничивается мыслью или словом, она глубже, могущественнее и священнее. Духовность состоит в уверенности и опоре на то лучшее и высшее, которое обязательно есть в душе каждого человека и к которому надо прислушиваться, сосредоточенно испытывать его, вникать в него, предаваться ему. В профессиональной деятельности педагога бесценным является такое проявление духовности как ощущение целостности и целенаправленности жизни, эмоционально поддерживающее человека. Ощущение неразрывной взаимосвязи с окружающим миром, с прошлым и будущим своей Родины, придает определенный смысл и значение собственной жизни, служит опорой духовного здоровья профессионала. Рассматривая гражданское самосознание личности педагога с позиции духовности, мы отмечаем, что его главным побуждающим мотивом является долг как требования, осознаваемые и выполняемые человеком из нравственных побуждений – облагородить, обогатить свою страну.
В исследованиях процесса развития гражданского самосознания педагога профессиональное саморазвитие понимается как относительно самостоятельный вид внутренней деятельности, направленный на интериоризацию внешних общественных требований и сознательное формирование, развитие на этой основе значимых качеств. Мотив профессионального самосовершенствования педагога выступает как модель образа «Я - профессиональное», в которой конкретизируется потребность личностного развития, и которая образует ее предметное содержание. Способность человека к профессиональному саморазвитию обуславливается характером мотивации самосовершенствования: процессуальным, результативным, вознаграждения или избегания, источниками самосовершенствования и развития личностных качеств являются самопознание, самопобуждение и самореализация. Отождествляя понятия саморазвития и самовоспитания, можно утверждать, что самовоспитание педагога должно быть нацелено на его самоощущение как субъекта образовательного процесса, автора своей жизни, гражданина своего отечества, представителя духовно-нравственной культуры своего народа.
Человеческий дух – это реальный опыт возвышенного психического состояния, возникающего не столько в результате действия, сколько в процессе постижения смысла своей деятельности, отмечает В.А. Пономаренко [5]. Формирование духовности, замечает В.М. Иванов [2], предполагает не механическое усвоение содержания образования, а его творческое осмысление, соединение полученных знаний с реальностью жизни в системе ценностных отношений и практической деятельности, в результате чего преодолевается абстрактность обучения и восприятия жизни, построение собственной жизни приобретает конкретный целенаправленный характер.
Содержанием психологического обеспечения является актуализация личностных смыслов в профессиональном развитии; совершенствование приемов и способов самооценки и самоопределения, развитие способности к рефлексии, отработка приемов и навыков межличностного взаимодействия. Эффективным методом такой работы признан тренинг новых психологических образований.
Таким образом, проблема психологического обеспечения процесса развития гражданского самосознания личности педагога рассматривается нами с позиции духовности, и ее решение является приоритетным, поскольку направлено на развитие духовно-нравственной основы личности профессионала.
Список литературы:
1.Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В.В. Знаков. [электронный ресурс] – Режим доступа. htpp://www. hr-portal/ru.
2.Иванов В.М. Духовность, образование, педагог / В.М. Иванов //Образование и общество. – 2003. – № 4. [электронный ресурс] – Режим доступа. htpp://www.education.recom.ru.
3.Ларионова Л.И. Связь интеллекта, креативности, духовности в структуре одаренности. / Л.И. Ларионова. [электронный ресурс] – Режим доступа. htpp://www.ipras.ru.
4.Лищинская Н.А. К некоторым вопросам аксиологического подхода в формировании культуры мышления студентов [Текст] / Н.А. Лищинская //Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – Выпуск 4 (2). – С. 67 – 72.
5.Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала [Текст] / В.А. Пономаренко. – М., 2004. – 289 с.
дипломов
Оставить комментарий