Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 18 февраля 2015 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КИРГИЗИИ)
Сорочайкина Елена Владимировна
канд. филос. наук, доцент Киргизско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Киргизская Республика, г. Бишкек
E-mail: vision_el@mail.ru
FEATURES OF SOCIALIZATION OF TODAY'S YOUTH IN THE FORMATION CONSUMER SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF KYRGYZSTAN)
Sorochaikina Elena
candidate of Science, assistant professor of Kyrgyz-Russian Slavic University named after B.N. Yeltsin, Kyrgyzstan, Bishkek
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются некоторые аспекты социализации киргизстанской молодежи в условиях становления культуры потребления; анализируется проблема формирования ценностных ориентаций и установок в новой социоэкономической среде.
ABSTRACT
This article discusses some aspects of socialization Kyrgyzstan youth in terms of consumer society; examines the problem of the formation of value orientations and attitudes in the new socio-economic environment.
Ключевые слова: общество потребления; молодежь; ценности; социализация.
Keywords: the society of consumption; young people; values; socialization
Экономические изменения и политические преобразования в Киргизии за последние десятилетия привели к тому, что реальный процесс жизни многих киргизстанцев оказался ввергнутым в катастрофический катаклизм распада социальной материи. Переход к новому устройству общества — обществу потребления, сопровождающийся разрушением базисных социальных отношений, не мог не сказаться на общественной психологии отдельных индивидов и социальных групп, прежде всего молодежи.
Трансформация традиционных ценностей и установок, размытость норм и представлений, «двойные стандарты» поведения в социуме приводят к определенным трудностям в адаптации молодежи к условиям современного мира и, в целом, не способствуют успешной социализации. В этой связи особо актуальными становятся вопросы, касающиеся не только изучения особенностей кризиса на уровне общества, но и на уровне групп и личности.
Рассмотрим некоторые факторы социализации киргизстанской молодежи.
Одним из факторов, определяющих сложности социализации молодого поколения в КР, является переплетение в общественном сознании двух типов культур — традиционной и культуры потребления — порождает феномен «двойственности сознания», что препятствует формированию адекватной картины мира молодого поколения. Утверждение в социуме новых стандартов поведения, а именно: подмена реальных вещей и процессов их имитацией, ориентация на непрерывное появление новшеств и новинок, стимулирование людей к их потреблению, доминирование ценностей эгоистического прагматизма, утилитаризма, гедонизма, деградация смыслов труда и трудовой этики пр., — способствует укоренению в массовой психологии ценностей иждивенчества, рвачества, ловкачества, беспринципности [3]. В таких условиях, сочетающихся с социально-экономическим кризисом, образцом для подражания у молодого поколения зачастую выступает асоциальный герой, деятельность которого вроде бы и осуждается, но в то же время наделяется СМИ ореолом некой романтичности, гарантией безбедной жизни и даже успешности.
Резкая поляризация современного социума, нивелирование ценностей труда, поиски социальной справедливости через незаконные способы поведения среди определенных групп населения, бездействие властей в случае нарушения закона, приводят к увеличению преступности среди молодежи, рассматривающей девиации в качестве единственного способа достижения материального благополучия. Отсюда — рост иждивенческих настроений и «бунтарских» установок, нередко проявляющихся в требовании социальных дотаций, смене власти и т.п.
