Статья опубликована в рамках: LXII-LXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 18 июля 2016 г.)
Наука: Философия
Секция: Динамика современной культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ: КОРПОРАТИВНОСТЬ И РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
CURRENT TRENDS: CORPORATISM AND THE HEAD IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL CREATIVITY
Alexander Tarakanov
the postgraduate student, chair of philosophy
of the Samara state space university
named after S.P. Korolyov, (National Research University),
Russia, Samara
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются современные тенденции корпоративности и руководства в профессиональных творческих коллективах песенно-танцевального жанра на примерах Государственного Волжского русского народного хора им. П. Милославова (Самара) и Государственного Академического ордена Дружбы Народов Ансамбля песни и пляски Донских Казаков имени А. Квасова (Ростов-на-Дону). Данная статья в полной мере раскрывает положение вещей, происходящих не только в творческой профессиональной деятельности, но и в культуре.
ABSTRACT
The article considers the modern trends of corporatism and leadership in professional creative collectives of the song-dance genre on the examples of the The State Russian Popular chorus of the Volga named after P. Miloslavov (Samara) and the State Academic The Order of Friendship of Peoples Kvasov Ensemble of Song and Dance (Rostov-on-Don). The article fully discloses the state of affairs of what is happening not only in creative professional activity, but also in culture.
Ключевые слова: корпоративность; личность; способность; талант; индивидуальность; массовость.
Keywords: corporatism; personality; ability; talent; individuality; mass.
Уровень чести общества зависит от уровня уважения
(даже почтения, поклонения) таланту;
нет большего удара по чести, чем торжество посредственности.
Е. Богат
Современная профессиональная среда представляет собой симбиоз неоднозначных представлений процесса межличностного взаимодействия. Культура общения в профессионально-производственной сфере приобрела черты корпоративности, через которую личность (артист) познает специфику взаимоотношений профессиональной деятельности и культуры в целом.
Говоря о корпоративности необходимо определить суть понятия корпоративного общения. Модель поведения личности определяется сферой, в которой личность (человек) находится в повседневности. Здесь уместно уточнить тот факт, при котором воздействие профессиональных качеств переплетается с уровнем развития как личности, так и профессиональной (корпоративной) модели. Эта модель имеет свои специфические особенности в процессе мышления, общения и принятия ряда решений. Следовательно, образуется некая корпоративность, в которой будут четко прослеживаться черты той или иной профессии. Иными словами, модель поведения в творческом коллективе артиста балета будет резко отличаться от модели поведения артиста хора. Так же процесс вливания в коллектив песенно-танцевального жанра для новичка будет проходить по-разному. Это и определяет модель корпоративности.
Сегодня в культуре общения в системе профессиональных коллективов на поверхность вышла в большей степени эксцентрично-циничная форма взаимодействия. Пример тому события с балетмейстером большого театра С.Ю. Филиным. Можно только предположить, что происходит в коллективах в периферийных городах. Однако это касается всех социальных слоев общества и не только производственной сферы.
Возникновение неких корпоративных взаимоотношений определяется уровнем ценностных представлений той или иной производственной сферы внутри профессиональной деятельности и уровнем воспитательного потенциала лидера (по уровню профессиональных или иных качеств).
Подмена понятий, манипуляции ценностными и моральными принципами – все это возникает в результате личностных интересов лидера, в которые тесно вплетаются на подсознательном уровне интересы общества. То, что в глобальном смысле важно для одного (на завуалированном подсознательном уровне), важно и для каждого. Здесь мы говорим не о зрелой и сформированной личности. В большей степени мы касаемся личности, которой в силу своей зрелости приходится вступать во взаимодействие с корпоративной моделью общения того или иного социального слоя профессиональной среды. Личность, выходящая за рамки представлений (определенного рода традиций) творческой производственной сферы и проходящая процесс инициализации (посвящения), будет являться неуместной в системе деформированного (неадекватного) представления форм общения между коллегами. Эта ситуация характерна, к примеру, для профессиональных коллективов народного песенно-танцевального жанра городов Самары и Ростова-на-Дону.
