Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 12 мая 2015 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тулинцев В.А. БЕССМЕРТИЕ КАК НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИДЕИ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(21). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

БЕССМЕРТИЕ  КАК  НОВОЕ  КАЧЕСТВО  ЖИЗНИ:  ФИЛОСОФСКОЕ  ОСМЫСЛЕНИЕ  ИДЕИ

Тулинцев  Владимир  Александрович

студент  1  курса  109  группы  лечебного  факультета  ОрГМУ,  кафедра  философии,  РФ,  г.  Оренбург

E-mailvtulincev@mail.ru

Пономаренко  Надежда  Владимировна

Научный  руководитель,  старший  преподаватель  кафедры  философии  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mailverjen@mail.ru

 

Идея  бессмертия  будоражила  умы  людей  на  протяжении  всего  существования  человечества.  Лучшие  из  них  пытались  ответить  на  вопрос:  возможно  ли  сохранить  опыт  какой-либо  отдельной  личности  в  коллективной  памяти  человечества  через  достижение  реального  бессмертия.  Если  да,  то  возникает  этический  вопрос  о  том,  чтобы  «…исключительная  поглощённость  человека  своим  личным  бессмертием,  как  и  своим  собственным  спасением,  не  превратилась  в  трансцендентальный  эгоизм».  Поиски  ответа  велись  на  всем  протяжении  существования  людей  [4,  с.  96].

Идея  вечной  жизни  в  той  или  иной  форме  существовала  у  всех  народов.  Различными  были  лишь  подходы  к  пониманию  понятия  «бессмертие».  Древние  греки  считали,  что  есть  круговорот  жизни  и  смерти,  а  человек  достигает  вечной  жизни  через  духовный  аспект  своего  существования.  При  этом  физическая  смерть  не  считалась  окончанием  человеческого  бытия.  Смерть  для  древнего  грека  —  явление  неприятное,  но  ожидаемое,  стойко  и  без  страха.  Они  считали,  что  смерть  —  это  помощник  природы,  который  очищающий  лоно  Земли.  Земля  живет  и  развивается  через  людскую  смерть,  через  войну.  Смерть  —  часть  цикла  природы  и  общества.  Ее  устранение  вызывает  дисбаланс,  диспропорцию  в  круговороте  «жизнь-смерть».  Однако  сам  Зевс  выступает  в  мифах  гарантом  бессмертия,  победив  своего  отца  Кроноса,  бога  времени,  а  значит  смерть.  Через  её  преодоление  и  бессмертие  бог-сын,  захватив  власть,  немедленно  восстанавливает  торжество  жизни.  Но  в  то  же  время  смерть  является  вратами,  которые  позволяют  обычным  людям  с  «чистой»  душой  обрести  хотя  бы  внетелесное  бессмертие.  Итак,  в  древнегреческой  традиции  существовало  две  его  формы:  реальная  для  элиты  и  только  духовная  для  всех  остальных. 

Древние  индийские  йоги  принимали  оба  варианта:  духовного  бессмертия-нирваны  и  не  отрицали  его  физическую  возможность  для  достойных  людей-мудрецов  из  высшей  касты.  Более  современный  нам  Рамалинга  Свамигал,  тамильский  святой,  живший  в  19  веке,  утверждал,  что  человек  способен  выйти  из  цикла  умирания.  Согласно  его  учению  можно  достичь  физического  бессмертия  путем  различных  упражнений,  практик  и  соблюдения  этики  жизни. 

Новое  западно-европейское  экзистенциалистское  мировоззрение  рассматривает  феномен  бессмертия  через  его  диалектическую  противоположность,  уделяя  самое  пристальное  внимание  антагонистичному  феномену  смерти,  как  и  другим  неотъемлемым  ограничениям,  присущим  нашей  жизни  и  возможностям.  Смерть,  как  безнадёжный  итог,  как  наличие  конечности  абсурдна,  бессмысленна,  если  нет  жизни,  как  нескончаемого  потока  бессмертия  через  акт  воли  опосредуемой  в  человеке.  Экзистенциалистская  позиция  настраивает  на  поиск  позитивного  смысла  конечного  существования  человека,  на  преодоление  разрыва  и  противопоставления  смерти  и  жизни.  Признание  и  примирение  с  реальностью  материального  бытия  осуществляется  не  в  безнадежной  попытке  изгнания  танатоса  из  жизни,  а  напротив  в  ницшеанском  упрямстве,  в  проявлении  «воли  к  жизни»,  в  погружении  человека  в  другой  интенциональный  смысловой  фундаментальный  «жизненный  мир»  по  Э.  Гуссерлю  [2].

