Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2012 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Абаюкова Амина Борисовна
преподаватель кафедры философии и политологии Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии им. В. М. Кокова, г. Нальчик
E-mail: amina.abayukova@mail.ru
В статье предпринята попытка исследовать семейные ценности. Семья выступает объектом комплексного изучения различных наук вообще, философии в частности.
Важнейшим признаком семьи является «органическое целое. Ее части — это, собственно говоря, не части, а члены, которые имеют свою субстанцию только в этом целом и отдельно от этого целого самостоятельностью не обладают» [2, с. 68; 3, с. 208].
Понятие ценности впервые употребляется Кантом в «Критике практического разума». Кант вводил понятие ценности там, где он должен разграничить существование и долженствование. В отличие от суждений существования, где есть объективно существующие объекты, объективного объекта «ценность» нет, т. е. ценности имеют только субъективное существование. Объективность их, если они относятся к категорическому императиву, есть у всех людей [5, с. 193—194].
Изучение реалий российского общества в современных условиях представляет собой сложный процесс. Речь идет об общественных и гуманитарных науках, накопивших эмпирический материал, требующий своего аналитического анализа и теоретического осмысления. На современном этапе идет процесс фундаментализации и глобализации научного знания, актуализации общетеоретического анализа общественных явлений и феноменов каким является семья.
Согласно общепринятому мнению, наибольшее влияние на формирование ценностей оказывает семья. Семья выступает в качестве важнейшего источника критериев оценки, лежащих в основе формирования ценностных представлений на протяжении всей жизни человека. Не вызывает сомнения, что именно семья призвана обеспечивать воспроизводство общественно значимых ценностей.
Исследованию семейных ценностей посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых (Гегель, И. Кант, О. И. Волжина, Г. А. Горбова, О. Н. Шлычкова). Исследование семейных ценностей в сфере родства отражено в трудах Ю. А. Гаспарян, И. О. Кона, М. Г. Панкратовой и др.; в сфере родительства — В. В. Бойко, Н. Л. Пушкаревой, Г. Г. Филипповой; в сфере семейно-брачных ролей — М. Ю. Арутюнян, О. М. Здравомысловой, З. А. Янковой и др.).
Для нас особое значение имеет общефилософский подход в разработке и исследовании данной темы, поскольку позволяет изучить ее как общественное явление. Кроме того, современный этап исследований проблемы семейных ценностей характеризуется недостаточной разработанностью ценностного подхода.
Ценностный подход позволит рассматривать семейные ценности с позиций основных задач: обосновать ценностный подход к исследованию семьи; выявить основные ценности семьи; изучить семью какспецифическую форму социального бытия.
Ценностный подход используется в различных философских системах. Однако разработка теории ценностей вплоть до конца 50-х годов XX века рассматривалась в отечественной науке как прямая антитеза марксизму. Классики марксизма-ленинизма не оставили нам специально разработанной теории ценностей. Однако в одномерное пространство партийно-классового подхода к явлениям жизни она никак не вписывалась уже по своему определению. В начале 60-х годов XX века интерес советских философов к этой проблеме заметно возрос. Стали выходить публикации, авторы которых, следуя гуманистическим традициям, провозглашали человека высшей ценностью общества. В отечественной философской литературе получила развитие идея о ценностях, которые выполняли роль стимулов, создавали условия для реализации индивидом своей активности на ролевом, личностном, коллективном (семейном) уровнях. Так, некоторые ученые считали, что познание сущности ценностей помогает раскрыть значение этой категории для анализа явлений конкретной реальности. Природа возникновения системы общечеловеческих ценностей лежит в плоскости формирования и удовлетворения потребностей человека.
Мировоззренческий аспект трансформации семейных ценностей, наиболее актуализировался в 90-е годы XX века, в связи с политическими, экономическими и социокультурными процессами. В современном российском обществе усиливаются тенденции к сокращению брачности, увеличению количества разводов, неполных семей, в конечном итоге это может привести к негативным социальным последствиям.
Можно пре6дположить, что эволюция семейных ценностей существенно обусловлена функционированием и сменой мировоззренческих доктрин, господствующих в определённую социокультурную эпоху и выступающих в качестве философско-мировоззренческой основы духовных ценностей. В русской философии семья выступает как реальный носитель ценностей, выдвигаемый господствующей мировоззренческой доктриной. В русской философской мысли, можно выделить периоды в развитии ценностно-ориентационных принципов мировоззренческих оснований общества. С изменением экономических условий жизни общества непосредственной связана модификация мировоззренческих установок, базирующихся на системе ценностей, господствующих в обществе. Такой процесс имел место в России на рубеже XX—XXI веков.
Сегодня утрата прежнего значения семьи для индивида связана с господством либеральных ценностей, утверждением ценностей индивидуализма [10, с. 80—81].
Интерес представляют достаточно основательные исследования Г. А. Горбовой, А. А. Магомедова, Б. Б. Хубиева, Н. Д. Шимина и др.
