Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2016 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2
дипломов
ОСОБЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ РУССКИХ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
ESPECIALLY RELIGIOUS ONES RUSSIAN: REGIONAL ASPECT
Natalya Kruglik
candidate of Cultural Studies, Senior Lecturer with the staff of the Kuban State Technological University,
Russia, Krasnodar
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию особенностей религиозного сознания русского населения Краснодарского края. Целью работы является анализ основных компонентов религиозного самосознания и религиозной идентичности русского населения региона. Для современной религиозности русских характерно несколько отличительных особенностей: во-первых, она носит в большинстве своем поверхностный характер и сводится к соблюдению внешних атрибутивных признаков; во-вторых, многие верующие относятся к группе колеблющихся между верой и неверием; в-третьих, сегодня все больше получают распространение псевдорелигиозные идеи (вера в колдовство, магию, астрологию и др.), которые зачастую сочетаются с традиционной религиозностью верующих; в-четвертых, можно отметить рост количества неправославных верующих.
ABSTRACT
The article investigates the characteristics of the religious consciousness of the Russian population of the Krasnodar Territory. The aim is to analyze the basic components of the religious identity and religious identity of the Russian people in the region. For modern Russian religiosity characterized by several distinguishing features: first, it is mostly superficial and comes to observing the external attribute characteristics; Secondly, many of the faithful belong to the group wavering between faith and unbelief; Thirdly, today more and more are spreading pseudo-religious ideas (belief in witchcraft, magic, astrology, etc.), which are often combined with traditional religious believers; Fourthly, it may be noted increase in the number of non-Orthodox believers.
Ключевые слова: религиозное сознание, православная идентичность, конфессиональная идентичность, псевдорелигиозность.
Keywords: religious consciousness, Orthodox identity, confessional identity, pseudo-religious.
Россия – это особая страна, этническим ядром которой выступали и выступают русские. По данным последней переписи русские численно доминируют в большинстве сфер и структур общества: этнической, территориальной, социально-классовой, профессиональной и других. Русская цивилизация имеет свои отличительные черты от других цивилизаций, благодаря специфике менталитета и самосознания народов, создающих ее. Для русского национального менталитета характерно три основных качества – это религиозность, свободолюбие и широта души.
Русское национальное самосознание не является целостным и завершенным. Кризисные тенденции в современном российском обществе обострили негативную направленность эволюции самосознания русских. Следствием этих проблем стала депопуляция русского этноса. Все эти процессы привели к «культурной травме» русского самосознания и формированию «комплекса неполноценности», усиливая тем самым состояние фрустрации самосознания значительной части групп русского этноса.
Следствием этого стало формирование многоуровневого, аморфного самосознания и отсутствие четкой этнической идентичности, что можно объяснить численностью и территориальной разбросанностью русского этноса.
На специфические черты русского самосознания оказали влияние такие факторы как климат, обширность территории, религия. Русскому национальному самосознанию присущи следующие черты, которые являются определяющими: 1) государственно-территориальная характеристика, 2) православный характер религиозной идеологии, 3) соборность, которая является константой русского национального самосознания [6].
Религиозное сознание является важной составляющей национального самосознания русских: это то, что определяет выбор индивидуальной религиозности с присущей ей системой ценностей, идей, принципов, обуславливающих мышление и действия верующего.
Человек, наделенный религиозным самосознанием, познает себя через бога, через веру: он не может самоосознавать себя без веры, следовательно, вера, которой придерживается человек – формирует его религиозное самосознание. Религиозное самосознание выполняет целый ряд важнейших функций: 1) консолидирующую, 2) познавательную, 3) эмоционально-оценочную, 4) ценностную, 5) социально-психологическую.
Идеологический концепт русского этнического самосознания, сформулированный в рамках теории «народного самодержавия» содержал в себе следующие аспекты:
- историко-теологический – православная вера с момента Крещения Руси определила историческое развитие русского народа, его особый путь в христианской цивилизации;
- социально-политический – под влиянием Православной Церкви сформировалось мировосприятие русского народа, его культура и монархическая государственность;
- национально-религиозный – под скипетром самодержавия сформировалось органическое единство религиозной и этнической идентичности русского народа. Однако при этом этническое начало не обожествлялось, а Православная вера не низводилась до одного из аспектов национального самосознания [7].
Религиозное пространство России многообразно. По сведениям Министерства юстиции РФ, на 1 октября 2015 года в России было зарегистрировано 27 978 религиозных организаций, из них централизованных – 565 (в том числе 363 действуют на территории двух и более субъектов Российской Федерации, 243 – на территории одного субъекта), местных религиозных организаций – 26 342 (в том числе 216, не входящих в структуру централизованных религиозных организаций). Их количество неуклонно растет (на 1 января 2015 года – 27 496) и составляет в два раза больше, чем в РСФСР (на территории Республики Крым и города Севастополя зарегистрировано 335 религиозных организаций) [2].
