Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 22 апреля 2013 г.)
Наука: Философия
Секция: Философские проблемы образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭФФЕКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: РЕНЕССАНСНАЯ «STUDIA HUMANITATIS» И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Петрык Янина Юрьевна
канд. филос. наук, доцент КубГУ, г. Краснодар
E-mail: p_yanina@mail.ru
Каждая эпоха выдвигает свои требования к системе образования, поэтому новые веяния в экономике и культуре не остаются без внимания и неизбежно ведут к изменениям в сфере «учительства». Однако опыт показывает, что наряду с созданием педагогических инноваций, движением в сторону обновления и усовершенствования методики образовательного процесса, в связи с возникновением более совершенных технических средств сохранения и передачи информации, необходимо обращаться и к истории, предшествующему опыту, содержащему немало программ и духовных практик самореализации личности, «проектов» осуществления творческого потенциала человека, так как мир духовной культуры являет собой континуитет и филиацию идей. В этой связи, наиболее интересной, как в академическом, так и в мировоззренческом смысле является программа «studia humanitatis» [1, c. 33], выдвинутая первыми гуманистами эпохи Возрождения.
В мировоззренческом смысле «studia humanitatis» интересна ввиду того, что современный мир столкнулся с фактом девальвации гуманистических ценностей, дегуманизацией, с потерей духовно-нравственных ориентиров. Актуальны слова Н.А. Бердяева, сказанные в начале прошлого века о «машинной, технической цивилизации», разрушающей и искажающей эмоциональную природу человека, делающего его «орудием нечеловеческих процессов» [2, c. 48]., действующей губительно для его внутренней жизни.
В академическом смысле программа возрожденческих гуманистов может быть востребована, как важнейший источник не только воспитательно-педагогических идей, но и как основание для возрождения целого комплекса гуманистических ценностей забытых современным обществом «кризиса человека» и весьма значимых с позиции исканий неогуманизма.
«Studia humanitatis» — это универсальная программа гуманистического мировидения, в рамках которой происходит пробуждение свободного творчества человека, обнаружение его огромного духовно-творческого потенциала, утверждение созидательного начала, восхождения человека к самому себе, признание высшей устремленности к надындивидуальным целям. «Studia humanitatis» это не просто узкая образовательная программа, где целью является изучение риторики и филологии, а в качестве образца выступает античная элоквенция, но это широкая система мышления с глубочайшим проникновением в древнегреческую и древнеримскую культуру, программа «обновления мысли» и сочувствия человеку.
Несомненным является тот факт, что с внешней формальной стороны образовательная программа «studia humanitatis», изложенная ренессансными гуманистами, с традициями обязательного изучения древнегреческого и латыни, устарела, однако во внутренней содержательной её части с позиции внутреннего духовного стержня этот образовательный проект заключает в себе немало интересных и весьма продуктивных для современной культуры идей. Возникшая как идейная программа нового духовного и умственного движения в Европе эпохи Ренессанса «studia humanitatis» и сегодня в состоянии предложить несколько существенных, субстанциональных положений, общие интенции которых могут быть заимствованы и востребованы современной системой образования.
Во-первых, следует упомянуть о филологическом аспекте ренессансного гуманизма. Помимо сугубо личного страстного интереса к классической латыни, филология как таковая, в деятельности возрожденческих философов, становилась мощным исследовательским методом, заключавшимся в критической семантической реконструкции текста. Гуманисты в эпоху Возрождения ставили перед собой цель не только и не столько искоренения «варварской» схоластической латыни, сколько утверждение «классических основ языка». В этой связи основным требованием было не только приобщение к «древним языкам» (латыни и греческому), не просто техническое овладение ими, что помогало осваивать античные ценности, расширяло кругозор, ориентировало на проникновение в иную культурную онтологию, но и особенное трепетное отношение к речи. Для возрожденческих гуманистов неприемлема была ситуация «graecum est non legitur» (лат. «это написано по гречески, потому перевести невозможно»), так как освоение классических основ требовало не только погружения в аутентичный текст на языке оригинала, но и бережного, корректного отношения к языку как таковому. Подобная позиция предполагала научное, эстетическое и стилистическое внимание к языку. В современном мире, ввиду активного использования молодёжью сленговых выражений, «албанского» языка, «обеднения» языковых конструкций, а также всеобщей тенденцией тотальной безграмотности, возвращение к «классическим основам», как приобщение к высокой языковой культуре было бы интересным и результативным.
