Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2
дипломов
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КИРГИЗСКОЙ ФИЛОСОФИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
BASIC PREREQUISITES OF KYRGYZ PHILOSOPHY FORMATION AND COURSES OF ITS RESEARCH
Kozubay Ablazov
senior Research Scientist, Institute of Philosophy and Political-and-Legal Studies of National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic,
Kyrgyzstan, Bishkek
АННОТАЦИЯ
В статье определяются основные предпосылки возникновения философии как науки в Кыргызстане, показывается влияние научно-исследовательских институтов Москвы на становление и развитие философии, определяются основные научно-исследовательские направления второй половины XX века.
ABSTRACT
Basic prerequisites of philosophy formation as a science in Kyrgyzstan are determined; influence of Moscow scientific research institutes on formation and development of philosophy is shown; fundamental scientific and research courses of the second half of the XX century are identified in the article.
Ключевые слова: предпосылки возникновения философии; киргизская профессиональная философия; устное народное творчество; философские идеи акынов-заманистов; истории киргизской общественно-философской мысли; профессиональные философы.
Keywords: prerequisites of philosophy formation; Kyrgyz professional philosophy; oral folk arts; philosophical ideas of akyn-zamanists; history of social and philosophical thought; professional philosophers.
В результате формирования благоприятных условий после Октябрьской революции возникли предпосылки для возникновения киргизской философии: появление национальных СМИ, рождение национальной интеллигенции, издание книг, зачатки теоретического мышления, исследование предфилософских взглядов и философем, открытие типографий, ликвидация безграмотности народа, развитие культуры, публикации учебных пособий, перевод философских произведений на киргизский язык, создание национального алфавита, возникновение литературных произведений, представляющих собой философские идеи, возникновение теле- и радиопередач, открытие литературно-философских кружков, развитие науки и т. д.
Первые труды национальной интеллигенции явились предпосылкой для становления теоретического мышления. На духовной почве, подготовленной мыслителями киргизского народа, был заложен фундамент будущей науки – киргизской философии.
Появление в середине XX века на национальной почве первых кандидатов и докторов наук из числа киргизов, было одним из условий возникновения профессиональной философии. Условием появления философии является переход от обыденного сознания к научно-теоретическому. Об этом пишет почетный академик НАН КР А.И. Нарынбаев: «Только со времени Октябрьской революции в России создаются объективные условия и субъективный фактор для качественного скачка от обыденного сознания киргизского народа к теоретическому сознанию. Только после завершения такого скачка в жизни киргизского народа возможность возникновения философии превращается в реальную действительность» [4, с. 4].
Аграрно-натуральное хозяйство, отсутствие экономического роста, разделение народа по родовому и региональному признаку в Кыргызстане тормозили развитие культуры, искусства, архитектуры, живописи, музыки, науки и т. д. Возможность процесса возникновения философии как науки в нашей стране превращается в действительность только после 50-х годов XX века.
Устное народное творчество явилось одним из духовных источников формирования профессиональной философии в Киргизии. Киргизскими учеными изучались философские идеи устного народного творчества; мировоззрение и социально-этические проблемы; философской мысли средних веков; анализировалась философская мысль в произведениях акынов-заманистов; выявлялись особенности исследования философских проблем, нашедших отражение в творчестве акынов, писателей; философские проблемы в эпосе «Манас» и т. д.
Возникновение киргизской профессиональной философии как значимой сферы духовной культуры народа непосредственно связано с особым типом философской аргументации. Такое непосредственное отношение показывает не только особую роль диалектических категорий как непосредственного и опосредованного или парных категорий диалектики в становлении киргизской философии, но и выхода аргументации за рамки ассоциативного мышления, присущегох мифологии и поэзии, и перехода теоретически аргументированного, рационального мышления, способствующего возникновению наук, то есть, роли перехода от обыденного сознания к теоретическому.
Это процесс перехода требовал рационального, доказательного мышления, способного отражать закономерности познавательного материала и предмета науки. В философии этот переходный процесс был обусловлен общими требованиями социально-культурного развития. Элементы сохранившегося ассоциативного, мифологического, образного и метафорического мышления в большинстве случаев относятся к рациональному мышлению.
В возникновении профессиональной философии особое место занимает философские понятия, заимствованное из сферы философствования. На основе этого устанавливается понятийно-категориальный аппарат киргизской профессиональной философии. Из этого не следует делать вывод, что понятийно-категориальный аппарат киргизской философии возник только на основе понятий, выведших от эмпирических знаний. Потому что основные категории киргизской философии непрерывно обогащаются заимствованными понятиями других народов с глубокими традициями изучения философии как науки. И большинство названий этих категорий заимствованы из других языков.
Философское знание киргизского народа с его многослойностью и разновидностью, присущее обыденному сознанию, мы условно можем называть «философствованием» или, как возникшее в гуще жизненных событий – «жизненной философией».
