Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 25 марта 2013 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Бешта Ирина Андреевна
старший преподаватель, Симферопольский учебный центр Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, г. Симферополь
E-mail: birina24@mail.ru
Актуальность исследования. Крым является уникальным регионом Украины во многих аспектах: географическом, историческом, национальном, этническом, религиозном, конфессиональном. В Крыму пересекаются истории двух мировых империй — Османской и Российской, сосуществуют две мировых религии — христианство и ислам, проживают разные этносы, связанные общим историческим опытом, как позитивным, так и конфронтационным.
Распад СССР, «социалистического лагеря» и двухполярного мира в целом повлекли не только массовые миграции и репатриацию этносов, но и поиск странами Черноморского региона новой идентичности, в процессе которого нарастали националистические тенденции, актуализировались исторические разногласия, вспыхивали тлеющие межэтнические и/или межконфессиональные конфликты, формировались конкурирующие национальные интересы [6].
Все эти явления, процессы и тенденции в той или иной степени коснулись Крыма и представлены в его общественном пространстве сегодня. Таким образом, рассмотрение конфессиональной идентичности народов Крыма вне контекста региона и особенностей его развития является невозможным и некорректным.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы и проблемы конфессионального измерения идентичности, в том числе и для Автономной Республики Крым, не являются новыми. Огромное количество научных трудов, монографий и статей, диссертаций и публикаций в средствах массовой информации посвящено конфессиональной идентичности в различных ее проявлениях: философском, социальном, политическом и т. д. [3, 5, 7]. Отдельные работы освещают специфику измерения данной идентичности в многонациональных и многоконфессиональных регионах, ярким представителем которых выступает Крым [1, 2, 4, 6, 8]. Но, несмотря на широкую изученность рассматриваемой проблемы, многие вопросы конфессионального измерения идентичности народов полуострова остаются до сих пор спорными или не до конца исследованными, причем это касается не только его практических аспектов, но и философско-теоретического обоснования.
Целью статьи явилось исследование философского аспекта конфессионального измерения идентичности Автономной Республики Крым и особенностей религиозной самоидентификации народов, населяющих полуостров.
Изложение основного материала. Исследование конфессионального измерения идентичности целесообразно начать с определения самого понятия «идентичность», которое сегодня широко используется в философии, психологии, этнологии, культурной и социальной антропологии с разными значениями и в разных аспектах. В самом общем понимании оно означает осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего [5]. Главным характерным признаком и основанием этого понятия является тождественность самому себе, а дифференцирующими признаками при этом могут выступать язык, этнические стереотипы поведения, конфессиональная принадлежность и т. д.
Одной из первых форм самосознания человека является религиозная идентичность, которая в этой связи находится у истоков формирования других видов идентичностей. Под религиозной идентичностью можно понимать форму коллективного и индивидуального самосознания, построенную на осознании своей принадлежности к определенной религии и формирующую представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм, однако и это понятие религиозной идентичности в последнее время используется размыто и пространно. Одна из причин — отождествление в научной литературе и массовом сознании понятий «религия» и «конфессия», часто употребляемых как синонимы. Также взаимозаменяемы во многих научных исследованиях понятия «религиозная идентичность» и «конфессиональная идентичность». Однако это не совсем корректно. «Конфессия» происходит от латинского «confessio» — «вероисповедание», т. е. это исповедование какой-то конкретной религии; «религия» (religare) переводится с латинского как «связывать», т. е. это отношение связи человека с невидимым миром, воплощение которой каждое вероисповедание определяет по-разному. В зависимости от вероучения, люди, принадлежащие к разным конфессиям, должны придерживаться различных обрядов, ритуалов, догм, т. е. следовать различным социальным и религиозным практикам [7].
Многочисленные социологические исследования фиксируют противоречия, которые нельзя объяснить, если считать понятия «религиозная идентичность» и «конфессиональная идентичность» синонимами, поэтому необходимо теоретическое осмысление процессов, происходящих в духовной сфере и затрагивающих вопросы становления конфессиональной идентичности, особенно в таких мультикультурных регионах, как Автономная Республика Крым.
