Статья опубликована в рамках: XLIX-L Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2015 г.)
Наука: История
Секция: Всемирная история
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕННОСТИ ЖИЗНИ ЧЕРКЕСОВ ЗАРУБЕЖНЫМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ
Мусукаев Александр Ибрагимович
д-р ист. наук, профессор кафедры «Народного хозяйства КБР» Кабардино-Балкарского государственного университета,
РФ, г. Нальчик
E-mail: tanmal@bk.ru
FOREIGN RESEARCHERS ABOUT THE LIFESTYLE OF THE CIRCASSIANS
Musukaev Alexander
doctor of historical Sciences, Professor of the Department of “National economy of the KBR", Kabardino-Balkarian State University,
Russia, Nalchik
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию трудов французских ученых об образе жизни и специфике быта черкесов. Подробному анализу подвергаются труды Тебу де Мариньи «Путешествие по Черкесии» и Дюбуа де Монпере «Путешествие вокруг Кавказа», в которых анализируется история цивилизаций адыгов, особенности их демократического развития, законы гостеприимства, обычаи, обряды, взаимоотношения в общественной жизни, в быту. Ученые приходят к выводу, что черкесы были наиболее значительными по численности и занимали большую площадь, чем другие народы Северного Кавказа.
ABSTRACT
The article analyses French scholars’ works devoted to the lifestyle and specific way of living of the Circassians. A detailed analysis of the books written by Tebu de Marigny "Journey across Circassia" and Dubois de Monpere "Travel around the Caucasus" is given in the paper. The authors describe the history of civilization of the Adyghe, feature their democratic development, laws of hospitality, customs, ceremonies, relationship in public life. The scholars come to a conclusion that the Circassians were the most considerable ethnic group in size and occupied a larger area than other peoples of the North Caucasus.
Ключевые слова: Северный Кавказ; черкесы; общественный строй адыгов (черкесов); сословная иерархия; семья; быт; традиции.
Keywords: North Caucasus; Circassians; social order of Adyghe (Circassians); class hierarchy; family; life; traditions.
«Черкес» — прекрасная и несравнимая ни с какой другой шхуна отправлялась из порта Керчи. Шхуна находилась на службе Российской Армии и её капитаном был гражданин Франции Жан-Виктор-Эдуард Тебу де Мариньи [3, с. 246]. Двадцать девятое апреля 1818 года, 11 часов утра. Название шхуны восходит к одному из «прославленных племен адыгов, сделавшихся в XVIII—XIX веках известными в мировой политике» [6, с. 777].
Кто такие черкесы? Чем они прославились? Почему их именем названа шхуна?
Как известно, Кавказ делится на Северный Кавказ и Закавказье. Природные условия Кавказа оказали серьезное влияние на уровень развития производительных сил, в частности на земледелие и скотоводство у различных народов. Кавказ является сложным в этническом и языковом составе регионом мира. На северо- западном направлении Кавказа (Колхида и устье Дона (Танаиса) в античную эпоху бытовали такие племена, как керкеты, меоты, синды и т. д. Так, в VI—X вв. «наименование «черкесы» стало общим для адыгских племен» [4, с. 247]. В 30-х годах XIII века, в период завоевания Кавказа татаро-монголами, его посетили католические монахи. Они увидели город Матрику (Тамань), побывали у зихов (черкесов) и отправились по реке Кубань на земли алан в поисках родины венгров. Зихия вела постоянные войны с соседями: «каждый местный вождь против вождя, село против села». Во второй половине XV — начале XVI веков на этих землях побывал настоящий этнограф эпохи итальянского «Возрождения», всесторонне подготовленный генуэзец Джорджио Интериано. По своей глубине и профессионализму книга Д. Интериано «Быт и страна зихов, именуемых черкесами [1, с. 46—47] Достопримечательное повествование» (Венеция, 1502 г.) стала самым значительным исследованием из всего написанного о черкесах до него и многого из того, что будет сделано после него. Она подробно характеризует общественный строй адыгов, социальное положение всех слоев адыгского общества: он пишет о третейском суде, гостеприимстве, аталычестве, увиденных им семейных отношениях и многом другом. Он называет эту страну «Зихией», а также «Черкесией», а жителей этой страны «именуют себя «адига». В древности черкесы жили в Западной части Северного Кавказа, в районе Кубани и Причерноморья: земли натухайцев были расположены в районе Анапы, вплоть до Геленджика. Это было самое древнее адыгское племя. Черкесов называли военными людьми, воинами. Техника обработки черных металлов в конце VII — началеVIII веков нашей эры свидетельствует о том, что среди меотов было немало мастеров — кузнецов, изготовлявших наконечники копий, стрел, топоры — секиры, колчанные крючки, а главное — ножи и кинжалы, сделанные из великолепно обработанной сырцовой стали. Это было время начала распространения этноса черкесов.
В домашнем производстве адыгов широкое распространение имели ремесленники. В это время особо выделялось изготовление конского убранства и холодного оружия, особенно кинжалов. Уже тогда была замечена их отличная ювелирная обработка.
Коневодство всегда было у черкесов важной отраслью хозяйства. Уже в первом веке нашей эры оно достигло значительного уровня. Интересно, что примерно к этому времени относятся первые опыты выведения черкесской породы лошадей. «На Северо-Западном Кавказе, между северными границами Колхиды и устьем Танаиса (Дона), в античную эпоху обитали различные земледельческие и скотоводческие племена, известные с VI века нашей эры под названием меотов, синдов, тореотов, керкетов» — читаем мы в редком издании далекого от нас времени. Таким образом, у обитателей степей Предкавказья — кочевых и полукочевых народов — коневодство стало важнейшей отраслью хозяйства.
Французский монах Вильгельм (Гилом) Рубрук в 1253 году упоминает о черкесах, живущих рядом с аланами. Вместе с другими адыгскими племенами они продвинулись на левобережье Терека, а также на территорию Центрального Кавказа, образовав кабардинскую нацию. В первой половине XIV века началась борьба золотоардынских и хулагинских ханов за Кавказ, а позже на Кавказ двинулись орды Тимура. Монголо-татарское нашествие 20—40-х годов XIII века привело к массовому движению адыгских племен в Бассейне. «Оставшиеся вошли в качестве определенного элемента в состав кабардинской народности, смешавшись с пришлыми адыгами» — читаем мы в «Очерках общей этнографии». Таким образом, черкесы стали основой адыгского этноса на Северном Кавказе. Термин «черкесы» был настолько популярен в быту горских народов, что считалось, если горца сравнивают с черкесами, то они достигли высшего уровня и являются примером для подражания. Традиции воинственного быта у пшавов, натухайцев, бжедугов и других прочно сохранились у всех адыгов.
Среди автохтонов Северного Кавказа прочно сохранилась местная одежда, в частности, единый кавказский костюм: «Памятники изобразительного искусства свидетельствуют, что мужской костюм, кавказский рубахи, праздничные и обыденные вещи менялись только под воздействием времени. Изменилась одежда, сделанная из сукна, в частности, черкеска».
Общественный строй адыгских народов дает обширный материал для восполнения древней истории человечества [2, с. 3]. Социально-экономические отношения адыгов характеризовались переплетением патриархально-родовых и феодальных отношений и домашним рабством. Кавказский материал дает основание для изучения жизни и быта семейной общины, родственных организаций и общины всего села. Черкесы отвечали всем требованиям, которые предъявлялись большой и развитой нации: скромность, воспитанность, трудолюбие и глубокий патриотизм. Все это в итоге и составило счастье народа. Иногда допускались ошибки в межродовых и внутрисемейных отношениях.
Лестница сословной иерархии среди адыгов была сложной. Важнейшее значение имели патриархально-родовые отношения, также немалую роль играло личное достоинство адыга, его личные качества. В связи с бытованием старого общинного уклада здесь имело место сохранение общинных местных богов и почитание местных «крестов» христианства. Все адыгейские народы и племена (натухайцы, шапсуги, абазехи, бжедуги) были известны соседям как «черкесы». Большая часть их обитала в западной части Северного Кавказа, на Кубани и в Причерноморье. Рядом с адыгскими народами жили ногайцы, абазины. В древности абазины жили на черноморском побережье и вдоль реки Бзыбь. С XIV века абазины поселились на Северном Кавказе и стали жить с адыгскими народами.
Капитан шхуны «Черкес» Тебу де Мариньи раздумывал над этими и многими другими вопросами. Черкес — это лицо и суть адыгского народа, он совмещает в себе всю национальную ценность культуры адыгов. Любой, независимо от возраста, знает, что представляют собой адыги. Черкесские обычаи — это особый свод правил поведения горцев Кавказа, это призыв к современному и будущему поколениям.
Нередко в изданиях об адыгах можно встретить утверждение о ненужной воинственности адыгов, о жестокости воинов. Но это не совсем верно. Было время военной демократии. Адыги воевали на стороне римлян, имели прекрасное оружие, лучших лошадей, одним словом — они были Воинами. Время шло, а адыги оставались адыгами. Многие современники отмечали: черкес — это пример для подражания каждому воину. Проблема традиции заключалась также в том, что адыги передавали следующим поколениям то, что заслуживает положительной оценки, в расчет брались только прочные нормы общечеловеческой нравственности.
Дневниковые записи капитана шхуны «Черкес» подробно воссозданы в работе Тебу де Мариньи «Путешествие по Черкесии», в которой он продемонстрировал знание множества легенд о Кавказе, знакомство с законами людей свободного края, а также записи о побережье Черного моря, о постройке морских портов, а также важнейшие материалы для научной деятельности. По ходу ведения дневника он размышляет о том, что дружеские отношения и экономические связи способны сближать народы, особенно когда речь идет о непреклонных горцах Кавказа, претендующих на юг России. Он не раз ловил себя на мысли о том, что французские граждане похожи на адыгов в своем величии, достойном поведении по отношению к окружающим.
Федерик Дюбуа де Монпере, швейцарский француз по происхождению, географ, натуралист и археолог по специальности, совершил поездку в 1833 году на Кавказ, в Крым и Закавказье. Впоследствии им был издан труд «Путешествие вокруг Кавказа...», который удостоен Французским географическим обществом «Большой золотой медали». Он посвящает все свое время изучению истории народов Юга России, сотрудничает со знаменитым «Одесским обществом истории и древностей», редактирует труды ученых. Он оканчивает свою жизнь в 1852 году нидерландским консулом в Одессе.
В мае 1833 года на бригантине «Нарцисс» (капитан — Г.И. Романов) Дюбуа де Монпере отправляется в путешествие вокруг Кавказа. Впоследствии в Брюсселе он выпускает «Путешествие вокруг Кавказа, у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму», которая переиздавалась в Париже, Одессе, Симферополе и в Лондоне. Он стал известен в Европе как человек эрудированный, как глубокий специалист в области геологии, истории, этнографии и археологии.
Особенно поражают факты из жизни и быта адыгов. Кроме того, он приводит пример описания арабом Масуди этнических процессов, происходивших с северо-кавказскими народами, также им дана широкая антропологическая характеристика различных племен, живущих на Западе Северного Кавказа: «Масуди уделяет внимание и традиционной раздробленности в политической и общественной жизни народов на разных этапах их развития».
Древнюю историю адыгов Дюбуа де Монпере начинает со времен основания греческих колоний ахеян, генцохов, милезийцев; городов Диоскурия, Ольвия, Танаиса, Фанагории, Пантикопен, Бата и др. Но в этой безупречной картине всеобщей истории, а также Древнего Рима и Греции поражают талант и научное предвидение автора, позволяющее ему увидеть за мифами и легендами Греции, считавшей себя основой мира, заимствования из духовной культуры тех, кого они называли варварами. Как отмечает дальше Дюбуа де Монпере, на самом деле народ и цари Колхиды, оказавшие радушный прием аргонавтам, а также трояне, тирийцы и другие – все стояли на более значительной ступени цивилизации, чем те искатели приключений, которые приходили к ним, подобно норманнам средних веков, грабить, нарушая все законы гостеприимства. Не случайно, Причерноморье и вообще Кавказ воспевались древними поэтами и певцами как особая и неповторимая цивилизация.
Дюбуа де Монпере писал: «составляя историю черкесов, я поставил главной своей целью проследить их нравы и общественный строй, начиная с того времени, когда мы впервые узнаем о них, и кончая нашими днями; указать на одно замечательное явление, именно на то, как мало изменений претерпело и с каким постоянством придерживалась своих древних обычаев черкесская нация» [5, с. 111]. В этих словах Дюбуа де Монпере кроется определяющая характеристика цивилизации адыгов, зиждущаяся на особом, специфическом пути их демократического развития.
Список литературы:
- Джорджио Интериано. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. составитель Гарданов В.К. Нальчик, 1974.
- Мусукаев А.И. Адыге — черкес — означает воин. // Марзей А.С. Черкесское наездничество «Зекlуэ». М., 2000.
- Тебу де Мариньи Путешествие по Черкессии. Нальчик, 2002
- Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М., 1958.
- Федерик Дюбуа де Монпре. Путешествие вокруг Кавказа у адыгов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму. Т. 1 Нальчик, 2002.
- Хафице М. Разбросаны адыги по белому свету. Нальчик, 2000.
дипломов
Оставить комментарий