Улавливая  пессимистическую  ноту  отношения  экзистенциализма  к  бесконечному  проявлению  жизни,  стоит  отметить  как  мужественно,  почти  «стоически»  эти  философы  принимают  неизбежность  смерти  в  мире  материи,  как  факт,  с  которым  человеку  пока  просто  нужно  смириться,  сделав  все  возможное,  чтобы  ни  один  день  не  был  прожит  зря.  По  мнению  некоторых  ученых,  исследующих  проблемы  смерти  в  истории,  Филиппа  Арьеса  и  Пьера  Шоню,  отношение  к  конечности  бытия  служит  социальным  эталоном,  индикатором  цивилизации.  Если  следовать  этому  утверждению,  то  стремление  к  бессмертию  характерно  только  для  разумных  человеческих  существ. 

Экзистенциальный  пессимизм  примирения  с  танатологичностью  бытия  не  разделяют  ряд  современных  учёных-биологов.  Они  уже  обнаружили  на  Земле  организмы,  которые  вышли  из  цикла  умирания.  Для  доказательства  этого  утверждения  они  изучили  эволюцию  витального  цикла  некоторых  живых  существ.  Так  у  одноклеточных,  биологи  обнаружили  отсутствие  в  их  жизненном  цикле  стадии  индивидуальной  смерти  из-за  их  способности  к  бесконечному  делению.  В  результате  бесконечного  воспроизводства  своих  точных  копий  они  смогли  практически  выйти  из  танатологического  цикла.  Ученые  предположили,  что  причина  отсутствия  бессмертия  у  гиперкомплексных  организмов  —  «расплата»  многоклеточных  за  коэволюцию,  где,  как,  например,  утверждает  физик  И.Н.  Серов,  в  процессе  взаимодействия  разных  систем  накапливается  синергетическая  погрешность  в  последующих  делениях  [6].

Согласно  последним  данным,  найдены  биологические  потенциально  бессмертные  существа:  актинии  и  пресноводные  гидры.  Способные  к  неограниченному  росту  и  восстановлению  потерянных  частей  тела,  они  значительно  продлевают  свой  жизненный  цикл.  То  же  свойственно  некоторым  видам  рыб  и  земноводных,  изучая  которых  ученые  пришли  к  выводу,  что  все  живые  организмы  в  ходе  эволюции  способны  к  приобретению  механизмов,  продлевающих  их  существование  на  максимально  возможный  срок.  Это  доказывают  последние  генетические  эксперименты  американских  учёных  по  увеличению  сроков  жизни  в  обычных  условиях  на  50  %  мушек  дрозофил,  что  подтверждает  стремление  всего  живого  к  обретению  биологического  бессмертия.

История  демонстрирует  нам,  насколько  важен  был  данный  вопрос  во  все  времена.  Многие  мировые  лидеры  разных  эпох  не  только  верили  в  существование  вечной  жизни,  но  и  пытались  обрести  ее.  Лидер  великой  Французской  империи  Наполеон  Бонапарт  оставил  огромное  количество  вопросов  своим  так  называемым  «Египетским  походом».  Наполеон  покидает  Францию  в  ту  пору,  когда  против  нее  создается  мощный  альянс  между  Австрией,  Англией,  Россией  и  Неаполитанским  королевством.  В  его  отсутствие  Суворов  прошел  всю  Италию,  громя  французов,  перевалил  через  Альпы  в  Швейцарию  и  угрожал  вторжением  во  Францию.  Было  сумасшествием  покидать  Европу  без  веской  причины  в  преддверии  таких  опасностей,  забирая  с  собой  в  египетские  земли  30  тысяч  отборнейших  солдат  по  личным  рекомендациям  офицеров.  Но  ведь  Наполеон  не  был  безумцем,  напротив,  это  гениальный  полководец  и  политик.  Ряд  историков  утверждает,  что  помимо  геополитических  целей  Наполеон  преследовал  в  этом  регионе  сугубо  личные  оккультные  цели.  Как  указывает  И.  Ольцитиан,  в  поход  Бонапарта  отправились  не  только  личная  гвардия  императора,  но  и  ряд  видных  французских  ученых  [5].

