Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 12 мая 2015 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
«РАЗМЫШЛЕНИЯ». МАРК АВРЕЛИЙ
Зеленский Олег Александрович
научный руководитель, канд. филос. наук, старший преподаватель, кафедра Философии и гуманитарных наук, МЭСИ, РФ, г. Москва
Степанова Анастасия Сергеевна
студент 3 курса, кафедра банковского дела и финансового менеджмента МЭСИ, РФ, г. Москва
E-mail:
Лукина Ирина Игоревна
студент 3 курса, кафедра банковского дела и финансового менеджмента МЭСИ, РФ, г. Москва
E-mail:
Марк Аврелий был мудрый человек, талантливый полководец и великий философ, жизненный путь которого вот уже множество веков остается одним из лучших примеров бескорыстного и самоотверженного служения государству.
С самого детства Марк Аврелий был вдумчивым и серьезным ребенком: в то время как его сверстники играли в парках под присмотром слуг, маленький Марк изучал философию, риторику и геометрию, упражнялся в ораторском искусстве. Возможно это стремление к знаниям, желание понять окружающий мир, а также сметливость, собранность и серьезность обратили внимания Антонина Пия на восьмилетнего мальчика — император усыновил Марка, дал ему прекрасное образование и сделал своим преемником [1].
Надо сказать, что всем остальным наукам Марк Аврелий предпочитал философию, ведь именно в ней он видел возможность развития личности, общества и государства. В юношестве по совету своего учителя Юния Рустика он прочитал «Разговоры» Эпиктета. Эта книга произвела на Марка неизгладимое впечатление, и с того момента он стал последователем стоической школы [3].
На протяжении развития всей человеческой мысли люди задавались схожими вопросами: что есть жизнь и смерть? Есть ли смысл в нашем существовании? Как прожить отведенный нам век достойно, как с честью противостоять невзгодам? Каждая философская школа отвечала по-своему, но я расскажу об основных учениях позднего стоицизма, а точнее, о рассуждениях Марка Аврелия в его дневнике. Так как «Размышления» — это отражение идей Эпиктета и Сенеки через призму понимания императора, то, проанализировав записи цезаря, мы сможем предположить, какими были представления стоицизма того времени.
Во-первых, стоическая школа утверждала, что существует высший разум, Логос, которым и управляется все во вселенной, а поэтому что ни происходит — то благо.
Значит долг человека — следование своей судьбе и принятие роли, ему уготованной. Марк Аврелий, к примеру, никогда не хотел быть императором, он мечтал о философствовании, уединении и покое [2]. Однако судьбой ему было наказано стать цезарем Великой Римской Империи, и до последнего дня Марк Аврелий с честью и достоинством выполнял свой гражданский долг. «Любить то, что тебе выпало и отмерено. Что уместнее этого?» — пишет философ в «Рассуждениях», как будто бы напоминая себе о необходимости мужественно принимать возложенные судьбой обязательства, не жаловаться на них, а, наоборот, быть благодарным.
Во-вторых, стоики считали, что смерть есть абсолютно естественное явление, такое же благо как и рождение человека, а потому не имеет смысла бояться ее или всячески избегать. В «Размышлениях» Марк Аврелий утверждает: «что ни случается — привычно, знакомо, как роза по весне или плоды летом. Таковы и болезнь, и смерть, клевета и коварство и столько еще такого, что радует или огорчает глупцов». Каждый из нас рано или поздно уйдет из жизни, это закономерное явление природы, так к чему тогда бессмысленные переживания? Итог один, а потому нельзя позволять страху за свое будущее отравлять душу. Жить нужно так, как будто каждый твой день — последний, и больше не будет возможности простить, или попросить прощения, исправить ошибки или оправдать свои деяния.
Проклятье нашего века — это суетность и непонимание близости смерти, а потому мне кажется, что именно об этом наставлении необходимо рассказать как можно большему количеству людей, ведь в нем многие смогут найти успокоение и правильный путь в жизни.
В-третьих, Марк Аврелий придерживался идеи о всемирном государстве, в котором по закону природы каждый из нас равен от рождения. А потому не важно, какое положение в обществе ты занимаешь — раба или рабовладельца, ремесленника или императора, — ты в равной степени по сравнению с остальными наделен разумом, а уж то, как ты этим воспользуешься, зависит только от тебя самого.
Скорее всего, именно эта теория о равенстве всех людей перед природой и подтолкнула цезаря к неким изменениям в законах Римской Империи. Со времен правления Марка Аврелия законодательство напоминало не строгий свод правил, а скорее кодекс, которому стоит придерживаться.
Помимо всего прочего, Марк Аврелий разделяет идею своих предшественников о дихотомии контроля. Суть этого предположения в том, что в мире есть только два вида вещей: которые от нас зависят или же не зависят. Переживать по поводу последних не имеет никакого смысла, так как повлиять на исход события мы все равно не сможем. Волноваться из-за первых тем более нерационально, ведь в нашей власти изменить результат. «На ход вещей нам гневаться не следует — что им за дело?!» — говорит автор «Рассуждений», подразумевая, что мы не в силах своими чувствами и эмоциями повлиять на судьбу. Порой нам необходимо вспоминать об этом, ведь многие попусту растрачивают свои силы на жалобы, злость и метания, в то время как следует просто смириться и принять сложившийся исход событий.
Император писал «Размышления» только для себя, не рассчитывая на то, что когда-нибудь они станут доступны кому бы то ни было. Возможно, именно по этой причине мысли во всех 12 частях написаны в хаотичном порядке, бессистемно. Только в первой его книге можно увидеть некое подобие структуры: в ней автор благодарит своих родственников, наставников, друзей и Богов за те личностные качества, которые перенял у них. В последующих частях император просто записывает свои рассуждения на различные темы как то: свобода, долг, вечность, судьба и смерть.
Марк Аврелий скончался на 59 году жизни от чумы, бушевавшей в военном лагере. Вместе с ним закончилась и эпоха позднего стоицизма, на смену ей пришло христианство, многие идеи которого были созвучны теориям стоиков.
Со дня смерти Марка Аврелия прошло уже XVIII веков, но мысли, записанные в «Рассуждениях» и по сей день находят отклик в душах многих из нас, помогая раскрывать все новые грани понимания мира и самих себя; красивые и ясные идеи не кажутся устаревшими или неактуальными. Более того, несмотря на то, что в век, когда многие люди озлобились и потеряли понятие о чести и гражданском долге, необходимо перечитывать книги, подобные этой, чтобы не потерять себя, не поддаться искушению жить в праздности без оглядки на окружающих.
Список литературы:
- Жизнь Марка Аврелия Часть 1 // Электронные текстовые данные. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Historia_Augusta/Marcus_Aurelius/1*.html (дата обращения: 05.05.2015).
- История западной философии // Электронные текстовые данные. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.rus.ec/b/104472/read (дата обращения: 04.05.2015).
- Мережковский Д.С. Марк Аврелия // Электронные текстовые данные. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dugward.ru/library/merejkovskiy/merejkovskiy_mark_avreliy.html (дата обращения: 04.05.2015).
дипломов
Оставить комментарий