Статья опубликована в рамках: LVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2015 г.)
Наука: История
Секция: Историография, источниковедение и специальные исторические дисциплины
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОДЕРЖИМОСТИ, КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА
Крылова Диана Дмитриевна
аспирант кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории, исторического факультета,
Национального исследовательского Томского государственного Университета
РФ, г. Томск
Е-mail: diana.krylova90@mail.ru
METHODOLOGY OF STUDING A POSSESSION, AS SOCIAL A PHENOMENON
Dianа Krylova
postgraduate student of history ancient time, middle ages and methodology of history department, the historical faculty
National research Tomsk State University,
Russia, Tomsk
АННОТАЦИЯ
В статье представлен обзор основных методологических подходов к изучению демонической одержимости в отечественной и зарубежной историографии. Анализируется результативность применения данных методов для определения и объяснения природы демонической одержимости, а также рассматриваются перспективы ее изучения, как социокультурного феномена эпохи позднего средневековья.
ABSTRACT
In paper is presented review of the basic methodological approaches to studying of demonic possession in a domestic and foreign historiography. Analysed a productivity of application of the given methods for definition and an explanation of the nature of demonic possession. Also are considered perspectives of studying а demonic possession, as social-cultural a phenomenon of the early modern time.
Ключевые слова: одержимость; социокультурный феномен; методология; историография; позднее средневековье.
Keywords: possession; social-culture phenomenon; methodology; historiography; early modern time.
В настоящее время феномен демонической одержимости остается одним из малоизученных, противоречивых сюжетов истории позднего средневековья Западной Европы в отечественной и зарубежной историографии. Эта ситуация объясняется некоторой периферийностью темы одержимости, находящейся в рамках изучения средневековой и позднесредневековой «охоты на ведьм» XV – XVII вв. Чувствуется острая нехватка фундаментальных работ по данной проблематике, так как большинство работ по указанной теме носят справочно-иллюстративный или описательный характер [21, с. 294–299; 4, с. 186–200].
Каждый исследователь индивидуально подходит к изучаемому явлению, по-своему называя и применяя методологию. Некоторые авторы используют более узкое деление методов исследования данной проблематики: иногда выделяется социологический подход, когда возникновение одержимости объясняется коренными переменами в структуре самого общества [41, р. 15]. Другие же стремятся к обобщению и указывают не более двух – трех направлений. Развиваются новые подходы на базе достижений фольклористики, лингвистики, семиотики и др. В связи с этим существует необходимость обобщения накопленного научного материала, выявления наиболее результативных методологических подходов к теме.
В целом в современной науке можно выделить несколько традиционно магистральных, приоритетных методологических подходов к изучению феномена демонической одержимости, не потерявших своей актуальности и применяющихся к исследованию этого феномена параллельно друг другу.
Одним из первых методологических подходов стоит назвать теологический или конфессиональный подход. Данный подход возник в рамках христианского религиозного учения. Его суть заключается в преподнесении демонической одержимости, как результата прямого вмешательства духов или иных внетелесных сущностей в дела человека. Природа одержимости объясняется Божьим промыслом, Божьей волей или карой.
На Западе этот подход сформировался на базе многочисленных демонологических трактатов классического и позднего средневековья. Примерами подобных работ могут служить: «Молот ведьм» (1486), Я. Шпренгера и Г. Инститориса [28], трактаты Ж. Бодена «Демономания» (1580) [31, р. 128–134], Дж. Гиффорда «Диалог и ведьмах и колдовстве» (1584) [5, с. 59–148], кроля Якова I «Демонология в форме диалога» (1597) [29, с. 345–385] и др. В последующем подход продолжал жить в рамках ограниченного круга духовных лиц, благополучно дожив до наших дней.
Отечественная версия этого подхода начинает свой отсчет с конца XIX века, когда Российскую империю захлестнули массовые эпидемии кликушества. Православное духовенство, определявшее проявления кликушества, как бесноватость, при объяснении природы и происхождения этого явления были солидарны со своими западными коллегами.
Представим несколько работ православных священников, появившихся в это время: и. Марк «Злые духи и их влияние на людей» (1899) [17], о. Михаил «Злые духи (демоны) по учению Иоанна Кронштадтского» (1900) [24], анонимная статья «Духовный взгляд на малеванщину и кликушество. По поводу статьи профессора И. Сикорского «Психопатическая эпидемия» 1892 г.» (1893) [9, с. 589–595], работы А.И. Алмазова, в частности «Чин над бесноватыми» (1901) [1].
