Статья опубликована в рамках: XLI-XLII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 октября 2014 г.)
Наука: История
Секция: Историософия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ИСТОКИ ВОЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ
Александрова Вера Валерьевна
канд. филос. наук, юрисконсульт войсковой части 13973, РФ, г. Мирный
THE ORIGINS OF THE MILITARY-ETHICAL KNOWLEDGE IN THE MORAL LIFE OF RUSSIA
Alexandrova Vera
candidate of philosophical sciences, legal counsel military part 13973, Russia, Mirny
АННОТАЦИЯ
Русский воинский этикет возник и складывался в процессе образования и развития государства и его Вооруженных Сил. Важным этапом в его формировании явилось создание регулярной армии. С качественным преобразованием Вооруженных Сил складывалась система воинского этикета, которая в последующем укреплялась и совершенствовалась.
ABSTRACT
Russian military etiquette emerged and evolved in the process of formation and development of the state and its Armed Forces. An important step in its development was the creation of a regular army. With the qualitative transformation of the Armed Forces as well as the system of military etiquette, which subsequently strengthened and improved.
Ключевые слова: армия; воинский этикет; офицер; нравственность. Традиции.
Keywords: army; military etiquette; officer; morality; tradition.
В эпоху, предшествующую созданию регулярной армии, элементы военно-этических знаний можно найти в старинных летописях, сказаниях, былинах, описаниях различных походов и сражений. Яркое отражение традиций героического можно найти в «Повести временных лет» [6], «Поучении Владимира Мономаха» [7], «Слове о полку Игореве» [8], «Задонщине» [5]. Так, знаменитое «Слово о полку Игореве», проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости дает исключительное по красоте и лиричности описание неудачного похода русских князей на половцев, предпринятого новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Мечта о прочном мире, устремленность к нему характерны для русской традиции уже того времени. В «Слове о полку Игореве» четко и ясно говорится, что честно сражаться за Родину и приносить себя в жертву, когда выхода не остается, а бесчестно — предавать и поворачивать оружие против своих братьев.
Первую систематизацию воинский этикет России получает в «кодексах чести» боевых дружин русских князей, «княжеских ратных правилах», «стрелецких уложениях». В них воспевались воинские доблести: мужество, храбрость, отвага, умелое владение оружием. В народе складывались неписаные боевые правила. Нравственные нормы формировались в «ратных привычках воинства». Как пишет Д.А. Волкогонов, «они представлялись лишь как свод эмпирических воинских правил, обычаев, традиций, закреплявших классовые интересы феодалов, монархов, и не являлись теорией военной морали — воинской этикой. Этот этап был своеобразным прологом зарождения, возникновения военно-этической мысли на Руси» [3, с. 37—38].
С созданием регулярной русской армии в начале XVIII в. возникла объективная необходимость в определенной системе обучения и воспитания воинства. Формировалась она под господствующим воздействием социальной действительности того времени. Вместе с этим, нельзя отрицать и наличие внутренней собственной логики развития военно-этической мысли, обладающей относительной самостоятельностью. Развитие взглядов воинского этикета происходило главным образом в одном направлении — обеспечить боеспособность царской армии как важнейшего орудия самодержавия не только для ведения внешних войн, но и как надежного средства подавления центробежных движений внутри страны.
На фоне истории нравов и духовной культуры XVIII в. выделяются воззрения первых русских просветителей А.Д. Кантемира (1709—1744), Н.И. Новикова (1744—1818), И.Т. Посошкова (1652—1726), В.Н. Татищева (1686—1750) и др. Центральное место в их философских воззрениях, как и в концепциях русских мыслителей, вплоть до конца XIX века занимали этические проблемы. Просветители выдвигали идеи «разумного улучшения нравов» общества на основе просвещения и строгого выполнения всеми гражданами определенных правил поведения. Большие надежды ими возлагались на просвещенного монарха, разумное законодательство, честных сановников. Однако эта «ученая дружина» в известной степени повлияла на форматирование некоторых военно-этических взглядов, нашедших закрепление в петровских уставах. Так, В.Н. Татищев, бывший одним из первых петровских офицеров, в своей «Истории российской» указывал на необходимость «улаживания нравов и в воинстве». Он первым на Руси пытался обосновать, что «нравоучение есть наука», которая имеет отношение и к «делам ратным». Просветители подвергали критике нравственное невежество, моральную богословскую схоластику и, по сути, провозглашали начало перехода официальной морали от церковной к светской. Её главным принципом провозглашалось «польза нравственная».