В настоящее время в Крыму зарегистрировано 1362 религиозные организации (в 1988 году — 37) пятидесяти двух конфессий и религиозных направлений, действует более 1330 религиозных общин и 9 духовных учебных заведений. С 1991 по 2012 гг. на полуострове было построено 166 культовых зданий, в том числе 80 мечетей; 690 культовых зданий находится в пользовании или собственности религиозных организаций [8].
Упразднение в начале 90-х годов XX века ограничений права крымчан на свободу вероисповедания, признание общественной ценности религии, а также значимости церковного служения в совокупности с изменением социально-экономического и политического строя, создало на полуострове новую конфессиональную ситуацию. Религия стала важным фактором общественной и государственной жизни, произошло значительное увеличение числа конфессий, деноминаций, религиозных направлений, наблюдается быстрый рост числа их последователей. Помимо традиционных конфессий Крыма, к которым относят православие, ислам суннитского толка, иудаизм, караизм, а также католичество и армянское апостольское христианство, возникло и развивается множество других религиозных течений.
Уникальность религиозной ситуации в Крыму, в отличие от общеукраинской, заключается в значительном количестве мусульман и крайне малом числе греко-католиков и приверженцев УПЦ-КП и УАПЦ. Свыше трех четвертей населения АРК (78,9 %) считают себя православными, второй по численности группой являются мусульмане (8,8 %), по 5,2 % жителей полуострова относят себя к просто христианам или атеистам, остальные группы малочисленны [6]. Однако ключевым определением, с точки зрения рассматриваемой проблемы идентичности, в данном статистическом исследовании являются слова «считают себя», «относят себя» и т. д. Несомненно, речь здесь идет именно об идентичности религиозной, в соответствии с которой человек ощущает свое единство с определенной нацией или этносом, развивающимся в нравственных и бытовых условиях присущей им религии. Идентифицировать же себя с определенным конфессиональным течением в рамках представленных религий, с соблюдением определенных правил и постулатов, готов далеко не каждый. Так, религиозные обряды в соответствии со своей конфессиональной принадлежностью ежедневно совершают лишь 5,0 % крымчан, а с разной периодичностью — 63,0 % от числа опрошенных [2].
Справедливости ради необходимо отметить, что такая картина свойственна не только Крымскому региону и даже не только реалиям сегодняшнего времени. Изменение значения тех или иных признаков самоидентификации может быть связано с тенденциями исторического развития (в средневековье преобладало значение конфессиональной идентичности, позже, начиная с эпохи Возрождения, все более значимой стала языковая и этническая идентичность), а может быть обусловлено ситуацией (развал Советского Союза начался с мобилизованного лингвицизма). В эпоху распространения мировых религий акцент на конфессиональной идентичности мог свидетельствовать о преобладании универсалистских тенденций. Но в ряде ситуаций конфессиональная принадлежность может стать важнейшим элементом самоотождествления и характеристики понятия «этнос». В частности, в настоящее время русские в Крыму оказались в ситуации, когда не совсем ясно, в чем заключается их «русскость» и в чем ее ценность. И здесь на помощь приходит православие — не столько как религия, сколько как символ русского своеобразия и некоей духовной ценности этого своеобразия. Аналогичная картина наблюдается и у крымских татар, изгнание и возврат которых в Крым значительно укрепили позиции мусульманства, в первую очередь, как образа жизни, а во вторую — как конфессионального течения.
Особенности исторического развития Автономной Республики Крым повлияли и на возрастные рамки самоидентификации населения полуострова. С возрастом растет доля верующих, а среди верующих — доля приверженцев УПЦ, тогда как доля верующих мусульман в самой старшей возрастной группе ниже, чем в младшей и средней возрастных группах. Высокие морально-нравственные установки, духовные ценности повсеместно считаются неотъемлемой составляющей традиционного религиозного мировоззрения, и в этом смысле традиционные российские конфессии могут выступить в качестве важнейшего фактора, способного преодолеть негативные аспекты развития общества на современном этапе, такие, как бездуховность, нравственный кризис, разрушение семьи, демографические проблемы. При этом можно отметить большое разнообразие перспективных для общества направлений социальной деятельности молодых мусульман, в числе которых преобладает участие в духовно-нравственном воспитании и работа в сфере милосердия и благотворительности, а также их устойчивые семейно-репродуктивные установки [1].