Несмотря на кажущуюся исчерпанность данного методологического подхода, он сохраняет актуальность, и даже в какой-то степени увеличивает количество своих приверженцев. Неким подтверждением этого факта может служить возвращение Ватиканом в начале XXI века профессиональной подготовки священников – экзорцистов в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum. В поле зрения общественности все чаще возникают резонансные судебные разбирательства, связанные с проблемой одержимости и ее трактовкой среди религиозной части населения [36, р. 14; 37].
Главный минус данного подхода заключается в том, что сверхъестественное объяснение природы одержимости, снимает необходимость любого другого объяснения этого феномена. Теологический подход переводит явление в плоскость божественного промысла, сферу, где научные методы и приемы бессильны, тогда как основные вопросы о реальных причинах и социальном значении одержимости в жизни позднесредневекового общества так и остаются без ответа.
Следующим методологическим подходом к изучению демонической одержимости стал медицинский или психиатрический подход, в рамках которого явление трактуется как болезнь психиатрического свойства, либо как сумасшествие. Это направление возникло в противовес теологическому подходу на базе развернувшихся дискуссий о происхождении демонической одержимости во Франции, Англии и Шотландии рубежа XVI–XVII веков [11, с. 150–156]. С наступлением эпохи Просвещения данный подход стал доминирующим и объяснял одержимость, как разновидность истерии.
Следующая веха в развитии медицинского подхода началась с момента оформления психологии и психиатрии в отдельную отрасль научного знания в конце XIX – начале XX вв. К теме одержимости обратился З. Фрейд в работе «Невроз дьявола в семнадцатом веке» [25, с. 283–322] и определил это явление как невроз, возникший на основе подавляемых желаний. Эта концепция будет развита многочисленными последователями З. Фрейда в различных методологических вариациях.
Существенный вклад в развитие медицинского подхода к одержимости внесла отечественная школа психиатрии. Анализируя всплеск эпидемий кликушества, русские психиатры написали ряд работ, посвященных природе одержимости, однако мнения ученых относительно этого предмета разошлись. Профессор И.А. Сикорский [22], историк медицины М.Ю. Лахтин [16, с. 141–184], академик М.П. Никитин [19, с. 656–668; с. 746–756], соглашались с западными коллегами и интерпретировали одержимость, как форму истерического припадка. Психиатр Н.В. Краинский [15, с. 42] видел в этом феномене не столько заболевание, сколько «бытовое явление русской жизни», в котором не последнее место занимает самовнушение. Академик В.М. Бехтерев [3] считал, что одержимость является частным случаем истерии, но, соглашаясь с Н.В. Краинским, отмечал, что в процессе формирования данного заболевания серьезную роль играет самовнушение и болезненное подражание.
В настоящее время приверженцы данного подхода определяют одержимость как спектр психологических заболеваний – от невроза до шизофрении [13]. Отдельным направлением в данном подходе является интерпретация одержимости как состояния измененного сознания, подобного состоянию транса шаманов и пр. [18, с. 220–263]. Одержимость включена в международную классификацию болезней МБК-10, упоминается она в пункте F44.3 «Транс и одержимость». Данное направление является одним из приоритетных, тем более, что применение этого подхода принесло немало достижений и результатов, например, в области объяснения «заразности» и быстрого распространения одержимости внутри конкретного замкнутого сообщества. Ведущими методами данного подхода является различные типы психодиагностики [14, с. 46–55].
Достижения современной психиатрии находят свое применение в исторических работах, как например, в исследовании «Колдовство и колдовские болезни: Антропология болезни в средние века» Ю.Е. Арнаутовой [2, с. 120–126], в которой одержимости отведена отдельная глава. Автор описывает одержимых как душевных больных с разнообразными психологическими заболеваниями. При этом исследовательница не отрицает того факта, что одержимыми могли быть и здоровые люди, и даже отмечает, что уже в средневековье предпринимались попытки разделения одержимых и сумасшедших.
