Статья опубликована в рамках: XXI-XXII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 11 марта 2015 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАЗАХСТАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Калиева Марал Шатулаевна
д-р полит. наук, профессор кафедры политологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
Национальный менталитет выступает как социокультурная ценность демократического развития общества. Феномен национального менталитета предполагает приверженность к истокам казахстанской государственности, что способствует его формированию в духе сохранения и дальнейшего развития принципа преемственности поколений. В 2015 году в Республике Казахстан отмечаются такие исторически значимые даты, как 550-летие образования Казахского ханства [3], а также 20-летие Конституции Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана [2]. Их празднование представляет собой существенный фактор укрепления казахстанской государственности на современном этапе демократического развития общества. Национальный менталитет показывает уровень состояния и развития общества на определенном промежутке времени. Он содержит в себе тенденцию преемственности, трансформируясь в один из основных компонентов развития национальной государственности. Национальный менталитет выступает как одна из составных частей в системе социокультурных ценностей казахстанской государственности.
Одна из насущных задач современного общества заключается в сохранении целостности национального мировоззрения и национального самосознания. В своем выступлении на ХХ сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: один народ — одна страна — одна судьба» Президент РК Н.А. Назарбаев отмечает: «Общественное согласие должно стать главной чертой жизни единого полиэтничного народа, государства и институтов гражданского общества, политических партий, религиозных конфессий» [1]. Этот аспект способствует укреплению национальной государственности и достижению согласия и единения по многим вопросам прошлого, настоящего и будущего национально-государственного обустройства Республики Казахстан.
Национальный менталитет подразумевает не только действенность фактора преемственности, но и соблюдение механизма перспективности, так как одним из основополагающих положений национального развития является принцип связи прошлого, настоящего и будущего. Н.В. Романова справедливо отмечает: «Формирование национального менталитета обусловлено, с одной стороны, единой общественной природой всего рода человеческого, с другой — сходством или общностью условий жизни, социально-политических устоев наций» [6, c. 61]. Политическая модернизация, реформирование социально-экономической сферы подразумевает соответствие государственной политики как нормативно-правовым, так и духовно-ценностным параметрам развития общества.
Национальный менталитет — термин, которым принято обозначать совокупность установок предрасположенностей определенного народа действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Это понятие характеризует глубинные черты сознания и поведения народа, оно в концентрированном виде отражает единство высокорационализированных форм сознания.
Неотъемлемой частью национального менталитета выступает национальное самосознание, на формирование которого адекватно влияют перемены, связанные с реализацией процесса политического, социально-экономического реформирования общества. Оно вбирает в себя весь спектр проявлений осуществляемых преобразований, в нем воплощается уровень динамичности и эффективности общественного развития. Национальное самосознание представляет собой существенный показатель устойчивости, стабильности, определенности идейно-нравственных приоритетов развития казахстанского общества.
Национальное самосознание является одной из форм выражения народом своей самобытной истории и представляет собой совокупность идей, воззрений, убеждений, в которых данная национальная общность осознает себя как общность. Каждый человек усваивает основополагающие приоритетные принципы, содержание и сущность национального самосознания во всех его проявлениях, что определяет процесс его самоидентификации в структуре политической идентификации. Осознанно усвоенное национальное самосознание формирует адаптированную к реалиям общественного развития площадку для активизации политической роли человека.
Национальное самосознание — это сложное явление интеллектуально-нравственного содержания. Обеспечение единства и воспроизводства национальной общности выступает основной функцией национального сознания. Базисными социокультурными ценностями казахстанской государственности призваны стать чувство любви к Родине, гражданской ответственности и казахстанского патриотизма. Воспитание этих чувств определяет демократизацию Казахстана. В данном разрезе разработка и внедрение социокультурных ценностей нового общества должны быть ориентированы на формирование национального сознания.
Необходимо уровень взаимоотношений в полиэтническом государстве соизмерять, как справедливо отмечает А. Нысанбаев, с основополагающими принципами планетарной этики, к которым, по его мнению относятся:
· «мирный и конструктивный диалог культур, цивилизаций, конфессий;
· образование для всех, причем образование с приоритетом воспитания над обучением тем или иным знаниям и профессиональным навыкам;
· экологические императивы человеческой культуры» [4, c. 12].
Для большинства населения характерно сознание, соответствующее облику самого общества и его институтов. Важно укрепление степени доверия институтам государственной власти. Политические представления неразрывно связаны также с социальными нормами и традициями. Суть их диалектической связи состоит в том, что, с одной стороны, политические представления могут содержать оценку норм общественно-политической реальности. А с другой стороны, социальные нормы сами появляются в контексте политических представлений.
Социальные чувства представляют собой один из способов проявления морально-нравственной атмосферы, имеющей место в данном социуме. Они соответствуют определенным периодам функционирования общества. В контексте тех или иных политических процессов социальные чувства активизируются, ускоряя или сдерживая системное развитие страны. В системе социокультурных ценностей казахстанской государственности особое место занимает понятие «единый народ». В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» подчеркивается: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба — это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» — это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны» [5].
Определенная связь присутствует между политическими представлениями и менталитетом. Ментальные особенности субъекта являются полем социальных представлений вообще, и политических представлений в частности. В самом общем виде национальный менталитет выступает как система репрезентативных для данной общности способов восприятия мира, образ мышления и жизнедеятельности, обусловленные длительным воздействием этнических, географических, социально-экономических и политических тенденций.
Список литературы:
- Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на ХХ сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: один народ — одна страна — одна судьба / —Официальный сайт Президента Республики Казахстан — Выступление... [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www akorda.kz/ru/page/page_213673_копия (дата обращения 10.03.2015).
- К 20-летию Конституции РК и Ассамблеи народа Казахстана:... [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www vechastana.kz/2050/10092-k-20-...копия (дата обращения 10.03.2015).
- Казахской государственности в 2015 году исполнится 550 лет —... [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www tengrinews.kz/kazakhstan_news/...копия (дата обращения 10.03.2015).
- Нысанбаев А. Основания планетарной этики в эпоху глобализации // Analytic. — 2005. — № 1. — С. 9—13.
-
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее / — Режим доступа. Официальный сайт Президента Республики Казахстан — Послание... [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: akorda.kz/ru/page/page_215750_...копия (дата обращения 10.03.2015).
- Романова Н.В. Влияние политических процессов на национальный менталитет и консолидацию общества. Алматы: 1999. — 177 с.
дипломов
Оставить комментарий