О путях перехода от этих философем к концептуальной системе знаний философии Г.А. Брутян пишет: «Но путь от философствования к философии как определенной системе концептуального знания не только не является кратким и прямым, но и не представляется единственным. Многообразны формы возникновения концептуальной системы философского знания. И это объясняется тем, что философия как знания возникает в результате обобщения наиболее общих свойств развития бытия, и, следовательно, интерпретация этого знания имеет чрезвычайно широкий охват действительности» [2, с. 87].
Общеизвестно, что путь от философствования к профессиональной философии является далеко не единственным и коротким, потому что в науке есть много способов и путей возникновения профессиональной философии. Впрочем, философия как особый вид знаний, возникает в результате обобщений всеобщих свойств бытия. Поэтому философская интерпретация является первым шагом дли создания истории философии.
Становление и развитие частных наук в Кыргызстане способствовало возникновению философии. До появления профессиональных философов в 50-х годах XX века по переводам материалов съездов и пленумов партий, в выступлениях на собраниях партийных и профсоюзных работников распространялись идеи марксисткой философии и т. д.
Эти идеи способствовали становлению философского сознания. Тогда при поддержке научно-исследовательских институтов Москвы в республике появляются первые киргизские философы. Их основной деятельностью была пропаганда марксисткой философии. Вместе с тем первые философы в публицистических статьях призывали людей отказаться от остатков патриархально-бытовой жизни, в том числе от религиозных верований. Особое внимание ученые уделяли распространению идей коммунизма.
Начинающими исследователями общественно-философской мысли являются А. Алтмышбаев, А. Давлеткельдиев, М. Жунусов. Они впервые опубликовали статью по истории философии по теме «Общественно-политическая и философская мысль в Киргизии» [1, с. 819–820] и стали основателями киргизской профессиональной философии.
Первые киргизсские философы 50-х годах прошлого века проводили научно-исследовательские работы по истории киргизской общественно-философской мысли конца XIX – начала XX вв.
В этих трудах раскрываются философские воззрения акынов – мыслителей Токтогул Сатылганова, Тоголок Молдо, Барпы Алыкулова – и другие особенности общественно-политические условия той эпохи.
Об этом доктор философских наук, профессор Ж. Жаныбеков сообщает: «Исследование истории общественно-политической мысли Кыргызстана как особого объекта исследования отмечается 1956 годом. Следует сказать о статье «Общественно-политическая и философская мысль в Киргизии», опубликованной А. Алтмышбаевым, А. Давлеткельдиевым и М. Жунусовым. В этой статье изучение истории философских идей духовной жизни феодально- патриархального общества проводилось с выделением философской проблематики [3, с. 45].
После этого 1957 году в журнале «Известия» АН Кыргызской ССР публикуется статья А.А. Алтмышбаева «Из истории развития общественно-политической и философской мысли кыргызского народа конце XIX – и начале XX вв».
Об этом пишет профессор А.И. Нарынбаев: «Развитие философии как особой области знания происходит на основе действия закона преемственности. Философы в новых условиях, используя достижения своих учителей, опираясь на них, дальше развили лучшие традиции поэтов-мыслителей, акынов-заманистов и акынов-демократов» [4, с. 15].
Традиции, разработанные первыми философами А. Алтмышбаевым, Б. Аманалиевым, и А. Давлеткельдиевым, по изучению акынской поэзии как философских проблем стали традицией и продолжаются до сегодняшнего дня.
Историко-философский анализ трудов этого периода показывает, что в 60–70-х годов прошлого века общественно-политическая и философская мысль киргизского народа в основном изучалось в четырех направлениях: 1) изучение мировоззрение акынов-демократов и критика наследий акынов-заманистов; 2) изучение свободомыслия киргизского народа и критика религиозных воззрений; 3) изучение миропонимания дореволюционных киргизов; 4) изучение распространения марксистских и ленинских идей в Кыргызстане.
К первому направлению можно отнести труд Б. Аманалиева «Социально-политические и философские идеи Токтогула и Тоголока Молдо» (Ф., 1963), ко второму его же произведение «Из истории религии и свободомыслия в Киргизии» (Ф., 1967); к третьему направлению монографию Б. Аманалиева «Из истории философской мысли кыргызского народа» (Ф., 1967), к четвертому монографию А. Алтмышбаева «Ленин и пропаганда марксизма в Киргизии» (Ф., 1967) и др.
Эти направления, определенные первыми философами, играли особую роль в дальнейшем развитии философии, их традиции продолжались следующими поколениями философов.
Данные направления в будущем стали основными структурными компонентами профессиональной философии в Кыргызстане.
Список литературы:
- Алтмышбаев А.А. Давлеткельдиев Б. Жунусов М.Ж. Общественно-политическая и философская мысль в Киргизии // Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. – М., 1956. – 967 с.
- Брутян Г.А. Концептуализация философского знания // Вопросы философии. – М.: Высшая школа, 1980. – № 11. – 246 с.
- Жаныбеков Ж. Социально-философские идеи и взгляды в духовности кыргызов. – Ош, 1996. – 325 с.
- Нарынбаев А.И. Избранные произведения. – Б.: Илим, 2004. – 674 с.
дипломов
Оставить комментарий