Ввиду этого позитивным представляется тот факт, что в ходе религиозного возрождения происходит возобновление традиционных способов воспроизводства конфессиональной идентичности — религиозная конверсия через посредничество значимых агентов социализации, среди которых главное место вновь занимают члены семьи. Наиболее распространенный в недавнем прошлом опыт приобщения, при котором религиозный образ жизни выступает как свободно осуществляемый индивидуальный выбор, происходящий, как правило, уже в сознательном возрасте, также приводит к включению традиционных нравственных ценностей в габитус. Однако семейная социализация с ранних лет вводит индивида в сферу соответствующих эмоциональных и ментальных установок более естественно, на уровне подсознания, что способствует более устойчивому их усвоению.
Не менее важным аспектом в формировании и развитии конфессиональной идентичности народов Крыма выступает и политика государства в сфере религии на национальном и региональном уровне. Абстрагируясь от различных точек зрения влияния государства на религиозную сферу жизни общества, можно констатировать, что межконфессиональные отношения в республике носят явную политическую окраску и усугубляются спланированными и неадекватными действиями различных властных структур.
В целом можно выделить две группы факторов, способствующих обострению внутри- и межконфессиональных противоречий, — внутрирелигиозные и социетальные. К первой группе факторов, действующих в самой религиозной сфере, относятся:
·доктринальные, догматические расхождения;
·идея конфессиональной исключительности;
·фундаментализм, религиозная нетерпимость, осложняющая отношения внутри и между различными конфессиями;
·возникновение новых религиозных движений, а также асоциальный или экстремистский характер некоторых религиозных практик;
·прозелитизм, жесткая конкуренция на религиозном «рынке», обозначающая борьбу за паству, обладание возвращаемыми государством культовыми зданиями и имуществом, поддержку со стороны властей, лидеров общественного мнения, СМИ и т. д.
Ко второй группе факторов (социетальных), внешних по отношению к самой религиозной подсистеме, можно отнести следующие общественные явления и процессы:
·этнизацию религии, в ходе которой религия становится опорой национализма и сепаратистских движений, вследствие чего этнические конфликты приобретают религиозную окраску;
·политизацию религии, проявляющуюся в том, что различные политические силы, разыгрывая политическую карту; сталкивают между собой конфессии, на которые сделаны (или не сделаны) ставки;
·слабость законодательной базы, регламентирующей взаимодействие государства и религиозных организаций;
·нарушение принципа свободы совести и вероисповедания со стороны государства и отдельных граждан [4].
В реальной практике эти факторы зачастую тесно переплетены между собой. Однако случаи межконфессиональной напряженности, которые периодически возникают в Крыму, инициируются не рядовыми верующими, а некоторыми духовными лицами и лидерами отдельных религиозных организаций, а также конфессионально ангажированными или некомпетентными публикациями в СМИ. Об этом свидетельствуют и данные отношения верующих автономии к противоположным религиям: христиане преимущественно положительно относятся к исламу (29,5 % представителей этой группы), а мусульмане — нейтрально к православию, при этом 18,0 % мусульман высказывают положительное мнение о христианстве, негативное, соответственно, 13,5 % [6].
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие основные аспекты конфессионального измерения идентичности народов Автономной Республики Крым:
·исторический, связанный с длительным периодом отрицания религии как таковой и возвратом к ней в лице различных конфессий в последние годы;
·национальный, характеризуемый мультикультурностью региона и населяющих его народов;
·этнический, детерминирующий формирование и развитие религиозности и конфессиональной идентичности; при этом конфессиональное самосознание современной молодежи не является определяющим в развитии этнического самосознания и языковой культурной ориентации, что, в частности, обусловило распространение русскоязычного ислама;
·социально-политический, проявляющийся в использовании межконфессиональных отношений в процессе борьбы за власть.
В настоящее время верующие Крыма достаточно равномерно распределены во всех группах населения по возрасту, полу, национальности, образованию, занятости и т. д. В современном обществе религиозность утратила характер маргинальности определенных общественных групп, а стала духовным качеством, присущим примерно в равной степени всем группам населения, в том числе и наиболее молодым, образованным, профессионально квалифицированным и социально активным. Вместе с тем, показатели степени религиозности (интенсивности проявления религиозности и участия в религиозной жизни) в Крыму значительно ниже показателя уровня религиозности. Это позволяет заключить, что конфессиональная идентичность большей части верующих носит формальный, декларативный характер, не подкрепляется глубокими религиозными переживаниями, знанием догматических основ и культовых предписаний своей религии, соответствующим уровнем религиозного поведения.
