Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 15 августа 2016 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2
дипломов
К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИКЕ УЧЕБНОГО РИСУНКА
TO THE QUESTION OF THE AESTHETICS OF EDUCATIONAL DRAWING
Oleg Shalyapin
doctor of pedagogical sciences, professor of Novosibirsk state pedagogical university,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье определена роль эстетической составляющей преподавания учебного рисунка в процессе подготовки будущего учителя изобразительного искусства. Определены основные пути развития эстетического восприятия студента в процессе рисования.
ABSTRACT
In article the role of an esthetic component of teaching educational drawing in the course of training of future art teacher is defined. The main ways of development of esthetic perception of the student in the course of drawing are defined.
Ключевые слова: учебный рисунок, эстетическое восприятие, эмоциональный образ.
Keywords: educational drawing, esthetic perception, emotional image.
Подготовка будущего учителя изобразительного искусства невозможна без эстетического восприятия предметов и явлений окружающей действительности. Проникновение в смысл и сущность предметов, внимание к его форме – единственный путь эстетического и художественного развития. Этот тезис является основой при разработке методики преподавания учебного рисунка на художественных факультетах педагогических вузах [5].
Не только творческий, но и учебный рисунок заключает в себе определенные эстетические принципы. Эстетическая оценка является эмоциональной стороной искусства и сопутствует всему художественному строю рисунка, включая в себя различные уровни эстетического восприятия содержания и формы [2]. Здесь важно отметить, что под эстетическим воспитанием и эстетическим восприятием не подразумевается абстрактное восприятие красоты предмета, не связанное с процессом познания и художественной формой отражения этого познания.
Исследования подтверждают, что становление рисунка происходит во взаимодействии с анализом художественных материалов и выбором композиционных и конструктивных форм его реализации на формате, что представляет собой постепенное приближение к познанию сущности изображаемой модели [4].
Эстетическое восприятие модели развивается в процессе ее анализа для последующего рисования. Постепенно происходит накопление дифференцированных впечатлений, на основе которых развивается чувство гармонии, зарождается эстетическая избирательность по принципу желаемого, затем начинается сознательное приобретение знаний о модели, углубление эстетических чувств.
В процессе изображения эстетическая оценка предметов, явлений всегда связывается с возможными средствами изображения. В этом случае эстетический вкус, чувство меры служат определенным ориентиром студенту при переводе умозрительного художественного образа в конкретную материальную графическую структуру. Следовательно, формирование в процессе обучения рисунку таких эстетических категорий, как чувство меры и эстетический вкус, имеет одно из первостепенных значений.
Эстетический вкус рассматривается в эстетике как система эмоциональных оценок, вытекающих из представления человека об эстетическом и художественном, из конкретно чувственных представлений об эстетическом идеале, что выражается в конкретных эмоциональных переживаниях.
Чувство меры – это целый комплекс психических свойств. В нем в единстве переплетены эстетическое чувство и вкус, воображение и интуиция, целостное восприятие и образное видение, умение переживать и радоваться достигнутому [6].
С эстетической точки зрения процесс рисования представляет собой своеобразную переработку впечатлений художника о действительности, когда выделяется главное, существенное в объекте, дается их эстетическая оценка.
При постановке модели для рисования важно учитывать ее эмоциональное воздействие на рисующего. Прежде всего, необходимо, чтобы изображаемый объект в целом вызывал нужную эмоциональную реакцию, например, модель воспринималась как лирическая, торжественная, трагическая, комическая и т. д. Для этого необходимо продумать тематическую направленность постановки с характером формы модели, освещенностью, тональными контрастами и т. п. Также в этот процесс включается культура графической выразительности художественных материалов, умение студентов использовать их целесообразно задачам постановки.
