Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 18 сентября 2013 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТИРАЖНАЯ ГРАФИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Ильин Денис Александрович
аспирант 3-го. года обучения Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий
E-mail: Artist_47@list.ru
Изобретение различных техник создания произведений искусства в ходе научно-технического прогресса, в нашем случае графических произведений, во многом зависит от материалов и способов изображения.
Можно привести множество примеров того, как под воздействием катаклизмов, революционных движений, бурно меняющихся эпох, войн протекало формирование и развитие графического искусства.
На наш взгляд, одним из наиболее ярких примеров является изобретение тиражной графики, у истоков которой стоят великие европейские мастера первой половины XV века. Не случайно то, что именно в этот период, общество, как никогда, нуждалось в информации. Это, прежде всего, связано с наступлением новой эпохи, в которой общество, освободившись от церковного влияния, было готово обогатиться новыми знаниями.
Из всего многообразия известных на сегодняшний день гравюрных техник, первой была обрезная гравюра — ксилография, выполняемая на доске продольного распила из нетвердого дерева. Первые европейские гравюры носили политический характер и в основном были направлены против церкви и духовенства. Нанесенные изображения выглядели очень примитивно, единственной их целью было пояснение текста или его замена. Такого рода «листовки» были предназначены для массовой агитации малограмотной части населения.
Именно ксилография сыграла важнейшую роль в развитии книгопечатания, изобретенного в середине XV века. Автором такого нововведения считается немецкий ювелир и изобретатель Иоганн Гутенберг.
В связи с ростом и расширением городов, с развитием общества и его потребностей, наблюдалась стремительная популяризация тиражной графики. Активное применение граверами ксилографии, при создании книжных иллюстраций, позволяло им совершенствовать свои умения и навыки. В результате приемы гравирования становились все сложнее и богаче. Использование перекрестной штриховки создавало иллюзию организованного пространства листа, и предавала объем различного рода изображаемым формам (серия из пятнадцати листов «Апокалипсис», А. Дюрер). К одним из наиболее ярких представителей ксилографии, несомненно, относятся немецкие живописцы и графики: А. Дюрер и Л. Кранах.
Во второй половине XV в. возникает резцовая гравюра — самый ранний тип гравюры на металле. Данной технике свойственна четкая линия штриховки, моделирующая объем и частота нанесения штриха, создающего светотеневые отношения. Резцовая гравюра достигла своего расцвета в творчестве немецкого живописца и рисовальщика М. Шонгауэра, флорентийского живописца и гравера А. Поллайоло, итальянских художников и граверов А. Мантеньи, и М. Раймонди. В своих произведениях мастера резцовой гравюры решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения.
Гравюра на металле технически очень трудоемка. Она требует длительной работы над доской, но взамен дает точность и ясность в передаче пространства и объема предметов. Поэтому резцовая гравюра не случайно достигла наивысшего расцвета именно в эпоху Возрождения, когда перед искусством стояла задача познания и отражения реального мира, когда и в живописи господствовало стремление к ясным и четким формам, законченности и определенности композиции и рисунка.
Позднее, начиная с XVII столетия, резцовая гравюра превращается все больше лишь в средство репродукции живописи. А в XVIII веке, она особенно успешно выступает в качестве иллюстраций в научных и художественных книгах. Существует еще несколько разновидностей гравюры на металле: офорт, акватинта, меццо-тинто, «сухая игла», «мягкий лак».
Существует еще одна разновидность плоской печати — литография, способ которой открыл в 1798 г. немецкий изобретатель в области полиграфии — Иоганн Алоиз Зенефельдер. Позднее, он же сконструировал литографский печатный станок, при помощи которого издал книгу — «Полное руководство по литографии», вышедшею в свет в 1818 г.
В основу литографии положено травление кислотами, но в отличие от офорта и меццо-тинто на поверхности печатной формы не получается углублений. Таким образом, литография относится к видам плоской печати. Возникновение литографии не было случайностью. Быстрое распространение периодической печати, игравшей все большую роль в общественной жизни, неуклонно требовало новых, более оперативных форм изобразительного искусства.
Новая техника давала возможность издателям и художникам, быстро откликаясь на сменяющиеся события, высказываться непосредственно, допускала массовое воспроизведение и большие тиражи. Таким образом, через двадцать лет после своего изобретения, литография, вытеснив более сложные гравюрные техники, становится основным способом воспроизведения любых изображений.