В Краснодарском крае официально зарегистрирована 741 религиозная организация. Большая часть из них – 441 приходы Русской православной церкви, 280 – иные христианские организации и еще 20 организаций – представители других религий. Самая крупная из «иных» христианских организаций, которые сегодня официально зарегистрированы в Краснодарском крае, Евангелисты – 52. Следом идут Баптисты (43 организации) и Свидетели Иеговы (43 организации). Замыкают тройку Адвентисты Седьмого Дня (35 организаций) и Пятидесятники (30 организаций). На Кубани также зарегистрировано 18 организаций Армянской Апостольской церкви, 16 – организаций Вифании, 10 организаций – Древлеправославие, 6 – Лютеране и иные – 16 организаций [10].
В Россию поток псевдорелигиозных организаций хлынул в 1990-х. Сложная политическая и экономическая ситуация в стране, потеря традиций, смена системы ценностных ориентаций, все это способствовало поиску источника поддержки, опоры и веры. И в этот период появляется множество различных религиозных организаций. К иным христианским организациям относятся многообразные секты, зарегистрированные на территории края. Самая закрытая и неоднозначная организация в Краснодаре – это мормоны, церковь Иисуса Христа Святых последних дней. В Краснодарском крае существует несколько религиозных организаций, которые спонсируются из-за границы (в частности из США). Самая крупная из них – Евангельский христианский миссионерский союз, который включает в себя огромное количество церквей с разными названиями [10].
В рамках реализации проекта «Самосознание русского этноса в контексте современных социальных процессов: на примере Краснодарского края» осенью 2016 года было проведено эмпирическое исследование русского этноса. На базе полученного фактического материала проанализируем особенности религиозного сознания русской этнической группы в Краснодарском крае. Согласно данным исследования 84 % опрошенных отнесли себя к верующим; 10 % определили себя как «скорее не верующими» и 6 % указали, что однозначно не являются верующими (табл. 1).
Таблица 1.
Считаете ли себя верующим, %
Варианты ответа |
% |
да |
47,5 |
скорее да |
36,5 |
скорее нет |
10 |
нет |
6 |
Значительные изменения в религиозной жизни России приходятся на середину 80 – начало 90-х годов. В этот период, во-первых, меняются взаимоотношения религии и государства: принимается закон о религиозных организациях, согласно которому они могут заниматься социальной и благотворительной деятельностью, разрешена миссионерская деятельность; во-вторых, изменилось отношение между верующими и неверующими людьми: возросло количество русского населения, относящих себя к числу верующих; в-третьих, возросло количество религиозных конфессий и течений, что было обусловлено возрождением старых религиозных верований и, появлением и распространением новых религиозных течений.
Современное религиозное возрождение стало результатом не только интереса к глубинам собственной духовной традиции, к православию и русской религиозной философии, но и многообразием форм личного мироотношения.
Принадлежность к той или иной религии определяется в поведении и системе ценностей человека. Анализируя конфессиональную принадлежность русских, отметим, что подавляющее большинство опрошенных отнесли себя к православной вере – 86,7 % респондентов; 7,5 % являются приверженцами внеконфессиональной религиозной направленности; на третьем месте – приверженцы ислама (таких оказалось 2 %); 1,5 % русских отнесли себя к старообрядцам; по 0,3 % верующих отметили католицизм и протестантизм; 0,2 % – буддизм; а 1,4 % указали «другое» вероисповедание, среди которых были названы: даосизм, агностицизм, ЕХБ и другие религиозные течения (табл. 2).
Таблица 2.
К какому вероисповеданию себя относите, %
Варианты ответа |
% |
православие |
86,7 |
старообрядчество |
1,5 |
ислам |
2 |
буддизм |
0,2 |
католицизм |
0,3 |
протестантизм |
0,3 |
другое вероисповедание |
1,4 |
ни к какой конфессии себя не отношу |
7,5 |
Таким образом, абсолютное большинство опрошенных русских в Краснодарском крае являются приверженцами православия, что характерно и для всей России в целом, это подтверждают многочисленные и многолетние исследования.
При этом для большинства верующих православие – это не соблюдение религиозных обрядов и участие в религиозной жизни, а только национальная традиция, то есть самоидентификация находится в сфере исторической, этнокультурной и биографической, нежели собственно религиозной, что приводит к формированию псевдорелигиозности, означающей, что в сознании большинства верующих православие не связано с догматическим вероучением, которое предполагает формирование активного церковного поведения. Это вызвано, в том числе, и тем фактом, что религиозная практика фактически отсутствовала у большинства россиян зрелого и пожилого возраста [1].
