Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 19 сентября 2011 г.)

Наука: Социология

Секция: Методология и методика социологического исследования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чанкова Е.В. ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРАДИЦИЯХ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРАДИЦИЯХ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ

Чанкова Елена Вадимовна

к. п.н., доцент РГСУ, г. Москва,

Нарастающая актуальность феномена коммуникативной компетентности не вызывает сомнений, что находит отражение в росте интереса к ее исследованию разными науками.

Задачей данной статьи является описание социологического взгляда на проблему коммуникативной компетентности личности, а также методологических оснований социологического изучения.

Суть вопроса заключается в постановке перед социологией как наукой задачи теоретического обобщения социолингвистических, психологических, педагогических, управленческих — т.е. всех гуманитарных разработок исследования феномена коммуникативной компетентности, что решается методологическими социологическими средствами.

Основанием для методологического анализа коммуникативной компетентности личности является, на наш взгляд, рассмотрение данного явления с позиции типов общественного развития. Так, индустриальное общество (по типологии Д. Белла) требовало от социального взаимодействия институциональности, статусно-ролевого подхода к организации коммуникации, что диктовалось спецификой организации производства как базовой основой функционирования индустриального типа общества. Таким образом, эффективность коммуникации достигалась за счет институциональной коммуникативной компетентности личности, ее институциональной идентичности. В постиндустриальном (информационном) обществе (типология Д. Белла, О. Тоффлера, А. Турена и др.) мы можем наблюдать смещение ключевых факторов развития общества с материального производства на информационные технологии как базовую основу функционирования общества, что неизбежно влечет за собой изменения в механизмах социального взаимодействия. Размывание статусно-ролевых, институциональных оснований социального взаимодействия приводит объективно к становлению иного типа коммуникативной компетентности в информационном обществе — к рефлексивному, когда требуется осмысление предлагаемой ситуации коммуникации и выбор способа взаимодействия из концепции жизненного мира личности, т.е., от личности требуется поиск такой идентичности, которая соответствует ситуации коммуникации.

Таким образом, современное понимание коммуникативной компетентности личности связано с переходом общества на новый этап своего развития, что коррелирует со сменой парадигм в теоретической социологии. Т.е., средств классической социологической науки недостаточно для изучения феномена коммуникативной компетентности, требуется его изучение и из позиций социологии модерна и постмодерна, т.е. на мета-уровне.

Таким образом, сегодня востребован такой способ изучения коммуникативной компетентности, который интегрировал бы все технологические исследовательские подходы, выработанные гуманитарным знанием. И в таком понимании актуальным видится герменевтический подход, в частности, в трудах П. Рикера, который перевел герменевтику в онтологическую плоскость, разработав, своего рода, обобщенную концепцию человека XX века в феноменологической герменевтике, объединив и согласовав исследовательские возможности феноменологии, экзистенционализма, персонализма, психоанализа, герменевтики, структурализма, аналитической философии, философии жизни, моральной философии — всех главных направлений философской мысли XX столетия.

Понимание П. Рикером личности основано на деятельностном подходе — целостность, автономность, творческая сущность человека рассматриваются им как «повествовательная идентичность», благодаря которой осуществляется связь времен. Человеческая самость сохраняется, если она основана на временной структуре, соответствующей модели динамической идентичности, которую содержит в себе поэтика повествовательного текста, т.е., связывает человека с самим собой, вписывает его в память и проецирует вперед. Таков механизм вписывания человека в целостный контекст культуры.

Идея модели динамической идентичности представляется перспективной для исследования коммуникативной компетентности личности — в условиях трансформирующегося состояния общества. В ситуации размывания институциональной идентичности человек сохраняет свою самость в социальных отношениях через обращение к своей концепции жизненного мира, не разрушая прежнюю идентичность, а проецируя ее в будущее.

Так в индустриальном обществе выявлены следующие механизмы организации коммуникативной компетентности личности:

·           общественное разделение труда

·           институциональность общества, структурирующая социальную систему

·           статусно-ролевой институциональный набор личности

·           наличие в организации личности структур, ответственных за формирование знаний, норм и ценностей коммуникации;

·           подтверждение статусной идентичности посредством реализации статуса в ситуации коммуникации

·           сохранение социальности посредством подтверждения статусной идентичности в ситуации коммуникации через реализацию социального статуса.

В основу институционального видения коммуникативной компетентности личности были положены следующие теоретические позиции:

·           теория социальных фактов Э. Дюркгейма (социальный мир объективно существует)

·           теории социального действия Т. Парсонса (личность рассматривается как актор в структурированной социальной системе; участники социальной жизни действуют согласованно благодаря общим пониманиям, что обеспечивается институциональными структурами и принятием единых социальных норм; коммуникативное действие мы рассматриваем как разновидность социального действия)

·           еории диспозиций В.А. Ядова (личность рассматривается с одной стороны, как носитель статусно-ролевого набора, с другой стороны, как носитель диспозиций)

·           понятия социальной установки У. Томаса и Ф. Знанецкого

·           теории социальных коммуникаций: из модели В. Шрамма взята идея непрерывности процесса коммуникации, из модели Д. Берло — идея учета характеристик акторов.

Построение рефлексивной версии коммуникативной компетентности опирается на теории рефлексивной социологической парадигмы: теорию структурации Э. Гидденса (в условиях меняющейся реальности усиливается процессы рефлексивности), теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса (концепция жизненного мира), теория структуралистского конструктивизма П. Бурдье (габитус как механизм рефлексии социальной реальности), теория СМД-методологии Анисимова О.С., теории этнометодологии Г. Гарфинкеля (механизм активности личности в контексте конструирования меняющейся социальной действительности).

Социальными механизмами функционирования коммуникативной компетентности личности а постиндустриальном обществе являются:

·           информационные технологии как определяющая идея общественного развития данного этапа;

·           ситуативность, динамизм, дисперсия, размывание культурно-территориальной и институциональной идентичности — как базовые характеристики общества;

·           предрасположенность к смене идентификаций личности как порождение динамичности социума;

·           наличие в организации личности структур, ответственных за формирование знаний, норм и ценностей коммуникации;

·           наличие в структуре личности концепции жизненного мира, благодаря функционированию которой знания, нормы и ценности коммуникации располагаются относительно друг друга в динамичном, постоянно изменяющемся порядке;

·           рефлексивность как свойство личности, элемент концепции жизненного мира, переводящий институциональную, существующую в культуре норму коммуникации — в личностно значимую, отличающуюся от культурной, норму;

·           построение на основе индивидуальной, личностно значимой нормы коммуникации, а также знаний и ценностей коммуникации — ситуации взаимодействия совместно с другими участниками — как способ идентификации друг с другом;

·           сохранение социальности посредством построения индивидуальной идентичности в ситуации коммуникации через реализацию концепции жизненного мира всеми участниками коммуникации.

Таким образом, феноменологический герменевтический подход к исследованию коммуникативной компетентности в переходный период развития общества позволяет увидеть ресурсы, механизмы формирования в человеке рефлексивной коммуникативной компетентности из институциональной.

 

Список литературы:

1. Рикер П. Герменевтика. Этика. Право. — М.: Гнозис, 2005. — 193 с.

2. Э. Дюркгейм О разделении общественного труда. — М.: Канон,1996. — 113 с.

3. Т. Парсонс Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества // Американская социологическая мысль. — М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. — с. 462—525.

4. Э. Гидденс Устроение общества: Очерк теории структурации. — М.: Академический проект, 2005. — 214 с.

5. Ю. Хабермас Демократия. Разум. Нравственность. — М.: Наука, 1992. — 176 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий