Статья опубликована в рамках: XLIV-XLV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2015 г.)
Наука: Философия
Секция: Философия и ее роль в современном обществе
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ИДЕИ Н.А. ДОБРОЛЮБОВА О НРАВСТВЕННОМ КОНФЛИКТЕ
Моторина Лариса Юрьевна
директор департамента культуры администрации г. Нижнего Новгорода ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистиченский университет имени Н.А. Добролюбова», РФ, г. Нижний Новгород
E-mail: lara.motorina.70@mail.ru
MODERN SOUNDING OF N.A. DOBROLYUBOV’S IDEA ABOUT MORAL CONFLICT
Larisa Motorina
director, Department of Culture of Nizhny Novgorod Administration, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov”, Russia, Nizhny Novgorod
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается философия нравственного конфликта, возникающего под влиянием происходящих процессов-глобализации, изменений информационного пространства и духовно-нравственного состояния общества в целом. В работе анализуются жизненные ориентации, позиции современной молодежи с точки зрения нравственной ответственности и справедливости в общечеловеческом плане, раскрываются признаки нравственного конфликта и его влияние на человека. Особое внимание уделено взаимосвязи нравственного состояния общества в отношении политического и экономического развития мира.
ABSTRACT
The article deals with the philosophy of moral conflict which arises under the influence of the globalization processes, changes of the information space, spiritual and moral state of society in general. Life-orientation, the position of today's youth in terms of moral responsibility and justice in human terms are analysed in the article; characteristics of moral conflict and its impact on human rights are revealed. Particular attention is paid to the interconnection of the moral state of society in relation to political and economic development of the world.
Ключевые слова: нравственность; Добролюбов; жизненные ценности; глобализация; конфликт; человек; общество; гармонизация.
Keywords: morality; Dobrolyubov; life values; globalization; conflict; human; society; harmonization.
В современном обществе индивид имеет правовые гарантии своей личной жизни, гарантии против произвола. Человек имеет право на свободу верований, передвижения, свободу профессионального выбора и т. д. Условия жизни совремнного человека постепенно улучшаются даже в неразвитых в недавнем прошлом странах. Однако наряду с улучшением материального благосостояния людей, гармонизацией социальных процессов, возникают новые трудности. Современные технологии требуют высокой степени напряжения умственных, а нередко и физических сил, ритмы социальной жизни, интенсивность труда намного возросли по сравнению с предыдущими историческими эпохами. Определенные проблемы вызываются урбанизацией, сопровождающейся разрушением прежних форм традиционного морального контроля, основанного как на внутреннем нравственном самоконтроле, так и общественном мнении, ощутимых эмоциональных реакциях со стороны окружающих. Негативнве факторы, оказывающие отрицательное влияние на духовно-нравственное состояние человека, не исчезают в современном обществе, а приобретают новые формы, все более втягиваясь в сферу нравственных конфликтов, оттягченных условиями глобализации, современными информационно-коммуникативными технологиями. Возникающие противоречия между знанием правил и реальным поведением, между целью и средствами ее достижения, между мотивами и результатом деятельности, между общественными требованиями к нравственному облику личности и ее реальными действиями оказывают заметное влияние на общественные процессы, прежде всего в сфере коммуникации и ценностных ориентаций людей, в том числе молодых поколений.
Проблема нравственного конфликта привлекает к себе внимание, по нашему мнению, в двух основополагающих аспектах. Во-первых, человеческая культура на протяжении тясячелетий в своем развитии шла по пути балансирования Человека между добром и злом, между стремлением к разумному и справедливому, с одной стороны, а, с другой, — духовной угнетенности, алчности, человеконенавистничества. Перед Человеком всегда стояла проблема свободы выбора, которая нередко выдвигала перед ним альтернативу — с одной стороны, сталкиваясь с трудностями и невзгодами, а, нередко, и собственной гибелью, преодолевать в себе страх перед наказанием вершить добро вопреки злу, а, с другой, — принять зло как должное, как неизбежное. Эта проблема морального выбора, понимания сущности свободы выбора в различных формах ее философского осмысления дошла до наших дней, так и не получив однозначного ответа на многочисленные вопросы, стоящие перед людьми. И так это было, и так это будет всегда, потому что, по словам Ф. Шлегеля, люди «выступают как некое целое … благодаря одинаковости своего назначения» [8, с. 188]. Однако, выбирая одни жизненные ценности и нравственные установки, человек вынужден делать это в ущерб другим ценностям, мотивам, установкам и т. д. И в этой сложнейшей проблеме морального выбора состоит развитие и сохранение кульуры человечества, культуры человека.
Во-вторых, в истории духовной культуры еще с древних времен зафиксирована идея уважительного отношения к другому человеку. Эта общечеловеческая норма регулирования коммуникационными процессами выражается в «золотом правиле нравственности» — «поступай по отношению к другому так же, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Однако это правило нравственности содержит элемент субъективизма и в определенной степени релятивизма, так как желание моего «Я» в оценке «Другого» по отношению к себе, может и не совпадать в зависимости, во-первых, от контекста, а, во-вторых, от уровня культуры и нравственного содержания субъективно-оценочного отношения к себе. Собственно именно в этой плоскости несовпадения желаний моего «Я» и реальным положением вещей в его оценке «Другим» может особенно болезненно проявляться личностный аспект нравственного конфликта.
Глубокий анализ природы нравственного конфликта мы находим в работах русских философов, видимо, прежде всего потому, что характерной чертой русской философии является ее нравственно-практическая направленность [9, р. 785]. Особенно рельефно эта проблема обозначена в трудах Н.А. Добролюбова, предметом философско-этических размышлений которого является взаимосвязь социальных условий, нравственно- психологических качеств и поступков людей. По мнению русского мыслителя, важнейшим показателем достоинства человека является понимание им меры использования материальных благ в строгом соответствии с «количеством и достоинством его труда». По этой причине, по мнению Н.А. Добролюбова, важнейшим фактором в социализации личности является система воспитания, которая определяет в человеке направленность свободы выбора, т. е. в выборе существующей в нашем уме возможности «… сличить несколько предметов и определить какой из них лучше» [3, с. 179].
Раскрывая социальные корни нравственного конфликта, Добролюбов ,,анализировал существование в человеке различных «непримеримых начал» — внутреннего — высшего, доброго и внешнего — злого, грубого, темного. В статьях «Что такое обломовщина», «Темное царство», «О значении авторитета в воспитании» он раскрывает диалектическую взаимосвязь социальных условий и поступков людей. Необходимо, «чтобы значение человека в обществе определялось его личными достоинствами и чтобы материальные блага приобретались каждым в строгой соразмерности с количеством и достоинством его труда: тогда всякий будет учиться уже и затем, чтобы делать как можно лучше свое дело, невозможны будут тунеядцы» [4, с. 187].
Трудности, с которыми приходится сталкиваться человеку на его жизненном пути, проистекают из противоречий, внутренне присущих индивиду и разрушающих единство его личностных начал. Несоответствие слова и дела, долга и потребности, силы привычки и желания улучшений, по мнению Добролюбова, кроется не только в столкновении внутреннего и внешнего бытия человека, но и в его воспитании как личности. Все, что создано человеческим разумом, приобретено в опыте человеческой жизни и почерпнуто из постоянного взаимодействия с внешней средой. В статье «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» Н. Добролюбов пишет, что «человек не из себя развивает понятия, а получает их из внешнего мира». В этой связи он должен иметь «нравственный опыт и через него добывать себе свет, хотя бы луч света» [5, с. 27].
Очевидно, что строгая соразмерность с количеством и достоинством труда человека, о чем говорил Н. Добролюбов, весьма актуальна в наши дни, затрагивая проблему нравственного конфликта в следующих показателях своей социальной и культурной значимости. Во-первых, социальная значимость человека в обществе, оцениваемая получаемыми им материальными благами в соответствии с его «личными достоинствами», должна определяться «количеством и достоинством» его труда. Но этому необходимо учиться. Иначе говоря, образование и воспитание являются той необходимой базой формирования нравственного достоинства человека, которая будеть определяться «количеством и достоинством его труда». Говоря современным языком, концепт «оплата по труду» раскрывает многообразие подходов к проблеме минимизации последствий нравственных коллизий в политических ориентациях и в отношениях между людьми, возникающих на почве неудовлетворенности своим материальным положением и желанием получать большее без учета реальных обстоятельств экономического и социального характера.
Во-вторых, ценности современного мира претерпевают коренные изменения под напором информационно-коммуникативных технологий глобализма. Повсеместное утверждение о якобы имеющего места факта того, что современная молодежь, в массе своей, растет и действует в условиях небывалой свободы в выборе принципов либеральной демократии, а также возможностей приобщения к ценностям евро-атлантической цивилизации, увеличивает до никогда ранее не наблюдаемых размеров стремление к индивидуальной независимости, личному обогащению, прагматизму, амбициозности, высоким карьерным притязаниям [6]. Так, по данным Европейского социологического исследования 2008 года, в котором приняли участие молодые люди из 28 стран, в том числе из России, а также исследования 2006-2014 гг., проведенного в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, российская и зарубежная молодежь имеет во многом совпадающие жизненные ориентации и позиции, достаточно свободные от нравственной оценки с точки зрения нравственной ответственности и справедливости в общечеловеческом плане.