Существует еще несколько техник тиражной графики, возникших в конце XIX — начале XX столетия, близких по стилю исполнения торцовой гравюре на дереве, к таким относятся: линогравюра, гравюра на органическом стекле, монотипия, гравюра на картоне. Наиболее распространенной и востребованной из них является линогравюра.
Гравюра на линолеуме считается самой молодой и самой популярной из всех техник графического искусства. Росту ее популяризации способствует, во-первых, доступность используемого материала (линолеума), во-вторых, лаконизм художественного языка, высокая контрастность, тиражность, простота в работе с материалом и, в-третьих, использование большого формата листа. Возникновение линогравюры относят к середине XX века.
Первые изображения (серия гравюр «Рио Эскондидо», отдельные листы: «Разгром школы», «Хозяин всего» и др.), выполненные, в этой технике по праву принадлежат мексиканскому графику и живописцу – Леопольду Мендесу. В 1937 году, в Мехико под его руководством была основана «Мастерская народной графики», в состав которой входили такие известные граверы как: П.О. Хиггинс, Л. Аренал, А. Гарсиа Бустос, А. Бельтран, А. Сальсе, А. Гомес, Р. Ангиано и другие. Помимо индивидуальных листов авторов, были и коллективные произведения (серия антифашистских плакатов), а так же сборники гравюр, среди них такие как: «Франкистская Испания» 1938 г., «Черная книга нацистского террора в Европе» 1943 г., «Образы мексиканской революции» 1947 г. и др.
Примерно в это же время линогравюра распространяется в Бразилии («Клуб друзей гравюры», под руководством К. Склиара, Р. Каца, В. Праду), в Аргентине (А.Р. Виго), а так же Чили, Дании, США, Франции и России. Следует отметить, что возникновение еще одного вида тиражной графики — линогравюры, связано с грядущими массовыми волнениями — мексиканская революция, Великая Отечественная война, распад СССР.
Советская линогравюра достигает своего расцвета в 60-е гг. XX столетия и связана она с такими мастерами, как: В.Д. Замирайло, Д.И. Митрохин, В.Д. Фалилеев, В.А. Фаворский, А. Остроумова-Лебедева, И.Н. Павлов и др.
В современном мире, проявление тиражной графики связано с изобретенным Каспаром Херманни в 1904 г. способом офсетной печати. При помощи современных офсетных станков, можно с легкостью, в короткие сроки осветить любого рода информацию, преподнести ее в массы под видом листовок, объявлений, плакатов, афиш, рекламных баннеров и т. д.
Художник, в поисках новых путей воплощения своих произведений в жизнь, стремиться донести до зрителя информацию в том виде, в котором она существовала еще на уровне замысла. Пробуя различное сочетание материалов, форм и техник, он в конечном итоге находит единственно-верное решение. В отдельных случаях такие поиски приводят к созданию, открытию новых техник, которые в дальнейшем активно используют другие мастера искусства, преподнося плод своих произведений в массы.
В нашем случае, любая из форм проявления тиражной графики, будь то ксилография, гравюра на металле, литография или линогравюра, является проявлением массовой культуры и несет в себе информацию. Основной функцией и одновременно специфической областью печатной графики является ее предрасположенность к воспроизведению многочисленных идентичных экземпляров чего-либо — репродукции великих мастеров искусства, книжные миниатюры, информационные листовки, плакаты, рисунки и т. д.
Список литературы:
1.Борко Т.И. Мировая культура и искусство: учебное пособие / Т.И. Борко. Тюмень: Изд-во Тюм. Гос. ун-та, 2010. — 348 с.
2.Бычков В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. М.: КНОРУС, 2012. — 528 с.
3.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства: учебник / Ю.Б. Виппер. Москва: КИС, 2008. — 402 с.
4.Каган М.С. Морфологи искусства: учебник / М.С. Каган. Москва: «Искусство», 1972. — 426 с.
5.Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы: Форма. Стиль. Выражение / А.Ф. Лосев. Москва: «Искусство» 1995. — 528 с.
6.Лотман Ю.М. Структура художественного текста: Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПБ.: «Искусство-СПБ», 1998. — 285 с.
7.Павлов И. Техника гравюры на дереве и линолеуме: учебник / И. Павлов. М.: Искусство, 1938. — 152 с.
дипломов
Оставить комментарий