В реалиях современности представляется актуальной задачей создание семейной парадигмы. В семейной парадигме отражается целый комплекс представлений об индивиде, обществе, государстве. Открытость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему создают реальную основу для перехода к гражданскому обществу [10, с. 83]. По мнению Г. А. Горбовой, семейная парадигма должно опираться на прошлый опыт, накопленный человеком и сохраняющийся благодаря традициям, создающим единство внутри семьи, как отмечал Гегель, «чтобы видеть себя в нем не как лицо для себя, а как член этого единства» [4, с. 3—7].
Семья представляет собой одним из важных феноменов бытия человека, является объектом изучения мыслителей прошлого. Несмотря на то, что их научное наследие носит фрагментарный характер, тем не менее, в совокупности создано цельное представление о семье [7, с. 8].
Особым предметом изучения философов являются семья как общественное явление [9, с. 12].
Семья аккумулирует в себе ценности, приобретенные предшествующими культурами, цивилизациями и поколениями. Она сама производящая ценности. Ее ценности уникальны. По мнению А. А. Магомедова,ценности — продукты жизнедеятельности семьи, общества и человечества в целом в виде человеческой личности. Они вбирают в себя и поступки людей, и представления морального сознания, моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра, зла, справедливости, счастья. Ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными» и конкретно-историческими [8, с. 15—16].
Семья как ценность, воспроизводящая уникальные ценности, высоко котируется у всех возрастных категорий населения. Это и понятно, так как каждый человек имеет прямое отношение к семье. Сказанное подтверждает ряд исследований — А. А. Магомедова [8], О. И. Волжиной [1, с. 29—47] и Кильберг-Шахзадовой [6]. Всех их объединяет близость ответов респондентов о высоком престиже семьи, крепости семейных традиций и ценностей семьи.
По утверждению А. А. Магомедова, многовековые семейные традиции противостоят разрушающей мощи семейных традиций вообще и обеспечивают в современных условиях сохранение многих традиционных ценностей семьи и семейного воспитания, хотя противостоять мощной волне антисемейных тенденций весьма сложно, а нередко и невозможно [8].
О. И. Волжиной считает, что ценности, как и другие элементы культуры, имеют действенный характер в силу их активного принятия или пассивного признания. Социальная ценность семьи, будучи выражением значения семьи, в различных культурных кодах, в системе общественных отношений выступает и в качестве стимула, влияющего на поле выбора индивидуальных семейных ценностей. Исследователь считает, что человек должен стремиться к триединству: Истины, Добра и Красоты, которое рассматривалось в русской философии (конца XIX—первой половины XX века) как ценностное основание, с которым люди должны соотносить явления и объекты действительности. Постановка в русской философии вопроса о значимости ценностной составляющей общественного бытия связана в работах П. А. Флоренского, В. С. Соловьева с философской традицией восстановления «цельности духовной жизни» посредством утверждения идеалов, или абсолютных ценностей [1, с. 30—34].
Ценность семьи проявляется через субъективное оценочное отношение к ней, с одной стороны, и реальный индивидуальный выбор — с другой. Закономерно встает вопрос о выборе различных вариантов семейных приоритетов — социальные нормы семейной жизни [1, с. 36]. По мнению О. И. Волжиной, ценность семьи на уровне идеальной реальности будет сопоставляться с ее социальной значимостью, то есть ее функциями в поддержании фундаментальных форм социальной реальности [1, с. 38].
Главной ценностью жизни человека, является семья. Именно в ней формируется толерантное сознание [6].
Таким образом, семья представляет собой общественный организм, обладающий важнейшей ценностью, формирующий и передающий из поколения поколению ценности в разных культурах по-разному.
Список литературы:
1. Волжина О. И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования — образование в мире. Научно-методический журнал, 2001. — № 4. — С. 29—47.
2. Гегель. Пропедевтика. Работы разных лет в двух томах. — М., 1973. — Т. 2. — С. 68.
3. Гегель. Философия права. — М.: Мысль, 1990. — С. 208.
4. Горбова Г. А. Социально-философский анализ ценностей современного российского общества // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. Приложение. — 2006. — С. 3—7.
5. Кант И. Соч.: В 6-и т. — М., 1965. — Т. 4. — Ч. 2. — С. 193—194.
6. Кильберг-Шахзадова Н. В. Толерантность в обществе и социальных институтах: монография. — Нальчик: Полиграфсервис и Т», 2003. — 160 с.
7. Кильберг-Шахзадова Н. В., Хубиев Б. Б. Теоретические проблемы семьеведения. Учебное пособие. — Нальчик: Изд-во КБГУ, 2008. — С. 8.
8. Магомедов А. А. Семья на Северном Кавказе. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
9. Шимин Н. Д. Семья как общественное явление. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. — С. 12.
10. Шлычкова О. Н. Эволюция семейных ценностей в современной культуре // Человеческий капитал. — 2010. — № 8 (20). — С. 80—83.
дипломов
Оставить комментарий