Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2
дипломов
О ФИЛОСОФСКИХ ГРАНЯХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА
ON PHILOSOPHICAL DISTINCTIONS OF CHINGIZ AITMATOV’S WORKS
Kozubay Ablazov
senior Research Scientist, Institute of Philosophy and Political-and-Legal Studies of National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic,
Kyrgyzstan, Bishkek
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется монография члена-корреспондента НАН КР, доктора философских наук, профессора Тендика Аскарова «Поиски абсолюта – творческое кредо Чингиза Айтматова», и это исследование рассматривается как одно из достижений философской науки в Кыргызстане.
ABSTRACT
The monograph “Search for absolute – creative motto of Chingiz Aitmanov” by Tendik Askarov, a NAS KR corresponding member, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, is analyzed in the article and this research is considered as one of the achievements of philosophic sciences in Kyrgyzstan.
Ключевые слова: диалектические принципы; категории и положения; единство высокого и обыденного, патетического и приземленного; психологичность; естественность; простота; качество; особое эстетическое явление.
Keywords: dialectical principles; categories and provisions; unity of valuable and ordinary; pathetic and down-to-earth; psychological side, naturalness; simplicity; quality; special aesthetic phenomenon.
В монографии члена-корреспондента НАН КР, доктора философских наук, профессора Тендика Аскарова «Поиски абсолюта – творческое кредо Чингиза Айтматова» [1] исследуются малоизученные аспекты творческого наследия Чингиза Айтматова. Ученый анализирует произведения писателя при помощи диалектических принципов, категорий и положений, таких как восхождение от абстрактного к конкретному, единство и борьба противоположностей, и т. д.
В исследовании дана эстетико-философская оценка наследия Чингиза Айтматова, характеризующая его, по меткому выражению некоторых СМИ, как «императора пера».
В своей работе ученый обращает внимание на роман «Когда падают горы», который характеризуется исследователями, а также читателями как завещание.
По мнению автора, писатель, создавая образы из самых простых фактов, событий повседневной жизни, при помощи художественных средств и обобщений создает высшие эстетические, художественные явления.
Говоря об особенностях, присущих произведениям Ч. Айтматова, исследователь отмечает следующее: «Так, Айтматов, беря сюжетом романа обыденное, превращал его в высокое. И вес идейно-художественного стержня романа, его творческий пафос покоится на ясной диалектике единства высокого и обыденного, патетического и приземленного. Это одна из существенных черт индивидуального творческого почерка киргизского романиста» [1, с. 5].
По мнению исследователя, Ч. Айтматов в этом романе берет повседневное и обыденное, превращая его в высокое и возвышенное. Близко к данному мнению высказывание Мухтара Ауэзова: «Повесть Чингиза Айтматова «Джамила» психологична, естественна, изящна и проста. Она приятна правдивостью душевных состояний, тонко подмеченных и сдержанно, выразительно, даже порой коротко обрисованных» [2].
Достижением Т. Аскарова при оценке произведений Чингиза Айтматова является то, что в исследовании использовались такие принципы, как единство высокого и обыденного, патетического и приземленного, до сих пор не ставших предметом изучения для киргизских ученых.
Согласно концептуальной мысли Тендика Аскарова, обоснование произведений Ч. Айтматова данными принципами, подчеркивает индивидуальность писателя и особенность его произведений.
Вместе с тем Т. Аскаров при оценке произведений писателя широко использует категории диалектики. Это дает автору возможность показать мастерство Ч. Айтматова. При описании взаимоотношений между людьми он показывает не только внешнее, но и внутреннее, не только сами отношения, но и конкретные моменты отражения этих отношений.
Согласно мнению профессора Т. Аскарова, категории внутреннего и внешнего являются диалектическими категориями, способными выражать «моменты отражения»: не только социальной сферы, но и «конкретные моменты» человеческих взаимоотношений.
Ученый замечает, что, если категории не способны отражать эти моменты, тогда их трудно считать категориями. Эти категории находят свое отражение в творчестве Айтматове в образной форме.
Надо заметить, что казахский писатель Муктар Ауэзов, в статье «Путь добрый», опубликованной в 1958 году и посвященной повести «Джамиля», пишет следующее: «Самое отрадное и, скажем прямо, необычное для киргизской прозы заключается у Айтматова в обрисовках людей, в показе их отношений как бы изнутри» [2].
