Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 10 февраля 2014 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В ПРОЗЕ
Олимова Хосият Хакимовна
кан. фил. наук, доцент, зав. отдел науки и аспирантуры ТГИЯ им. Сотим Улугзаде, Республика Таджикистан, г. Душанбе
E-mail: hosiyat.оlimova @mail.ru
Присоединением России к Средней Азии произошли значительные изменения в социально-экономической, политической и культурной жизни края. Общеизвестно, что решающим и объективным прогрессивным последствием присоединения Средней Азии к России было то, что Россия стала центром революционного движения, вместе с которой вступил на этот путь и народ Средней Азии. Однако, кроме этого важного момента, присоединение к России имело и другие прогрессивные аспекты, в частности достижения русской науки в изучении природы и истории народов Средней Азии, в том числе и таджикского народа.
В 70-е годы средневековые формы экономики начинают распадаться, растет население, появляются первые промышленные предприятия, в 90-х годах банки, наблюдается прилив русского капитала в Среднюю Азию. Ограничивается торговля с Индией и Афганистаном, товары на среднеазиатских рынках преимущественно русского происхождения, как об этом свидетельствуют дневники европейских путешественников по Средней Азии; более дешевые промышленные товары вытесняют кустарные изделия отечественных производителей. Развивается производство высококачественных сортов хлопчатника, часто в ущерб хлебным культурам, которых не хватает для населения.
Одна из первых официальных газет в Средней Азии, которая выходила на русском языке в Ташкенте с 1870 г. по 1917 г. была «Туркестанские ведомости». Она была рассчитана на распространение в крае сведений об административных распоряжениях и содействие широкому изучению Туркестанского края и сопредельных с ней стран Востока. На ее страницах, помимо официальных сведений, публиковалось много статей о краеведении и об истории народов Средней Азии. Для этого не случайно к участию в газете привлекались ученые и краеведы того времени. Для примера можно привести одну из статей, приуроченную к 25-летнему юбилею газеты, где дается характеристика ее активных сотрудников, среди которых были имена таких видных ученых и краеведов как: В.В. Бартольд, Н.П. Остроумов, В.Ф. Ошанин, Н.Н. Пантусов, И.В. Мушкетов, Г.А. Арандаренко, А.Д. Гребенкин, А.Л. Кун, А.П. Хорошхин, А. Кушакевич, В. Венюков и другие, научная деятельность которых тесно связана с изучением истории культуры таджикского народа того периода. С первых же дней выхода «Туркестанских ведомостей» на страницах газеты встречается значительное количество материалов по истории, географии, этнографии, климатологии, статистических и прочих сведений о Таджикистане. Свидетельством этому является тот краткий перечень материалов, относящихся к Таджикистану и опубликованных на страницах газеты в первые годы ее существования: «Известия из рекогносцировочных отрядов Ура-Тюбинского и Зеравшанского» — под командованием генерала Абрамова и подполковника Доннети в 1870 г.; Д. Мышенков — «Геологические заметки из дневника экспедиции к верховьям Зеравшана»; А.П. Федченко — «Заметки о верхнем Зеравшане»; «Кариз — подземный арык близ Пенджикента», где дается описание населения, населенных пунктов, административных делений указанных волостей Зеравшанской долины.
Известно, то, что с конца первой половины XIX в. в Средней Азии, в том числе и на территории современного Таджикистана, вели научные исследования не только отдельные ученые, но и различные общества. Они являлись либо местными организациями, либо филиалами всероссийского общества. Всего в пределах Туркестанского края в то время существовало около 15 научных организаций.
Также основоположник таджикского просветительства и реформизма Ахмада Дониш (1826—1897) в «Историческом трактате» описывает ту ситуации путешественников, которых правительство Бухары принимала их за агентов (шпиона): «… их всех посадили на цепь и арестовали, имущество их конфисковали и передали в казну» [1, с. 63].
Будучи в тюрьме, путешественники написали письмо и через посредников отправляли в Россию. Дониш подчеркивает, что один из этих путешественников был братом русской императрицы.
Комментируя данную ситуацию далее Дониш пишет: «...из русской столицы дали знать в Оренбург (а этот город служит местом сбора бухарских купцов), приказали забрать купцов вместе с их товаром и потребовали освобождение арестованных… на все то ушло примерно шесть месяцев» [1, с. 63].