В целом конфессиональная идентичность в Автономной Республике Крым с некоторых пор перестала быть исключительно сферой интересов религиозных структур. Активная институционализация религий, с одной стороны, вызвала в обществе определенные ожидания того, что традиционные конфессии способны содействовать преодолению духовного и мировоззренческого кризиса, с другой стороны — поставила общество перед целым рядом трудноразрешимых проблем (религиозный фанатизм, нетерпимость, агрессия, экстремизм, изоляционизм, эскапизм). В сложившихся условиях становление конфессиональной идентичности молодежи рассматривается как важнейшая научно-теоретическая и практическая задача общества, решение которой может остановить раскол между православными и мусульманами в Крыму.
Этот раскол проявляется, во-первых, увеличением приверженцев агрессивных мусульманских течений, представители которых приехали из арабских стран, например ваххабиты, что представляет собой угрозу не только для крымских татар, но и общества в целом.
Во-вторых, у мусульман отсутствует конфессиональное единство, что проявляется в наличии сразу трех центров: Киевском, Донецком и Симферопольском.
И, наконец, в-третьих, в Крыму негласно присутствует конфронтация между региональной идентичностью православно-славянского населения и этноконфессиональной идентичностью, претендующего на исключительный статус «коренного» крымскотатарского народа.
Выводы:
1.Любая конфессия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Однако особенностью, хотя и не исключительной, конфессиональной самоидентификации крымчан является ее несовпадение с идентификацией по признаку веры-неверия. В сознании многих жителей полуострова конфессиональная идентичность выступает своеобразным заместителем этнокультурной идентификации, что обусловлено своеобразием культурно-исторического развития региона.
2.В конфессиональной идентичности народов Крыма преобладает элемент традиционности, а зачастую она выступает как ситуативная религиозность, которая не является проявлением глубокой и искренней веры в Бога, носит спонтанный характер, проявляется лишь время от времени в определенных, преимущественно неблагоприятных жизненных обстоятельствах и в основном сводится к формальному соблюдению некоторых традиционных религиозных обрядов, следованию этноконфессиональным стереотипам поведения.
3.Процесс глобализации современного мира требует новых подходов к воспитанию личности и ее самоидентификации в современном обществе. Именно поэтому одним из ключевых направлений воспитания личности современного типа должно стать формирование толерантности, причем принцип толерантности должен творчески применяться во всех социальных отношениях, в том числе и в образовательном процессе. Особое значение придается формированию религиозной толерантности, являющейся необходимым условием межкультурного и межконфессионального диалога, без развития которого невозможно плодотворное и позитивное существование такого региона, каким является Автономная Республика Крым.
Список литературы:
- Авксентьев В.А. Конфессиональная идентичность в конфликтном регионе / В.А. Авксентьев, И.О. Бабкин, А.И. Хоц // Социологические исследования. — 2006. — № 10. — С. 41—47.
- Баранова А.Н. Особенности религиозной ситуации и межконфессиональных отношений в АР Крым [Текст] / А.Н. Баранова // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». — Том 24 (63). — № 2011. — № 3—4. — С. 217—223.
- Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. — 200 с.
- Земляков Л.Е. Беларусь: государство, религия, общество [Текст] / Л.Е. Земляков // Проблемы управления. — 2009. — № 2 (31). — С. 70—77.
- Идентичность: хрестоматия [Текст]: учебно-методическое пособие / Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т; сост. Л.Б. Шнейдер. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 270 с.
- Крим, Україна в координатах Чорноморської безпеки // Крим: безпека і розвиток: Інформаційно-аналітичні матеріали до Фахової дискусії (Київ, 6 квітня 2011 р.). [Электронний ресурс] — Режим доступу. — URL: http://razumkov.org.ua/upload/Prz_5nn_Krym_2011_Bezpeka.pdf (дата обращения 03.02.2013).
- Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: Издательство ИКАР, 2012. — 306 с.
- Пащеня В.Н. Этнокультурное развитие в Крыму с древнейших времен до конца ХХ века. Симферополь: ДИАЙПИ, 2012. — 405 с.
дипломов
Оставить комментарий