Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 14 ноября 2016 г.)
Наука: Междисциплинарные исследования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
METHODOLOGICAL FOUNDATION OF THE THEORETICAL MEDICINE
Nadezhda Ponomarenko
senior lecturer of the philosophy Department of Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
Dmitriy Osaulko
A 2th year student of the General Medicine Department of Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
Dmitriy Loginov
A 2th year student of the General Medicine Department of Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
В нашей работе мы поставили задачу выявить связь медицины и философии, определить общий методологический фундамент и гносеологические инструменты. В своём исследовании мы основывались на общности объекта познания двух наук, как способа постижения сущности жизни. Объединяющим фактором является то, что объектом является человек, вершина эволюции природы.
ABSTRACT
In our article we have set a goal to find out the connection between medicine and philosophy, to determine a general methodical foundation and epistemological instruments. In our research we have based on the relation of the object of cognition of two sciences, as a method of the life essence comprehension. The circumstance that the human, the pinnacle of nature evolution, is the object – is the unifying factor.
Ключевые слова: медицина; познание; философская методология; исследование; медицинские знания.
Keywords: medicine; cognition; philosophical methodology; research; medical knowledge.
Философия и медицина – культурные феномены, которые развиваясь параллельно, имеют общую генетическую линию своего происхождения и становления. Знаменитые деятели этих наук, на всём протяжении исторического процесса в своих трудах, пытались всячески объединить философию и медицину. Научные дисциплины не просто связаны, так как медицина – это одновременно и философия жизни, и искусство врачевания. Объединяющим фактором является то, что объектом познания двух наук является человек [4].
Если красной линией в философии проходят отношения «субъект-субъект», то во врачебной науке это переходит в вопросы взаимоотношений между врачом и пациентом, внутренним миром лекаря и больного, социумом и природой. Мировоззренческая основа бытия раскрывается в значении, как уникальный субъективный мир человека; внешний мир личности в социуме, мир в значении разум, космос, Вселенная.
Врач – это не просто узкая специализация в какой-либо медицинской области. Это человек, владеющий мировоззренческими основами, формируемыми в области философского знания, помогающими ему понять других и себя, ясно мыслить и действовать как в медицине, так и в обычной жизни. Философия рассматривает объект познания теоретически, формируя методологический фундамент для последующих практических решений, которыми занимается медицина, она носит прикладной, эмпирический характер [4].
Ещё до того, как сложился понятийный стиль мышления Гиппократа, Авиценны, в практическом медицинском познании бытия жизни, самопроизвольно, сформировалось предметное мышление. Долгое время эмпирическое медицинское познание находилось в подчинении религиозно-мифологического мировоззрения, идя в ногу с мистикой и суевериями. Не связанные в единую органическую целостность древние научные сведения не были философски осмыслены, теоретически обоснованы. Их невозможно было назвать ни общими, ни теоретическими медицинскими положениями [3, с. 13–17].
Философские учения древних греков и научно-медицинское познание образовывались примерно в одно время. Началось это с пробуждения интереса у мыслящих врачей к изучению первопричин, связей и следствий болезней, а также первостепенных философских проблем места и роли человека в мире, в природе. Такая медицина стала активно наполняться философским смыслом. Позднее у медиков появилась и устойчивая мировоззренческая потребность в объемном взгляде на системную телесно-духовную сущность человека. Таким образом между философским осмыслением роли и смысла существования человека и формирующимся клиническим мышлением образовалась диалектическая взаимосвязь. Всё это сказалось на зарождении нового специфического предметно-понятийного мышления врачей, выражающего сходный с философией интерес, касающийся изучения человека, профилактики его ментального и физического здоровья [6, с. 70–72].
Философская методология в медицинском познании изучает приёмы получения знаний и призвана выполнять несколько функций: эвристическую (получение научных знаний в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задачи); координирующую (определение приоритетных для медицины интересов, их развития); интегрирующую (объединение множества элементов, способных образовать целое, в единую систему роли). Тем самым философия стимулирует процесс развития медицинских знаний, обеспечивает приращение новых знаний в медицинской сфере познания в систематизированной форме [5, с. 69–72].
Системный, холистический, структурно-функциональный, вероятностный и многие другие подходы в познании предполагают использование гносеологических инструментов общелогического характера: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и другие. Эмпирические методы познания также содержат свои теоретические средства и приёмы. Так, индуктивная методология Ф. Бэкона позволяет получать знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез, характерные также для медицинской науки. Рене Декарт считал, что путь к научной истине всегда начинается с анализа, то есть с мысленного или реального разделения целого на части, детали; единства – на множество, сложного – на компоненты или элементы [6, с. 420].
Таким образом, философское исследование медицинского познания реализуется на основе простых логических приемов и является специфическим интеграционным способом постижения жизни, посредством философского осмысления и синтеза знаний, касающихся человека, его образа и качества жизнедеятельности. Оно включает в себя две основные формы исследования: теоретическую и экспериментальную.
Сегодня эмпирическое познание в медицинских исследованиях сильно ограничено. Строение и основные функции человеческого организма достаточно подробно описаны анатомами, физиологами, гистологами, но не все механизмы работы тела изучены, ибо экспериментальная (эмпирическая) база для исследования человека развивается медленно. На данный момент, из-за невозможности точно отследить развитие и воздействие на организм многих патогенных процессов, в медицине преобладает теоретическое познание. Систематизировать полученные факты, отследить связь между ними и составить четкую, логичную картину исследования без философско-методологического мышления невозможно.
Медицинское познание с точки зрения философии нацелено на выявление повторяющихся закономерностей возникновения патологических состояний. Философская методология позволяет применить методы научного поиска к выявлению средств и способов предупреждения и устранения заболеваний, улучшению качества жизни человека, продлению здоровой и активной части жизни, поиску её смысла и соответствующего образа существования. По характеру решаемых вопросов медицинское познание выходит за рамки чисто научной дисциплины и в немалой степени становится междисциплинарной сферой постановки и разрешения всех человеческих проблем [1, с. 35–41].
Нынешняя медицина представляет из себя сложный комплекс дисциплин, развитие которых происходит в тесной взаимосвязи с техническими, гуманитарными естественнонаучными и философскими науками. Значит, исходным объектом медицины являются знания образующие социально-биологические и этико-философские сферы человеческой жизни. Многообразие научных дисциплин способствует развитию медицины, так как во всех сферах жизни человека есть интересующая её сторона: его существование и развитие [2, с. 17].
Таким образом, медицина и философия с момента зарождения наук были тесно связаны друг с другом. Через философскую методологию формируется система медицинских знаний, специфика клинического мышления, теория медицины, формы медицинского познания.
Список литературы:
- Кондратьев В.П. Философия и медицина: Учебное пособие / В.П. Кондратьев. – Тула: Тул. Гос. Ун-т., 2002. – 75 с.
- Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для высших учебных заведений / В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.
- Курашов В.И. История и философия медицины в контексте проблем антропологии / В.И. Курашов. – М.: Книжный Дом «Университет», 2012. – 368 c.
- Табачкова О.А. Союз философии и медицины – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://medconfer.com/node/1787 (Дата обращения 31.10.2016).
- Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: учебник / Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 784 с.
- Шевченко Ю.Л. Философия медицины / Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-Ф56 МЕД, 2004. – 480 с.
дипломов
Оставить комментарий