Говоря о присущем повести «Джамиля» внешнем, М. Ауэзов пишет: «Событий в повести немного, и с героями также происходят внешне (курсив наш) как будто не очень большие перемены. Однако то, что происходит, совершается как незаурядное, запоминается читателю, волнует его» [2].
В действительности точное описание моментов отражения человеческих отношений в художественных образах редко встречаются в словесной культуре.
Схожие мысли казахского писателя и киргизского ученого, как единство индивидуального и общего, общего и особенного, открывают многогранность воплощения жизни в произведениях писателя.
Для иллюстрации общности мысли казахского писателя и киргизского ученого можно привести еще одну мысль Мухтара Ауэзова: «И, хотя Чингиз Айтматов выступает в киргизской прозе не в первый раз, но для меня он все-таки молодой, а повесть «Джамиля», мне кажется, это то произведение автора, где достаточно ярко отразилась индивидуальное дарование, где можно видеть уже определившийся собственный почерк, где уверенно завершается известный этап творческого становления писателя» [2].
Как показывает М. Ауэзов, появление в свет повести Ч. Айтматова «Джамиля» – это не только вспышка индивидуальной особенности писателя, но и становление его как писателя в полном смысле этого слова.
После опубликования статьи в «Добрый путь» М. Ауэзова, спустя год в газете «Советская Киргизия» опубликовали статью французского писателя Луи Арагона – «Самое прекрасное в мире повесть о любви». Об этом вспоминает Т. Аскаров следующее: «… Это, конечно, было в 1959 г. До сих пор свежи в моей памяти минуты, когда, будучи студентом университета, в одно прекрасное весеннее утро, прочитал в газете «Советская Киргизия» статью «Самое прекрасное в мире повесть о любви», принадлежащую перу всемирного известного французского писателя Луи Арагона. Прочитал и, естественно, пришел в неописуемый восторг, впал почти в невообразимое эмоциональное состояние и несколько дней ходил под впечатлением этого без преувеличения необыкновенного для начинающего киргизского писателя факта» [1, с. 6].
Как говорили древнекитайские философы: «Кто способен к удивлению – тот философ». Удивление, восторг и гордость за отечественного писателя стали для студента Т. Аскарова своеобразной внутренней предпосылкой для становления его в последующем известным киргизским философом.
Известный эстетик Т. Аскаров об особенностях произведений писателя пишет: «Творческое наследие писателя в целом отличается, как известно, многогранностью и многоохватностью изображения всего богатства материального и духовного устройства людей, неисчерпаемым идейно-художественным, эстетико-философским многообразием отображаемой жизни, полнокровной портретной, психологической характеристикой действующих лиц» [1, с. 6].
Как отмечает исследователь, творчество Чингиза Айтматова в целом отличается многогранностью отражения различных аспектов жизни человека, глубиной психологических характеристик персонажей. В портретных описаниях, использованных в произведениях писателя, факты жизни не только отражаются в индивидуальных психологических особенностях человека, но и в особенностях национального языка и мышления. Об этом пишет М. Ауэзов: «Так, из суммы реальностей быта, жизненных традиций и установлений, из особенностей мышления и речи и складывается национальное в литературе. В каждом художественном произведении национальное проявляется как индивидуальное, оригинальное, как-то ценное, что отличает автора от других» [2].
Как видно из этой мысли, Ч. Айтматов при обрисовке внешнего вида своих персонажей, не только открывает их внутренней мир и психологическую особенность своих персонажей, но и через описание повседневной жизни, жизненных традиций, показывает уникальность национальной души и психики. В произведениях писателя при описании идейно-художественной и этико-философской стороны быта, жизни людей, проявляется индивидуальная уникальность и особенность нации.
В этом смысле Т. Аскаров при оценке произведений великого писателя Чингиза Айтматова впервые использует такие принципы и категории, как единство и борьба противоположностей, внутреннее и внешнее, индивидуальное и общее, национальное и общечеловеческое, общность и различие, и через их использование уверенно показывает нераскрытые аспекты произведений и достижений писателя.
Список литературы:
- Аскаров Т. Поиски абсолюта – творческое кредо Чингиза Айтматова. – Б.: Билим, 2010. – 427 с.
- Ауэзов М. Путь добрый // Советская Киргизия. – 1958. – № 7.
дипломов
Оставить комментарий