Это  была  крупнейшая  научная  экспедиция  тех  времен,  которая  в  итоге  легла  в  базис  новой  науки  —  египтологии.  До  Наполеона  только  Александр  Великий  решился  на  подобную  авантюру.

По  замыслу  главнокомандующего,  в  экспедицию  входили  представители  всей  французской  научной  и  творческой  элиты:  ученые  инженеры,  художники,  деятели  науки  и  культуры,  которые  должны  были  не  только  описать  далекую  страну,  но  и  приумножить  культурное  достояние  и  наследие  Франции.  Данное  предположение  подтверждается  тем  фактом,  что  16  марта  1798  г.  Директория  французской  Академии  наук  решила  передать  в  распоряжение  Бонапарта  все  средства,  необходимые  для  осуществления  научных  исследований,  утверждает  историк  Томсинов  [8].  В  созданную  ими  комиссию  входили  многие  известные  в  то  время  ученые:  Бертолле,  Кафарелли,  Фурье,  Вилье  де  Терраж.  С  Комиссией  сотрудничали  ведущие  учебные  и  научно-исследовательские  учреждения  Франции:  Центральная,  Нормальная,  Политехническая  и  Горная  школы,  Национальная  школа  мостов  и  дорог,  Национальная  школа  искусств  и  ремесел,  Музей  естествознания,  Ботанический  сад,  Медонский  Аэростатический  парк.  Существует  версия,  будто  Наполеон  полагал,  что  древнеегипетским  фараонам  был  доступен  рецепт  эликсира  бессмертия. 

Но  сам  Наполеон  был  далеко  не  первым,  кто  пытался  выйти  из  цикла  жизни  и  смерти.  Согласно  легенде  задолго  до  него  Александр  Македонский  также  искал  источник  вечного  процветания  в  Египте  и  Индии,  тот  край  земли,  где  течет  райская  река  дающая  физическое  бессмертие.  Средневековые  ученые  вслед  за  Александром  пытались  выяснить  расположение  этого  таинственного  индийского  места.  В  1045  году  немецкий  епископ  Отто  из  Фрайзинга  в  «Хрониках»  сделал  заявление:  папа  римский,  утверждал  он,  получил  тайное  письмо  от  христианского  правителя  из  Индии,  именовавшегося  пресвитером  Иоанном,  утверждавшего  о  существовании  реки  рая,  что  течет  в  его  владениях,  которую  по  легенде  искали  рыцари  первого  и  второго  крестовых  походов.

Проблема  поиска  способов  достижения  физического  бессмертия  не  смогла  обойти  русскую  правительственную  элиту.  Сложно  говорить  о  правдивости  долгое  время  засекреченных  сведений,  но  факты  подтверждают  открытие  в  СССР  института  переливания  крови,  занимавшегося  также  разработкой  способов  омоложения  для  партийной  элиты  страны,  в  том  числе  и  для  Сталина.  Его  руководитель  и  создатель,  известный  революционер  Александр  Богданов  в  1920-х  годах  выдвину  гипотезу,  согласно  которой  стареющая  элита  будет  чувствовать  себя  намного  лучше,  если  ей  переливать  молодую  кровь.

После  ряда  успешных  экспериментов,  Богданов,  как  и  любой  настоящий  ученый,  ставивший  опыты  и  на  себе,  скончался  от  заражения  крови  [6].  Таким  образом,  вопрос  о  бессмертии  был  актуален  не  только  среди  правящей  элиты,  но  и  среди  философов  и  ученых. 

Благодаря  развитию  научно-технического  прогресса,  проблема  бессмертия  стала  снова  популярной.  Уже  сейчас  учёные  в  состоянии  значительно  замедлить  старение  и  продлить  нашу  жизнь.  Появляются  новые  биомедицинские  технологии  с  использованием  трансплантологии,  стволовых  клеток,  криогенетики,  генной  инженерии,  геронтологии  и  ювентологии.  Все  эти  достижения  науки  объединил  для  борьбы  со  старением  английский  геронтолог  Обри  Ди  Грей  в  проекте  под  названием  SENS,  что  в  переводе  означает  стратегии  достижения  «пренебрежимого  старения»  инженерными  методами.  Этот  термин  впервые  предложен  доктором  Калебом  Финчем  американцем,  специалистом  по  геронтологии,  эндокринологии,  клеточной  биологии  в  1990  г.  для  обозначения  свойств  некоторых  живых  организмов,  внешний  вид  которых,  их  репродуктивная  функция,  уровень  экспрессии  генов  не  зависят  в  большой  степени  от  возраста.  К  таким  существам  относится  эусоциальное  животное  голый  землекоп,  привлекающий  внимание  учёных.  Воодушевлённый  этой  идеей  доктор  Обри  ди  Грей  утверждал,  что,  даже  не  зная  всех  механизмов  старения  человеческого  организма,  мы  способны  значительно  замедлить,  а  в  будущем  и  обратить  вспять,  данный  процесс  [1].