Рассматривая критерии, по которым русские ощущают связь со своей религией, следует отметить: большинство опрошенных ответили, что их предки исповедовали эту религию – 61,8 %; 19,6 % – считают, что данная религия отвечает культурным устоям их национальности; а 15,4 % отметили, что их национальность признает только эту религию (табл. 3).
Таблица 3.
По каким критериям ощущаете связь со своей религией, %
Варианты ответа |
% |
все мои предки исповедовали эту религию |
61,8 |
моя национальность признает только эту религию |
15,4 |
данная религия отвечает культурным устоям моей национальности |
19,6 |
другое |
3,2 |
То есть, подавляющая часть респондентов идентифицирует себя с конфессиональным вероисповеданием в силу национальных и культурных традиций своего народа. Таким образом, становление конфессиональной идентичности русских зависит от культурных, политических и национальных факторов.
Можно выделить четыре типа современной православной идентичности:
- внеинституциональная православная идентичность, к которой относятся стихийно верующие и невоцерковленные верующие. Они характеризуются отказом или уходом от институционализации;
- групповая православная идентичность, которая складывается в процессе социализации в православном обществе через приобщение к нормам вероисповедания и религиозным практикам;
- индивидуально-личностная православная идентичность, которая складывается в результате личного общения верующего с богом;
- социально-личностная православная идентичность, отличительной чертой которой является открытость к любому социальному взаимодействию, принятие мира. Она формируется если верующий человек нашел для себя личный путь деятельностного социального участия в современном мире [11].
Таким образом, для современной религиозности русских характерно несколько отличительных особенностей. Во-первых, она носит в большинстве своем поверхностный характер и сводится к соблюдению внешних атрибутивных признаков (согласно данным, такие проявления религиозных практик как молитва, посещение храмов, соблюдение постов, чтение религиозной литературы не соблюдают большинство тех, кто считает себя верующими); а религиозное сознание характеризуется размытостью и неопределенностью. Во-вторых, многие верующие относятся к группе колеблющихся между верой и неверием. В-третьих, сегодня все больше получают распространение псевдорелигиозные идеи (вера в колдовство, магию, астрологию и др.), которые зачастую сочетаются с традиционной религиозностью верующих. В-четвертых, можно отметить рост количества неправославных верующих.
Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 15-13-23011 а(р).
Список литературы:
- Анурин В.Ф. Религия как фактор социальной интеграции – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/06/05/1251218793/Anurin.pdf (Дата обращения: 1.11.2016).
- Данные Минюста о зарегистрированных религиозных организациях – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sova-center.ru/religion/news/authorities/religion-general/2016/03/d34118 (Дата обращения: 1.11.2016).
- Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/1990s/1991/Drobizheva_1991_1.pdf (Дата обращения: 3.11.2016).
- Идиатуллов А.К. Религиозность русского населения г. Ульяновска в начале XXI в. // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 1 (61). – Т. 4.
- Кузнецова А.М., Щербакова В.В., Яблонская С.В. Особенности национального самосознания русских // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки. Электронный сборник статей по материалам ХХХ студенческой международной заочной научно-практической конференции. – М.: Изд. «МЦНО», 2016. – № 1 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(30).pdf (Дата обращения: 1.11.2016).
- Пестрецов А.Ф. Соборность – константа русского национального самосознания. – Нижний Новгород, 2008. – 182 с.
- Православная Церковь и проблемы формирования русского национального самосознания – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://рустрана.рф/article.php?nid=3525 (Дата обращения: 1.11.2016).
- Пьяных Е.П. Феномен русской религиозности: Дис. ... канд. филос. наук. – Екатеринбург, 1997. – 140 с.
- Религия в современной России – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://rusrand.ru/analytics/religija-v-sovremennoj-rossii (Дата обращения: 2.11.2016).
- Религиозные секты Кубани (спецрепортаж) – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.raskolu.net/985-religioznye-sekty-kubani.html (Дата обращения: 3.11.2016).
- Рыжова С.В. О соотношении православной идентичности и гражданского сознания // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006. – С. 141–168.
- Рыжова С.В. Становление православной идентичности русских: традиционно-культурные и гражданские основания – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/11/1214896884/Ryzhova_6.pdf (Дата обращения: 5.11.2016).
- Яковенко И.А. Тенденции развития религиозного сознания в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия 1. – 2012. – № 1.
дипломов
Оставить комментарий