Нельзя не отметить растущее чувство равнодушия и апатии киргизстанцев к происходящему, связанное с атомизацией личности в современном мире, когда «каждый сам за себя» или за «своего», что в конечном итоге способствует размыванию нравственных ориентиров и укреплению традиционализма. Как следствие этих явлений — ориентация молодежи на «свою», этническую группу, которая в условиях нестабильности социума ориентирует индивида в окружающем мире, помогая восстановить целостность и упорядоченность окружающего мира [2]. Однако, идентификация молодежи с этнической общностью отнюдь не является положительным явлением, как это кажется на первый взгляд: чувство принадлежности к «своей» группе усиливает враждебность по отношению к «чужим», что в итоге порождает межэтническую напряженность в обществе, агрессивные настроения. При этом, как показывают исследования, растет уровень повседневного насилия среди молодых людей, и, особенно, среди подростков. В столкновения вовлекаются не только юноши, но и девушки, при этом многие респонденты говорят об участии в драках как о части повседневной реальности [4, с. 52]
Утверждение индивидуалистической психологии в обществе, сочетающееся с конфликтом как механизмом решения собственнических задач, порождает не только отчуждение людей друг от друга, но часто приводит к нарушению норм гражданственности. Социальная пассивность формирует установку: «Я сам по себе, а государство — само по себе». Так, изучение ценностных ориентаций молодых киргизстанцев выявило, что образы будущего у молодых людей не связаны с представлением о развитии страны в целом и о роли молодежи в этом процессе. Реализация личных интересов практически не связывается с идеей о том, что для этого со стороны молодежи могут понадобиться усилия по изменению существующих в обществе условий. Социальная ситуация воспринимается как некоторая «данность», которая никак не зависит от самих молодых людей [4, с. 55]
Процесс инфантилизации социума усиливает существующая в культуре система воспитания личности. Преобладающие во многих семьях детоцентризм, гиперопека над детьми, установка родителей «решу сам проблемы своего ребенка» формируют личность, неспособную нести ответственность за свои поступки.
С другой стороны, вследствие миграционных процессов семья зачастую не выполняет социализирующей функции по отношению к подрастающему поколению: с ростом нищеты растет количество брошенных детей. В настоящее время в Киргизии насчитывается 117 учреждений интернатного типа, а число детей, по данным ЮНИСЕФ, за годы независимости увеличилось до 11 тысяч. При этом только 3 % детей являются круглыми сиротами, остальные 97 % имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами [1].
Вызывает озабоченность и снижение ценности образования среди населения: по данным Национального Статистического Комитета КР, количество детей и подростков в возрасте от 7 до 17, не приступившим к занятиям общеобразовательных учреждениях в 2013 году составило 2901 чел., при этом большинство из них (1021 чел.) вынуждены работать [5, с. 115].
Очевидно, что решение выявленных проблем требует комплексного подхода. В условиях формирования общества потребления важно задействовать сильные стороны рынка и по возможности нейтрализовать его негативные проявления. Развитие рыночных отношений во всех странах всегда сопровождалось столкновением традиционной морали с требованиями, формируемыми новой культурой. Киргизия — не исключение: ориентация массового сознания на новые образцы и стандарты поведения не проходит безболезненно для населения, так как зачастую привносимые Западом рыночные принципы не совпадают с нравственными и моральными устоями общества.
В этой связи важно помнить, что процессы разрушения протекают гораздо быстрее, нежели процессы созидания. Поэтому решение проблемы формирования у молодежи установок и ценностей, соответствующих современной рыночной ситуации, должно происходить и на уровне государства, и на уровне семьи. Общество, экономика которого строится на рыночных основаниях, нуждается в соответствующем типе человека — самостоятельном, активном, бережливом, предприимчивом, ответственном. Поэтому для оздоровления духовной атмосферы общества в центре внимания семьи и образовательных учреждений должно быть культивирование у молодежи творческого подхода к любой деятельности, развитие нестандартного мышления, навыков сотрудничества, независимого принятия решений и чувства ответственности за их последствия. Подобные меры могут способствовать формированию адекватной картины мира киргизстанцев и, в целом, — социализации подрастающего поколения.
Список литературы:
- Анализ ситуации в детских резинденциальных учреждениях в Кыргызстане [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.unicef.org/kyrgyzstan/ru/media_10685.html (дата обращения 10.02.15).
-
Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 208 с.
-
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, Культурная революция, 2006. — 272 с.
- Молодежь Кыргызстана: ценностные ориентации, социальные настроения и конфликтное поведение. Отчет о результатах исследования. Бишкек, 2014. — 78 с.
- Образование и наука в Кыргызской Республике, 2009—2013. Статистический сборник. Бишкек, 2014. — 315 с.
дипломов
Оставить комментарий