Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 22 апреля 2015 г.)
Наука: Политология
Секция: История и теория политики
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ФУНКЦИИ ЭТНИЧНОСТИ
Рыбаков Андрей Вячеславович
д-р политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Московского авиационного института (Национального технического университета), РФ, г. Москва
FUNCTION OF ETHNICITY
Andrei Rybakov
doctor of Political Sciences, Professor Head of the department of political science at the Moscow Aviation Institute (National Technical University), Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Этнический фактор в современных условиях выступает детерминантой многих процессов, как на групповом, так и индивидуальном уровнях, создает ситуацию многовекторности общественного развития в зависимости от того какие функции этничности актуализируются. В связи с этим в статье рассматриваются некоторые подходы к определению функциональных характеристик этничности.
ABSTRACT
The ethnic factor in modern conditions as determinants of many processes, both at the group and individual levels, creates a situation of multi-vector of social development, depending on what features ethnicity updated. In this regard, the article discusses some approaches to defining the functional characteristics of ethnicity.
Ключевые слова: этничность; функции этничности; ценность.
Keywords: ethnicity; ethnicity function; values.
В самом общем смысле этничность может быть определена как такая характеристика личности, которая объективно и субъективно фиксирует ее месторасположение в социальном пространстве, то есть принадлежность к тому или иному этнонациональному сообществу. С одной стороны, этничность — объективно заданная характеристика культурно-генетической принадлежности личности. С другой стороны, она отражает степень готовности личности идентифицировать себя с группой своей принадлежности. В этом аспекте понятие «этничность» становится тождественным понятию «этническая идентичность» и означает осознание и восприятие себя как члена той или иной группы, проявляющееся в чувстве общности и восприятии как ценностей основных ее характеристик.
Ответ на вопрос о функциях этничности — это ответ на вопрос о том, из каких потребностей и сторон жизнедеятельности людей она возникает [1, c. 42]. Наиболее интересная, на наш взгляд, попытка решить эту проблему предложена С.В. Соколовским [3, c. 9—12]. Анализ современных концепций позволил автору выделить три группы трактовок значимости этничности.
С позиций структурно-функционального подхода роль этничности описывается в категориях пользы, которую она приносит для личности. Этничность в данном случае выступает как утилитарная ценность, ее назначение — сделать окружающий мир более комфортным и безопасным путем приобщения к «своим». Поэтому эта группа функций удачно, на наш взгляд, названа С.В. Соколовским — «этничность как дом». Говоря об этничности как утилитарной ценности, автор обращает внимание на трактовку ее роли как средства преодоления характерной для современного общества проблемы отчуждения, а также как способ упрощения взаимодействия путем разделения социального мира на «своих» и «чужих», восприятие которых стереотипизированно в культуре «своих».
К утилитарным функциям мы бы отнесли и роль этничности как того убежища, в котором личность пытается спастись в условиях социальной фрустрации, рассчитывая (часто, не без оснований) на помощь и поддержку «своих».
Для второй группы выделенных С.В. Соколовским функций, названных автором «этничность как язык», характерна ее трактовка как особой формы дискурса. С одной стороны, это — часть повседневной речевой практики, способ говорить о «нас» и «них», с другой — это способ концептуализации социального мира и конструирования этнического пространства, сфера профессионального сознания. И в том, и в другом случае, этничность выступает как мировоззренческая, когнитивная ценность, поскольку позволяет сформировать взгляд на мир, осознать его структурное разнообразие.
И, наконец, в третью группу С.В. Соколовским объединены интерпретации исследуемого феномена, которые позволяют говорить об «этничности как вызове». Сюда включены те профессиональные взгляды, которые акцентируют свое внимание на уникальности и бесценности каждой из культур, необходимости сохранения многообразия этнического мира как условия выживания человечества. Эта аргументация позволяет представить этничность как гуманитарную ценность.
На уровне обыденного сознания, в среде самих этнических сообществ, особенно тех, существование которых находится под угрозой, этничность приобретает наиболее выраженный характер и превращается в экзистенциональную ценность. Именно это и позволяет легко привлекать такие группы в этномобилизационные процессы.
Проведенный С.В. Соколовским анализ этничности с позиций сложившихся в современной науке подходов открывает, на наш взгляд, возможность выделения ее утилитарных, мировоззренческих и гуманитарных функций. Именно эти функции позволяют рассматривать этничность как инструмент в решении личностных и социальных проблем, превращают ее в важный фактор развития современного мира, дают возможность ее использования во благо или зло.
Несколько иной принцип выделения функций этничности предлагает С.В. Сикевич [1, c. 20—21; 2, c. 4—5]. Ею выделяются три основные, органически присущие этничности функции, а именно: регулятивная, информационная и психологическая (или защитная), и две, носящие ситуативный характер. К последним автором отнесены инструментальная (или мобилизационная) и мотивационная функции этничности. В определенных обстоятельствах, особенно в условиях социального кризиса, межгруппового конфликта и т. д. этничность становится эффективным инструментом для достижения определенных экономических, политических и других целей. И этот инструмент, умело используется элитой, нередко оказывается более действенным, чем классовые или политические группировки. Сама же акцентированная этничность выступает как критерий оценки социальных, в том числе и политических, изменений. В этом заключается мотивационная функция этничности.
В работах других авторов называются и другие функции этничности. Действительно, их перечень можно было бы продолжить. Вместе с тем, мы считаем возможным пойти другим путем, выделив основные, взаимосвязанные между собой группы функций, отражающих сущностные особенности данного феномена. По нашему мнению, основное назначение этничности сводится к выполнению ею 2-х основных групп функций.
Первая из них — это самоопределение личностью своего места в социуме. Потребность в принадлежности, согласно теории А. Маслоу, относится к фундаментальным социальным потребностям личности, а Э. Эриксон отводит ей важнейшую роль в своей концепции развития личности, считая, что уже изначально личность нацелена на поиск путей включения в жизнь общества. Поэтому поиск ответа на вопрос «Кто Я?» соответствует заложенной в самой природе человека потребности в психосоциальной идентичности как важнейшего условия целостности личности. При этом человек вряд ли может обойтись без поиска своих родовых, в том числе этнических, корней. И пока сохраняется распределение народонаселения земли на народы-этносы, остается необходимость поиска и этих своих координат в социальном пространстве.
Из этой потребности вытекает и вторая из основных функций этничности — интеграция-дезинтеграция. В данном случае этничность выступает в роли фактора, который позволяет вычленить этнические границы группы, сравнить «нас» с «ними» в оппозиции «мы»-«они».
Все другие весьма разнообразные проявления значимости этничности относятся, на наш взгляд, к области использования данного фактора в удовлетворении потребностей личности и групп, с которыми она себя идентифицирует.
Список литературы:
- Сикевич С.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова, 1999. — 203 с.
- Сикевич С.В. О соотношении этнического и социального // Журнал социологии и социальной антропологи. — 1999. — Т. II. — Вып. 2. — С. 35—43/
- Соколовский С.В. Парадигмы этнологического знания. // Этнологическое обозрение. — 1994. — № 2. — С. 3—17.
дипломов
Оставить комментарий