Русские просветители были хорошо знакомы с произведениями западноевропейских мыслителей. Многие из русских дворян, офицеров ездили в Европу для учебы, были знакомы с философскими и этическими системами Г.В. Лейбница, И.Г. Гердера, Д. Локка. Всё это способствовало усилению в общественной мысли идей радикализма, критических взглядов на религиозно-этические системы. Трудно не согласиться с мнением Н.И. Дорохова о том, что процесс формирования и развития этикета Российской армии был подчинен определенной внутренней логике, в основе которой лежал политико-социальный анализ содержания исторических временных рамок [65, с. 38].
Появление в начале XVIII в. «Артикула воинского» Петра I, затем вошедшего в «Устав Воинский сухопутный» 1716 г., стало начальным этапом формирования и выработки норм и правил этикета. «Артикул», разработанный Петром I, — первый военно-уголовный и военно-процессуальный кодекс России [2, с. 48], который заложил основы культуры поведения и этикета военнослужащих XVIII столетия. Документ этот примечателен тем, что в нем основное внимание уделяется не столько собственно военным вопросам — строевым приемам и приемам с оружием, проведению учений, тактическим вопросам, — сколько вопросам нравственности военнослужащего и требованиям государства, предъявляемым к его поведению в различных обстоятельствах.
При анализе военных реформ, осуществленных Петром I в конце XVII — начале XVIII в., большинство исследователей сосредоточивает свое внимание на факте создания регулярной армии и военно-морского флота; изменении способа комплектования Вооруженных Сил; развитии военной промышленности и перевооружении войск; создании сети военно-учебных заведений; разработке и принятии новых законодательных актов; воспитании и обучении военнослужащих в духе «регуляторства» [4, с. 16]. Примечательно, что, с одной стороны, воинский этикет новых Вооруженных Сил был необходимым условием развития регулярной армии, с другой — его закрепление было результатом функционирования этой регулярной армии.
Анализируя факторы, обусловившие необходимость внедрения правил и норм воинского этикета, можно выделить среди них три главные группы. Первая группа связана с тем, что создаваемая Петром I армия должна была на новом уровне решать специфические военные задачи. Очевидно, что воинский этикет, определяющий, помимо прочего, взаимоотношения военнослужащих и нормы их поведения в бою, должен был быть направлен на достижение высокой боевой готовности войск. Вторая группа факторов учитывала, что создаваемая армия должна была решать также и внутренние задачи. Поэтому воинский этикет должен был соответствовать идеалу защитника самодержавного дворянского строя и императорской власти. И третье — поскольку одной из целей реформ Петра I было решение внешнеполитических задач [1, с. 67], он, естественно, стремился приблизить этикет российской армии к нормам поведения ведущих европейских армий. В целом же Петр I хотел внедрить в новой армии такие этикетные нормы, которые способствовали бы созданию Вооруженных Сил, по внешнему облику и внутреннему содержанию соответствующих его представлениям об идеальной армии, предназначенной для решения широкого комплекса задач.
Внедрение новых этикетных норм было революционным преобразованием Российской армии и поворотным пунктом в истории Вооруженных Сил в целом. С одной стороны, во внешнем облике и поведении российских военнослужащих произошли принципиальные изменения. С другой стороны, эти преобразования не были искусственными в том смысле, что они нарушили общую логику развития Вооруженных Сил России. Петр I ускорил процесс эволюции русской армии и воинского этикета, и петровские преобразования были закономерной и необходимой ступенью их исторического развития.
Список литературы:
- Баггер Х. Реформы Петра Великого: обзор исследований / пер. с дат. В.Е. Возгрина. М.: Прогресс, 1985. — 199 с.
- Военный энциклопедический словарь / Ин-т воен. истории; гл. ред. комис.: Н.В. Огарков (пред.) и др. М.: Воениздат, 1983. — 863 с.
- Волкогонов Д.А. Воинская этика / Д.А. Волкогонов. М.: Воениздат, 1976. — 320 с.
- Гаврищук В.В. Военные реформы Петра I: Проблемы отечественной историографии / В.В. Гаврищук. М.: Воен. ун-т, 1997. — 32 с.
- Задонщина: летописная повесть о побоище на Дону. Сказание о Мамаевом побоище. М. : Худож. лит., 1982. — 263 с.
- Повесть временных лет / под ред. В.И. Адриановой-Перетц. СПб.: Наука: СПб. изд. фирма, 1996. — 667 с.
- Поучение Владимира Мономаха. М.: Директ-Медиа, 2007. — 10 с.
- Слово о полку Игореве. Воронеж: Воронеж. высш. шк. МВД России, 1998. — 79 с.
дипломов
Оставить комментарий