Коллектив живет, когда пополняется свежими кадрами, но когда из коллектива уходят талантливые молодые люди, из-за несоответствия корпоративным взглядам лидера (отметим не по профессиональным качествам), а именно по личностным интересам лидера в категории (к примеру – танцор) профессии, то эти факты должны являться неприемлемыми в данной корпоративной модели общения для всего коллектива.
Хочется отметить и тот факт, что творческая работа, с одной стороны, муштра, но с другой стороны – не армия. Не коллектив решает, кому работать, а кому нет, именно руководство должно нести ответственность за талант, умение убеждать и направлять на творческое взаимодействие с коллегами по цеху.
В профессиональные коллективы России и поныне приходят способные, талантливые люди, со своим характером, своей внутренней культурой общения и мировоззрением. Как правило, это сложная и противоречивая личность, несущая в себе целый мир нравственных, в большей степени созидательных эмоций. Именно руководитель должен является наставником в профессиональной и воспитательной работе с такой личностью, а коллектив – посредник в воспитании профессиональной личности.
Критерии, определяющие профессиональный уровень личности в творческой профессии в полной мере представлены в словарях и энциклопедиях. Вот некоторые из них:
Способность – это свойство личности, являющееся условием успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности, в сложной системе взаимодействия индивида [3, с. 649].
Талант – определенные или выдающиеся способности, которые раскрываются в любых областях с приобретением опыта. Талантливые люди в особых случаях выделяются и поощряются обществом (для этого в нормально устроенном обществе существует институт наградного права). Отметим, что талантливые люди могут направить свои возможности и на цели, несоответствующие моральным и юридическим общественным установкам [1, с. 574].
В сегодняшней системе координат творчества у руководителей практически ушли из лексикона такие понятия как: талант, профессионализм, уважение, преемственность, самоотдача и т. д.
Роль художественного руководителя утратила свою образовательно-воспитательную функцию и приобрела черты деспотично-циничного характера, либо пассивного наблюдателя творческого процесса под предлогом «сохраняем традиции».
Руководители в профессиональных коллективах не владеют ни языком музыки и танца, ни терминологией, плохо разбираются в правовой базе. Незнание возрастной и творческой психологии вводят коллектив в творческий коллапс. Само творчество в таких коллективах перестает быть процессом созидания и творения. Под прикрытием корпоративности и внутренних проблем, учащаются факты аморального и циничного поведения артистов.
Иными словами, сегодня можно наблюдать обратный процесс, который позволяет ориентировать (талантливую) личность не на индивидуальность, а на массовость. Массовая личность удобна в работе, она не противоречит, не дискутирует и не возражает, она даже не несет качественную оценку своей творческой деятельности.
Современный человек научился манипулировать не только поведением, но и чувствами. С разрушением внутренних культурных ориентиров ценности культуры становятся лишь объектом для массового человека, он перестаёт ощущать духовную и нравственную недостаточность, благодаря массовой культуре значимость его жизненной и человеческой величины принимается должным образом [2, с. 21].
Массовость сегодня объединяет по роду профессии и обывательскому представлению в тех или иных вопросах культуры общения, шутках, стиле жизни.
Сегодня личности с привитыми социальными ценностями не «модны». Смещение ценностей на «телесный низ», и материальные ценности привели к процессу обезличивания личности и стали доминирующей основой корпоративного взаимодействия.
Таким образом, ситуация, происходящая в профессиональных коллективах, носит неоднозначный характер в системе корпоративного общения, где роль лидера занимает позиция не художественного руководителя, а артиста, порой несущего в себе принципы циничного и морального абсурда.
Следовательно, корпоративность не должна основываться на стереотипах, она должна соответствовать нормативной системе и базироваться на:
- умении соответствовать профессиональным качествам;
- принципах преемственности и уважения;
- системе ценностно-этической регуляции отношений.
Список литературы:
- Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФАРА-М, 2005. – Х, 731 с. – (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
- Тараканов А.В. Роль мифотворчества массовой культуры в координатах бытия (статья) Современные тренды развития социогуманитарного знания: сборник трудов III Международной научно-практической конференции, приуроченной к празднованию «Дня Знаний» в Российской Федерации, 1–4 сентября 2013 года. – Ростов-на-Дону: Издательство Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество», 2013, 146 с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, Н.П. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
дипломов
Оставить комментарий