Основной недостаток представленного подхода заключается в переносе феномена демонической одержимости в сугубо медицинский контекст, что исключает возможность реконструировать взаимосвязи между членами сообщества, в котором появился одержимый. Происходит изъятие фигуры одержимого из исторического, социального контекста и перенос ее в область психиатрии. Складывающаяся интерпретация явления, по меньшей мере, схематична, при этом изменчивый культурный контекст исчезает.
Следующий подход к феномену одержимости можно условно назвать конспирологическим подходом. Подход сформировался на базе громких разоблачений обманщиков, которые притворялись одержимыми и провоцировали судебные разбирательства над ведьмами в Западной Европе XVI–XVII вв. В последующем эти сюжеты были переосмыслены известными писателями, например, такими, как А. Дюма [10, с. 539–606] и В. Скотт [23]. В целом, данный подход пришел в историческую науку из художественной литературы.
Сторонники данного подхода рассматривают одержимость как заговор, политическую акцию или злой умысел заинтересованных лиц против тех, кого позднее назовут ведьмами и колдунами. Одержимые же при этом определяются как притворщики, преступники, которые отправляли на смерть невиновных людей [21]. Указанный подход оказался довольно живучим в объяснении феномена «охоты на ведьм», и на какое-то время стал ведущим направлением в исторической мысли Западной Европы.
Ярким примером реализации коспиралогического подхода следует назвать «Луденских бесов» О. Хаксли [26]. Данная работа носит научно-публицистический характер и посвящена реконструкции луденского казуса 1632–1640 гг., когда во французском городе Луден произошла одна из самых известных эпидемий одержимости среди монахинь. Автор уличает аббатису монастыря Жанну от Ангелов в заговоре с городской элитой против приходского священника Урбена Грандье, которого казнили по обвинению в колдовстве. О. Хаксли был настолько убедителен в своих доводах, что подобного рода интерпретация одержимости стала популярна в массовом сознании, при активном содействии со стороны киноиндустрии и театрального искусства [42].
К сегодняшнему дню в большей степени данный подход ушел в область псевдонаучных изысканий, хотя в некотором облегченном варианте применяется в исторической науке до сих пор. Основным недостатком данного подхода является высокая степень субъективности в оценке исторических событий, а также поиск заговоров порой на пустой почве.
На данный момент приоритетным является историко-антропологический подход. В его рамках следует выделять несколько отдельных направлений: гендерный подход, антрополого-этнографический подход и социально-ролевой подход, однако все они интерпретируют её как социокультурный феномен эпохи.
Гендерный подход понимает под одержимостью, форму женской реакции в ответ на общественный вызов, либо особую форму внутренних социальных отношений между женщинами замкнутого сообщества. Подход базируется на статистических выводах, которые фиксируют количественное преобладание женщин и девушек в общем числе выявленных случаев проявления демонической одержимости.
Сейчас гендерный подход, утратив большую часть прежнего идеологического радикализма, сосредотачивает внимание на проблеме ведовства и позднесредневекового мистицизма, при этом к проблематике одержимости обращается опосредованно. Примером работ данного направления, может считаться работа Н.З. Девис «Дамы на обочине: Три женских портрета» [8], где сюжет об одержимости Марии Воплощения объясняется как форма женской реакции на изменяющуюся ситуацию.
Рассматриваемый подход тесно связан с психологическим подходом и применяет методы психодиагностики для объяснения этого типа женского поведения. Так антрополог И.М. Льюис [39] благодаря психодиагностике определяет механизм возникновения одержимости: депривация (невозможность достижения) – фрустрация – трансгрессия (проступок/грех) – одержимость.
Одним из минусов данного подхода можно считать стремление обобщить феномен и перенести его в плоскость изучения взаимоотношения полов, либо объяснить одержимость, только сквозь призму женской истории, что в корне неправильно, так как среди одержимых встречались и мужчины. Хотя нельзя отрицать некоторую перспективность данного направления и целесообразность применения этой методологии в изучении какого-либо отдельного сюжета об одержимости.
Второе направление – антрополого-этнографический подход, который определяет одержимость как социально-культурный феномен, выводы строятся на основе наблюдения и изучения живых практик одержимости и спиритаулизма в традиционных культурах по всему миру. Одной из родоначальниц подхода является Эрика Бургиньон, автор работы «Одержимость» [33], написанной на материале наблюдения магии вуду и практик одержимости на о. Гаити.