По мнению Дониша среди них был «учитель детей русских аристократов и царевича» тегеранец Козимбек. Дониш описал взгляд Казимбека о ситуации Бухары: «Земля делится на пять частей (а по европейскому делению на четыре), и одна часть-это Туркестан, которым владеют тюрки-потомки Яфета. Живут там кочевники. Во главе каждого племени стоит правитель, получивший власть по наследству или же захвативший ее. Они не подчиняются никакому правительству, а земли их не входят ни в какое государство. Все они претендуют на власть, не имеют никакого представления о том, что творится в мире, арестовывают и заковывают людей в цепи по своему усмотрению и конфискуют их имущество. Они и понятия не имеют, что кроме их краев существует какая-либо иная страна и иные правители помимо них. Покорение этих земель-одна из главных задач нашего государства, так как в этой стране, протянувшейся на двадцать в ширину, живет бесчисленное множество людей» [2, с. 74—75].
Далее он комментирует: «В действительности, земли во владениях правителей Мавераннахра невелика, но, тем не менее, несколько правителей претендуют здесь на самостоятельность в Коканде, Кашгаре, Хорезме, Бухаре и даже в мелких владениях, таких, как Гиссар, Мастчи, Куляб. Когда эти правители приходят к власти, то дрожат над ней, словно ивовый лист, и не доверяют ни одному своему приближенному. Они живут в вечном страхе, что их могут лишить власти. Если такой правитель и возвышает кого-либо, он не дает ему свободы действий, опасаясь, что тот восстанет против него» [2, с. 76—77].
По свидетельству Ахмада Дониша, незначительное количество русских солдат, конечно хорошо вооруженных, разгромило «великую армию» Музаффара (1860—1885), который в 1868 году перед решительными боями дал приказ «гнать врага вплоть до самого Петербурга». Правитель империи Мангитов не проявил государственной дальновидности, он не пользовался, естественно, и поддержкой народа и продолжал вести войну с Кокандом, что, в конечном счете, ослабило и Бухару и Коканд.
Дониш со всей смелостью и откровенностью открыто изображает в своем трактате мировоззренческий уровень дворцовой знати, духовенства, преподавателей медресе и простого народа, материальные и духовные их запросы. Более того, говоря о собственных взглядах и передавая столкновения по некоторым вопросам понимания времени со стороны своих оппонентов, рисуя в своих рассказах отвратительные язвы прошлого (Бухары и эмирата), Ахмад Дониш пробуждает в сердце читателя любовь и искреннее сочувствие к этим обойденным общественным вниманием беднякам [3, с. 27].
Таким образом, Дониш опирается на свои наблюдения во время поездок в Россию и на то, как исправит положение дел в бухарских медресе, говорит о системе обучения в Европе, в Индии. Он трижды побывал в России и настойчиво искал пути к социальному переустройству Бухары. В произведение «Редкостные происшествия» Дониш высказал резко критические отношение к порядкам эмирата. По своей форме произведения Ахмада Дониша близки к градационной таджикской прозе, но большая заслуги писателя в том, что он широко использует разговорный язык народа, решительно отказываясь от вычурного и непонятного для масс языка придворной литературы. Даже говоря о необходимости соблюдения законов и порядков, он всегда указывал на необходимость следовать требованиям шариата. Однако после поездки в Россию, где он остался таким же мусульманином, внимательное отношение к положению в европейских странах, способствовавшие осмыслению своеобразия русской культуры, служили резким толчком к положительным суждениям и выводам. Дониш оказался, одним из первых деятелей культуры Средней Азии, который сумел трезво оценить достижения других народов, особенно русской культуры. Выход из тупика он видел в реформах. Это был первый, самый трудный шаг, сделанный им для преодоления средневековой отсталости.
Список литературы:
1.Ахмад Дониш. Тракта Ахмада Дониша «История мангитского династии». Душанбе, 1967.
2.Ахмад Дониш. Путешествие из Бухары в Петербург. Таджикгосиздат, 1960.
3.Олимова Х. Правда жизни и художественная правда в "Наводирулвакоеъ" Ахмада Дониша.Автореферат. Душанбе, 2007.
дипломов
Оставить комментарий