Данное явление постоянно наблюдается на занятиях учебным рисунком. Эмоциональная окраска натурной постановки настолько сильно воздействует на восприятие, что начинающий рисовальщик оказывается не в состоянии представить себе всю сложную структуру образа, однако он начинает стремиться к изобразительным действиям. Следовательно, эмоциональная окраска воспринимаемого должна гармонически сочетаться с рациональным анализом натуры и последующих методических действий по реализации ее образа на изобразительной плоскости [7].
При составлении натурной постановки особое внимание необходимо уделять эстетической стороне. Модель должна быть не только учебно-познавательной, но и выразительно-красивой. В этом случае у студента формируется эмоциональный образ модели, который интуитивно верно предопределяет направление изобразительных действий. Однако наступает момент, когда полученная эмоциональная информация уже не перерабатывается на интуитивном уровне. В это же время происходит вывод подсознания на уровень сознания, где начинает проявляться обобщенный образ будущего изображения. Для его четкого становления необходим всесторонний анализ модели и изобразительных средств для ее воплощения. Естественно, на этом этапе эмоциональность снижается, но зато повышается степень познания сущности изображаемого, когда выявляется образный смысл модели – эмоциональный образ поднимается на качественно новый уровень, появляется реальная возможность создания художественного образа в учебном рисунке.
Эстетические ценности воспринимаемых предметов, явлений проявляются для студента в зависимости от сформированности его эстетического вкуса. При этом эстетическая и художественная культура рисующего не может повышаться эпизодически. Только в результате многократного повторения осознанных и целенаправленных изобразительных действий эмоциональная реакция, полученная при восприятии эстетически ценных объектов для изображения, закрепляется, превращается в устойчивое переживание, которое становится личностным эмоциональным содержанием.
Эстетическое восприятие возможно тогда, когда студент подготовлен к восприятию эстетического явления в процессе его изображения модели. Эта готовность выражается в эмоционально-образной оценке предметов и будущего рисунка. В процессе осмысления воспринимаемого предмета поднимается на новый уровень его эстетическая оценка. Поэтому всякое изображение должно основываться на знании и понимании красоты окружающего мира и культуры графической выразительности.
Следовательно, организуя учебный процесс на занятиях учебным рисунком, педагогу необходимо предусматривать эмоционально-образную характеристику объектов изображения, стимулирующую рисующих на поиск различных эмоциональных «звучаний» выразительных средств для выражения прочувствованной красоты этих объектов [1].
Постигая сущность красоты предметов и явлений природы, выражая ее графическими средствами, студент использует технические средства рисования и тем самым оформляет внутреннее содержание рисунка в соответствующую материальную форму, что собственно и представляет его зримую эстетическую ценность. Здесь рисующий одновременно получает эмоциональный заряд от познания самой натуры и процесса технического ее оформления. То есть, техника в рисунке становится проводником эстетических чувств художника. Плавный или отрывистый штрих, четкая линия, облегающая контур, клубок линий или нежная вибрация прерывающихся штрихов, контрасты белого и черного, тончайшая прозрачность мерцающих теней – все эти качества не только технические, но и прежде всего художественные, эстетические.
Таким образом, очевидно, что практика обучения рисунку основана на выявлении сущности эстетического процесса, определении его места в искусстве, а также определении основных принципов эстетического формообразования в процессе рисования [3].
Список литературы:
- Лыкова Е.С. Разработка методов обучения рисованию // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 212–215.
- Медведев Л.Г. Взаимодействие содержания и формы в композиционном пространстве // Философия образования. 2014. № 2. С. 211–222.
- Медведев Л.Г. О состоянии художественного образования // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 8. С. 14–16.
- Медведев Л.Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку: дис. … д-ра пед. наук. – М., 1987. – 396 с.
- Медведев Л.Г. Художественное образование в социокультурном пространстве // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 3 (52). С. 46–52.
- Медведев Л.Г. Эстетическое воспитание в процессе художественного образования. – Омск. – 2015. – 214 с.
- Медведев Л.Г., Ломов С.П. К вопросу о композиционной грамоте // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 210–218.
дипломов
Оставить комментарий