На сегодняшний день у этого направления множество последователей, год от года растет число статей, посвященных обнаружению, наблюдению и интерпретации одержимости и транса в культурах народов мира, в том числе изучению различных экстатических практик, таких, как шаманизм народов Сибири [12, с. 19–31]. В целом, данная методология позволила исследователям рассматривать одержимость как форму общественного восстания против произвола властей, форму психологической разрядки или часть культурного кода, который, подобно любым другим ритуальным практикам, приобщает человека к его корням [32, р. 407–433].
Несмотря на весомый вклад подхода в изучение феномена, одной из серьезных проблем в отношении изучения позднесредневековой демонической одержимости остается невозможность, либо проблематичность применения выводов и методов, полученных экспериментальным путем, в частности путем наблюдения феномена, к западноевропейским материалам XVI–XVII веков.
Третьим направлением, сформировавшимся внутри историко-антропологического подхода, является социально – ролевой подход. Его суть заключается в интерпретации одержимости как социокультурного феномена эпохи, некого культурного кода, при этом одержимые/одержимость – один из вариантов общественной роли, выполняющей ряд важнейших социальных и психологических функций.
Одним из первых данный подход реализовал в своем исследовании «Луденская одержимость» французский историк и антрополог М. Серто. Автор называет проявления одержимость не иначе, как театром, а законы, по которым развиваются события, законами классической комедии дель арте, [35, р. 3] отмечая, что одержимый как бы надевал на себя личину демона как маску и как бы говорил от его лица.
К выводу о ролевой сути одержимости также пришел американский социолог Ирвинг Гофман [7]. Он описывает состояние одержимости, как продукт социальных отношений и знаний, аккумулирующихся в форме исполнения роли одержимого в необходимый и важный для всей общины момент.
Среди современных работ, написанных в данном ключе, можно назвать исследование К.Д. Воробек «Одержимые: Женщины, ведьмы и демоны в Российской империи» [43]. В своей работе исследовательница подчеркивает, что кликуша ‑ прежде всего роль, неизбежная на «культурной сцене» той эпохи. Используя метафору драмы, К.Д. Воробек стремится выявить социокультурную природу одержимости (кликушества) и выделяет несколько основных функций изучаемого явления, в частности – воспитательную, назидательную и гадательную функции, функцию поиска колдунов [27, с. 58–60].
К схожим выводам относительно природы происхождения одержимости приходит и отечественная исследовательница кликушества С.В. Голикова [6, с. 130–136], рассматривая ее как продукт социально-исторической практики.
На сегодняшний день большая часть исследований, посвященных изучению одержимости, так или иначе, написана при использовании методологических наработок историко-антропологического подхода. Например, работы Ф.А. Элмонда [30], в которых автор изучает явление в отражении элитарной культуры; Н. Кациолы [34], которая разрабатывает теорию культурной и общественной идентичности через проявление одержимости у женщин; статьи и исследования М. Слаховски [41], рассматривающего одержимость, как отражение духовного климата эпохи; работа С. Фербер [36], в которой на первое место поставлено изучение практик экзорцизма, а сам экзорцизм представлен как инструмент воздействия на массы, а одержимость как инструмент пропаганды и др.
Однако вместе с тем, многих авторов в большей степени занимают другие вопросы. Определяющими методами исследований остаются прежние сугубо исторические подходы, тогда как проблема выявления природы одержимости авторами поднимается лишь вскользь и серьезно не рассматривается, как, например, в работах Б. Левака [38] и К. Сандс [40].
Главными плюсами историко-антропологического направления являются междисциплинарность методологической базы исследований, намеренное избегание авторами категоричности в оценке явления, стремление к наиболее полной реконструкции событий сквозь призму какого-то одного сюжета или проблематики связанной с темой одержимости. Именно этот подход решает одну из сложнейших проблем, связанных с изучением западноевропейской демонической одержимости XVI–XVII вв., проблему реконструкции культурной, духовной и социальной жизни общества указанного периода.
Интересным является и то, что в настоящее время прослеживается тенденция взаимопроникновения каждого из выделенных методологических подходов друг в друга. Ни один из них не встречается в чистом виде. Даже такие консервативные, на первый взгляд, как теологический или медицинский подходы, опираются на достижения других областей знания. Этнографы и антропологи используют и привлекают в свои исследования наработки психологов и историков, что, безусловно, дает свои результаты. Сегодня к исследованию проблематики колдовства и одержимости активно привлекаются также наработки фольклористов, искусствоведов, лингвистов и пр.