Данное утверждение касается в первую очередь таких показателей, как ориентация на личное обогащение, по которому Россия заняла четвертое место, пропустив вперед Латвию (54 %), Турцию (53 %) и Грецию (48 %), набрав одинаковое количество баллов с Израилем (47 %). Другим показателем является амбициозность, понимаемая как ориентация на успех и общественное признание своих личных способностей. При этом по «негативному» показателю амбициозности — стремлению к успеху (престиж, деньги, власть) — вне связи с какими-либо личными достижениями, россияне занимают пятое место среди 28 стран (56 %) [7]
Мысли русского философа о нравственном содержании понятия достоинства человека и достоинства труда близки к философским выводам К. Апеля по мотивам предпринятого им исследования трансформации современного коммуникативного сообщества. Так, согласно мнению немецкого философа наших дней, условия развития современной цивилизации таковы, что существует глубокая диспропорция между нарастающими тенденциями свободы, которая обеспечивается научными и техническими достижениями, с одной стороны, а, с другой, — необходимостью нормативного регулирования поведения людей, благодаря чему возможно достижение взаимопонимания и консенсуса. По мнению К.О. Апеля: «…Не существует более типичного примера неравномерности развития секторов человеческой культуры, нежели диспропорция между экспансией научно-технических возможностей и тенденций к торможению, характерной для морали…» [1, с. 264]. Ориентируясь, прежде всего, на контекст новых цивилизационных условий современного коммуникативного сообщества и поиска возможностей сохранения устойчивых форм внутренней регуляции поведения человека, т. е. морали, немецкий философ отмечает, что научно-техническая цивилизация «поставила все народы, расы и культуры … перед лицом общей этической проблематики … брать на себя солидарную ответственность за последствия своих действий в планетарном масштабе» [2, с. 265].
В контексте культурно-исторических различий воспитательных возможностей и приемов воздействия на воспитуемых середины XIX и начала XXI века возникает не только извечная проблема «Что делать?», но и вскрылся другой, возможно, еще более значимый вопрос — «Кто и как должен обучать и воспитывать подрастающие поколения?». Иначе говоря, специально обозначенная в свое время Н. Добролюбовым проблема «идеального воспитателя» не потеряла актуальности и для информационного общества, обозначаемого в наши дни как общества знаний. Утопическая фигура «идеального воспитателя», в реальном существовании которой Н.А. Добролюбов глубоко сомневался, приобретает все большее социальное и духовное значение в ХХI веке, нередко обретая контуры трудно осуществимой мечты нашего времени. И в этом плане интересны замечания Н.А. Добролюбова о фигуре идеального воспитателя как наставника, умеющего подвести воспитанника к правильному выбору жизненного пути в соответствии с убеждениями и внутренним потенциалом развивающейся личности. Этот выбор является необходимым условием предотвращения «разлада» между убеждениями человека и требованиями реальной жизни.
Данный подход хорошо просматривается на примере использования нравственной регламентации в развитии рыночной экономики, о чем блестяще написано М. Вебером в его труде «Протестантская этика и дух капитализма». Очевиден данный подход и для представителей современного российского бизнеса. Так, президент группы компаний «Рольф» С.А. Петров подчеркивает, что «требования морали — это не какой-то привесок к бизнесу, навязываемый ему некими общественными силами, то есть извне, а залог его успешного развития». Закономерность, состоящая в том, что «чем выше уровень духовно-нравственного развития основной массы населения, тем успешнее развивается экономическая и политическая система страны». «состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности», получает множественные подтверждения. Данные демонстрируют, что нравственное состояние российского общества, количественно оцененное описанным выше способом, обнаруживает высокие корреляции с различными показателями его инновационной активности.
В последние годы Президент РФ Путин В.В. уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания пристальное внимание. В послании к Федеральному Собранию, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. «Если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе». В этой связи поставлена задача — «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества».
В современном мире на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия призвана быть влиятельной страной. Нам необходимо не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность. Важно не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.
Список литературы:
1.Апель К.О. Априори коммуникативного сообщества // Трансформация философии. М.: Логос, 2001. — с. 264.
2.Апель К.О. Априори коммуникативного сообщества // Трансформация философии. М.: Логос, 2001. — с. 265.
3.Добролюбов Н.А. Избранные философские сочинения. Т. I. М.:, 1945. — с. 179.
4.Добролюбов Н.А. Избранные философские сочинения, под редакцией и предисловием М.Т. Иовчука, в 2 томах, том 2, ОГИЗ, 1946 г., — с. 187.
5.Добролюбов Н.А., Избранные философские сочинения, под редакцией и предисловием М.Т. Иовчука, в 2 томах, том 2, ОГИЗ, 1946 г., — с. 27.
6.Ценностные ориентации российской и европейской молодежи/ Синельников А.Б. // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 2011. — № 1. — с. 145—159.
7.Ценностные ориентации российской и европейской молодежи/ Синельников А.Б. // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 2011. — № 1. — с. 145—159.
8.Шлегель Ф. Развитие философии в двенадцати книгах // Эстетика. Философия. Критика. М.:, — 1983. — Т. 2. — с. 188.
9.Nikitin А., Savrutskaya Е., Semyonov D. Moral Conflict and Value System of the Yoth. Internetion multudisciplinaku scientific conferences an cocial sciences and arts. 2014, — p. 785.
дипломов
Оставить комментарий