Во-вторых, идея универсального образования, которая предполагала обширные знания во многих областях, утверждала принцип «чем шире поприще в котором ты себя проявишь, тем лучше», способствовала разностороннему развитию личности. В этой связи, последовавшие в среде критиков обвинения возрожденческих гуманистов в дилетантизме беспочвенны. Несомненно, ренессансная культура не была культурой специфических и очень тонких дистинкций, напротив, возрожденческий гуманист выступал как просветитель, способствовавший тому, что бы его идеи были доступны наиболее широкому кругу светских лиц, а не профессиональных богословов. Ренессансный гуманист не был ученым узкой специализации, он стремился к универсальной полноте. Цель образования возрожденческий философ видел в приобретении разнообразных знаний, формирующих свободный ум, высокую нравственность, помогающих в повседневных жизненных вопросах. Подобная утилитарность и практичность научного знания вовсе не противоречила утверждению его почти сакральной роли в новоевропейской культурной онтологии. И сегодня, в современной культурной ситуации возникновения междисциплинарных наук, создания технических инноваций, требующих зачастую обширных знаний во многих смежных областях, идеалом становится не ученый узкой специализации, а ученый универсал. Таким образом, возрожденческий опыт универсального обучения, несомненно, актуален и может быть востребован современным образованием.
В-третьих, провозглашенный Ренессансной культурой гуманизм предполагал не просто пристальное внимание к человеку, его природе и экзистенциальным проблемам, но усвоение определенной системы духовных ценностей, что немаловажно в наш век потребления, культуры «берущей руки», в эпоху прагматично-утилитарных правил поведения, в мире тотальной коммерциализации и приоритета материальных ценностей. Гуманизм — это призыв не только к религиозной и расовой толерантности, но и к нравственной «терпимости», к освобождению от ксенофобии. В дисциплинах «studia humanitatis» гуманисты видели прочную основу для формирования совершенного человека [3, c. 169], способного раскрыть свои достоинства, свой духовный потенциал, как в повседневной деятельности, так и в гражданской жизни.
И что еще более ценно, при разнообразии оттенков духовно-нравственных рекомендаций, все гуманисты были единодушны в главном — светской ориентации всей системы образования и воспитания, нацеленной на формирование свободного и всесторонне развитого человека, широко эрудированного, высоко нравственного и граждански активного. Возрожденческие гуманисты были глубоко убеждены в существовании автономной нерелигиозной (светской) этики. Светская этика вовсе не синоним бездуховности. Рационально-практические принципы поведения, усвоенные в рамках светских нерелигиозных нормативных программ вовсе не наносят ущерба «неокрепшим» детским душам. Напротив, современное, зачастую насильственное «приобщение» к религии приводит к печальным последствиям.
Если человек испытывает глубокую внутреннюю экзистенциальную потребность в вере, несомненно, в течение жизни, к вере и к религии он приходит (примером может явиться Августин), а вот восполнить недочеты естественнонаучного знания, получается не у всех. Поэтому естественнонаучное мировидение, которое вовсе не является антитезой высокой духовности, необходимо усваивать в ходе начального и среднего образования, во избежание нелепостей суеверия. Несомненно, современная наука еще не открыла всех тайн и не является панацеей от духовно-травмирующей ситуации современного мира, но губителен не только однобокий сциентизм, но и полное отрицание азов естественнонаучного знания. Кроме того, давно известно, что всякая последовательно развитая светская этика, содержит в себе совокупность значимых общественных ценностей, помогает интегрироваться в социум, и сообщает индивиду универсальную концепцию самосовершенствования — перфекционизм, востребованный современной культурой.
Таким образом, «studia humanitatis» имеет мощное креативное ядро — предполагает воспитание – мыслящего, знающего интеллигента с широким кругозором и устойчивой системой ценностей (моральными убеждениями), а также с активной гражданской позицией. «Studia humanitatis» это особый способ мышления, где присутствует многогранное раскрытие проблемы, которое даже в собственной стилистике импонирует современной постмодернистской модели мышления: строгая система логических дефиниций не отрицается, но дополняется образным, пластическим, художественным мышлением. Логическая дедукция переплетается с интуитивным постижением гармонии мира. Доказывая допустимость и законность занятия поэзией, возрожденческие гуманисты выступают предтечами постмодернистского поэтического мышления, как максимально синтетического способа постижения мира значимого в любой когнитивной ситуации. В подобных синтетических художественных образах гуманисты стремились представить мир нравственных ценностей, новое учение о мире, боге и человеке. Подобная образовательно-воспитательная программа помогает определить мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а подобный образ человека просто необходим современной культуре.
Список литературы:
- Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. М. ОЛМА ПРЕСС, 2001. — 448 с.
- Бибихин В.В. Новый ренессанс. М.: Прогресс, 1998. — 496 с.
- Сочинения великих итальянцев ХVI века. Под ред. Брагиной Л.М. СПб. Алетейя, 2002. — 377 с.
дипломов
Оставить комментарий