Одним из ярких представителей данного направления является А.А. Панченко. В своей работе [20, с. 324–341] автор выявляет социокультурное значение кликушества в повседневной жизни русского крестьянства, применяя разные методы смежных областей знания, начиная лингвистическими и психодиагностическими и заканчивая антропологическими и фольклорно-этнографическими приемами.
Подведем основные итоги представленного исследования. Было выделено четыре основных и несколько вспомогательных методологических подходов в изучении демонической позднесредневековой одержимости: 1) теологический, 2) медицинский (психиатрический), 3) конспирологический 4) историко-антропологический, который делится на несколько отдельных подходов: а) гендерный, б) антрополого-этнографический, в) социально-ролевой. Были представлены достижения данных подходов применительно к изучению феномена одержимости и главные перспективы будущих исследований указанной проблематики.
Рассмотрев все достоинства и недостатки предложенных методологических подходов к изучению феномена, можно сделать вывод, что интерпретация явления напрямую зависит от выбранного инструментария и материала, на котором строится исследование. Перспективным представляется объединение методологических подходов, привлечение достижений смежных областей знания для реконструкции наиболее полной картины происходивших событий. Спорность и противоречивость оценок и мнений в отношении одержимости, которые существуют на сегодняшний день, доказывают необходимость подобного объединения методологических подходов для решения этой проблемы.
Список литературы:
- Алмазов А.И. Чин над бесноватым: (Памятник греческой письменности XVII в.) /. – Одесса : «Экономическая» типография», 1901. – 96 с.; ил.
- Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: антропология болезни в средние века. СПб., 2004. М.: Алетейя. – 400 c.
- Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. / – СПб. и др. : Питер, 2001. – 254, [2] с.
- Ведовство, которого не было. / пер. с англ. Н. Масловой; Сост., предисл. Н. Горелова. СПб.: Азбука-классика,2005. – 448 с.
- Гиффорд Дж. Диалог о ведьмах и колдовстве // Демонология эпохи Возрождения (XVI–XVII вв.): Пер. с англ., лат., нем., фр. / Переводы В.А. Гафнера и др.; Общ. ред., сост. и предисл. М.А. Тимофеева; Примеч. Н.В. Симоновой и др. – М. : РОССПЭН, 1996. – С. 59–148.
- Голикова С.В. Кликушество: невежество, обман, болезнь, суеверие? Представление о кликушах по материалам Урала и Западной Сибири XVII – начала XX в. // Вестник Уральского отделения РАН. – 2009, – № 4. – С. 130–136.
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Ирвинг Гофман; Пер. с англ. и вступ. ст. А.Д. Ковалева (науч. ред.); Московская высшая школа соц. и экон. наук; Центр фундаментальной социологии; – М.: Канон-Пресс-Ц : Кучково поле, 2000. – 302, [2] с.
- Девис Н.-З. Дамы на обочине: три женских портрета XVII века. / Пер. с англ. Т. Доброницкой. – М.: Новое лит. обозрение, 1999. – 391, [9] с.: ил.
- Духовный взгляд на малеванщину и кликушество. По поводу статьи И. Сикорского «Психопатическая эпидемия» 1892 г. // Душеполезное чтение. 1893. Август. – С. 589–595.
- Дюма А. История знаменитых преступлений. М.: Альфа-книга, 2010. – 1280 с.: ил.
- Игина Ю.Ф. Медицина против демонологии: дискуссия вокруг ведовства, одержимости дьяволом и практик экзорцизма // Вестник Санкт-Петербургского университета, – 2007. – Вып. 3. – С. 150–156.
- Йохансен У. Экстаз и одержимость: различия в переживаниях шаманов Сибири и Центральной Азии // Этнографическое обозрение, – 2007. – № 1. – С. 19–31.
- Каннабих Ю.В. История психиатрии. / Предисл. П.Б. Ганнушкина. – М. : ЦТР МГП ВОС, 1994. – 528 с.: ил.
- Криппнер С. Методы психологического исследования и сообщения об аномальных явлениях в практиках шаманов // Этнографическое обозрение, – 2007. – № 1. – С. 46–55.