Альтернативой  этому  подходу  является  технопроект  «Бессмертие  2045»  по  созданию  искусственного  человеческого  протеза,  на  который  можно  будет  заменить  стареющее  тело.  Основатель  этого  движения,  мультимиллионер  Дмитрий  Ицков  утверждает,  что  к  2045  году  человечество  будет  обладать  достаточным  количеством  технологий,  для  интеграции  нашего  мозга  в  искусственные  носители.

Так  же  как  и  их  предшественники  несколько  тысячелетий  назад,  автор  нового  проекта  обещает  улучшить  качество  жизни  человека  путем  интенсификации  его  эволюционного  развития  и  интеграции  современных  технологий  в  обыденную  жизнь.  Утверждая,  что,  пройдя  несколько  этапов  подготовки,  наш  мозг  сможет  выдержать  процесс  пересадки  в  новое  искусственное  тело,  сам  Дмитрий  Ицков  уже  приступил  к  созданию  своего  собственного  аватара.  Сейчас  эти  заявления  могут  показаться  смехотворными,  но,  учитывая  современные  темпы  развития  науки,  нельзя  полностью  отвергать  их  возможность.  Таким  образом,  актуализация  проблемы  бессмертия  может  привести  к  новой  научно-технической  революции  и  эволюционному  скачку  в  развитии  человечества  [4,  с.  34]. 

 

Список  литературы:

  1. Борцы  со  старением:  Обри  ди  Грей  и  его  проект  SENS  //Компас  от  13  марта  2008  г.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://moikompas.ru/compas/sens  -  Дата  обращения:  5.05.2015/
  2. Гуссерль  Э.  Кризис  европейских  наук  и  трансцендентальная  феноменология  //  Гуссерль  Э.  Философия  как  строгая  наука.  Новочеркасск:  Сагуна,  1994.  —  С.  53.
  3. Пономаренко  Н.В.  Идея  бессмертия:  онтологический  и  гносеологический  аспекты.  [Электронный  ресурс]  /Вестник  ОГУ  №  7  (156)/июль`2013.  —  С.  34  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://vestnik.osu.ru/2013_7/5.pdf  -  Дата  обращения:  5.05.2015.
  4. Кашин  В.В.,  Пономаренко  Н.В.  Идея  бессмертия  человеческой  личности.  [Электронный  ресурс]  /Вестник  ОГУ  №  7  (168)/июль`2014  —  С.  93—96  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://vestnik.osu.ru/2014_7/16.pdf  -  Дата  обращения:  5.05.2015.
  5. Ольтециан  И.С.  Египетский  поход  Наполеона  [Электронный  ресурс]  /  И.С.  Ольтециан.  М.  Июль-август  2002  года.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://his.1september.ru/2003/17/1.htm  -  Дата  обращения:  5.05.2015.
  6. Серов  И.Н.  Базовые  принципы  создания  глобальных  гиперкомплексных  систем.  [Электронный  ресурс]  /Серов  И.Н.  -СПб,  2002,  —  33  c.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://library.by/portalus/modules/philosophy/readme.php?archive=0214&id=1108994358&start_from=&subaction=showfull&ucat=1  -  Дата  обращения:  5.05.2015.
  7. Сталин.  Тайные  страницы  их  жизни  вождя  народов./  Грейг  О.И.  М:  ЭКСМО.  2011  год.  —  117  с.
  8. Томсинов  В.А.  Краткая  история  египтологии  /  М.:  Издательство  «Зерцало»:  Издательский  дом  «Вече»,  2004/  В.А.  Томсинов.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.astro-cabinet.ru/library/Egypt_hrono/Page_8.htm  -  Дата  обращения:  5.05.2015.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.