- Краинский Н.В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. Новгород, 1900. – 44 с.
- Лахтин М.Ю. Бессоодержимость в современной деревне. Историко-психологическое исследование // Вопросы философии и психологии. М., 1910. Кн. 102. – С. 141–184.
- Марк, игумен. Злые духи и их влияние на людей. СПб., 1899. – 180 с.
- Мельникова Е.А. Отчитывание бесноватых: практики и дискурсы // Антропологический форум. М., – 2008. – № 4, – С. 220–263.
- Никитин М.П. К вопросу о кликушестве // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб., 1903. Год 8. № 9. – С. 656–668; № 10. – С. 746–756.
- Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. / Александр Панченко ; [Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т высш. гуманитар. исслед., Центр типологии и семиотики фольклора]. - [2-е изд.]. – М.: ОГИ, 2004. – 541, [1] с.
- Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. /; Пер. с англ. Т.М. Колядич, Ф.С. Капица; Отв. ред. Ф.С. Капица. – М.: Локид : Миф, 1996. – 556, [4] с.: ил.
- Сикорский И.А. Психопатическая эпидемия 1982 г. в Киевской губернии. Киев, 1893. Тип. Имп.Унив. Св.Владимира С. 1–46.
- Скотт В. Письма о демонологии и колдовстве. : [Перевод] / Вальтер Скотт; [Сост. , подгот. текста, коммент. К. Королева]. – М. СПб. : ЭКСМО : Terra fantastica, 2002. – 763, [5] с. – (Антология мысли).
- С-о. Михаил. Злые духи (демоны) по учению Иоанна Кронштадтского. СПб., 1903.
- Фрейд З. Невроз Дьявола в семнадцатом веке, 1923. // Собрание сочинений в 10 томах. Т. 7. – С. 283–322.
- Хаксли О. Луденские демоны. / Пер. с англ. Э. Вороновой; Вступ. ст. А. Зверева. – М.: ТЕРРА, 2000. – 320 с.
- Христофорова О.Б. Кликуши, как явление русской народной жизни // Живая старина. 2005. №1. С.58-60.
- Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. / Пер. с лат. Цветков Н.; Предисл. Лозинский С.М., 1932; 2-е изд. – М.: Интербук, 1990. – 351 с.: ил.
- Яков I, король. Демонология в форме диалога // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII–XIX вв. – М.: Канон +, 1999, – С. 345–385.
- Almond Philip C. Demonic possession and exorcism in early modern England: contemporary texts and their cultural context. New York, Cambridge University Press, 2004. – 405 p.
- Bodin J. Damonomania // Levak B. The witchcraft sourcebook. London, Routledge, Taylor & Fracis Group, 2003. – P. 128–134.
- Boddy J. Spirit possession revisited: beyond instrumentality // Annual Review of Anthropology, – Vol. 23, – 1994. – P. 407–433.
- Bourguignon E. Possession. San Francisco: Candler & Sharp, 1976. – 80 p.
- Caciola N. Discerning spirits. Divine and demonic possession in the Middle ages. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2003. – 335 p.
- Certeau M. The possession at Loudun. Chicago, the University Chicago Press, 2000. – 257 p.
- Ferber S. Demonic possession and exorcism in early modern France. London, Routledge, Taylor & Fracis Group, 2004. – 220 p.
- Goodman F. The Exorcism of Anneliese Michel. Doubleday: Garden City, NY, 1981. – 255 p.
- Levak B. The witchcraft sourcebook. London, Routledge, Taylor & Fracis Group, 2003. – 348 p.
- Lewis I.M. Ecstatic religion: an anthropological study of spirit possession and shamanism. London, Harmondsworth, Eng.: Penguin Book, 1989. – 221 p.
- Sands Kathleen R. Demon possession in Elizabethan England. Greenwood Publishing Group, Inc, Westport, CT, 2004. – 227 p.
- Sluchovsky M. Believe not every spirit: possession, mysticism, and discernment in early modern Catholicism. Chicago, The University of Chicago Press, 2007. – 374 p.
- Whiting J. The Devils. Samuel Franch acting edition ltd, London, United Kingdom, 1966. – 88 p.
- Worobec C.D. Possessed: Women, witches and demons in Imperial Russia. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2001. – 288 p.
дипломов
Оставить комментарий