Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 07 октября 2013 г.)
Наука: Философия
Секция: Философские проблемы образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ИНКЛЮЗИИ: ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД
Макарова Инна Анатольевна
канд. пед. наук, доцент БГПУ, г. Благовещенск,
E-mail: makariky@rambler.ru
TOLERANCE IN INCLUSION: A PHILOSOPHICAL APPROACH
Inna Makarova
candidate of pedagogical sciences, associate professor of Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk
АННОТАЦИЯ
В статье представлены философские подходы к толерантности. Рассмотрена проблема толерантности как компонента профессиональной позиции педагогов. Отмечается значение толерантности в инклюзивном образовании.
ABSTRACT
The paper presents the philosophical approaches to tolerance. The problem of tolerance as a component of a professional position of teachers. Notes the importance of tolerance in inclusive education.
Ключевые слова: толерантность; педагогическая толерантность; профессиональная позиция педагога; инклюзивное образование, особые дети.
Keywords: tolerance, teaching tolerance, professional attitude of the teacher, inclusive education, special children.
Цивилизованное общество признаёт право каждого на индивидуальность, нестандартность, самореализацию, саморазвитие, общение и получение образования. При этом подчёркивается, что изоляция и сегрегация непохожих, в том числе имеющих нарушенное психофизическое развитие индивидов, исключается как антигуманная мера. Но, пожалуй, нет более серьёзного барьера в преодолении проблем отвержения и игнорирования «иных», чем барьер интолерантности. Как указывает К. Уэйн, толерантность, подразумевает не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих отличающихся от нас «других людей» [3]. Это определяет межсубъектный характер толерантности как базового принципа организации человеческого сообщества, актуализированный динамикой его развития; позволяет формировать своеобразный желательный тип поведения в обществе, наполненном разными ценностями, смыслами, установками. Можно согласиться с мнением В.М. Золотухина, отметившего, что именно толерантность позволяет учитывать многомерность общественного бытия, выступая нравственным принципом, регулирующим деятельность человека и формирующим мировоззренческую типологию [4].
Изучение толерантности позволяет увидеть её как стремление к «золотой середине» (Аристотель); условие преодоления страданий (Ф. Аквинский) и соблазна (Э. Роттердамский); симпатию (А. Смит, Д. Юм) и сострадание (Ж.Ж. Руссо, А. Шопенгауэр); всеобщий человеческий долг (И. Кант); меру равновесия (И.В. Гете) и принцип сохранения (К. Ясперс); внутренний регулятор отношения к другому (Ж.П. Сартр); преодоление своего молчания (А. Камю); показатель развития цивилизации (А.Н. Уайтхед) и др.
Касьянова Е.И. выделяет несколько групп научных исследований, рассматривающих толерантность [5]. К первой она относит представителей «западной» историко-философской школы, рассматривающих методологию и модели толерантности в цивилизационном подходе (М. Вебер, Г. Гегель, Т. Бокль, И. Кант, Л. Морган, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, О. Шпенглер, К. Поппер, Г. Риккерт, А.Дж. Тойнби, С. Хантингтон).
Вторая группа включает авторов, заложивших основания российской концепции толерантности (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, И.Л. Солоневич, Н.Я. Данилевский, А.С. Хомяков и др.).
Третья группа представлена современными историко-философскими работами о роли толерантности как фактора устойчивости общества в исторической эволюции цивилизаций (О. Грелл, В.М. Золотухин, И. Карли, Дж. Лаурсен, В.А. Лекторский, У. Монтер, Р. Портер, Л.В. Скворцов и др.)
В исследованиях, отнесённых к четвёртой группе, толерантность рассматривается как философская категория диалектического отражения социального поведения человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром (В.А. Балханов, В.А. Васильев, Б.С. Гершунский, Г.Д. Дмитриев, Д.В. Зиновьев, С. Мендус, П. Николсон, Л.В. Скворцов, Б. Уильямс и др.). В них отмечается значимость образования в распространении толерантности. Это подчёркивает ответственность образовательных организаций по определению стратегий развития толерантности, формирования опыта гуманного и ненасильственного взаимодействия, реализации идей достойного отношения к человеку вне зависимости от психофизиологических особенностей.
В педагогике советского периода толерантность рассматривалась с позиций интернационализма (Н.К. Крупская, Л.В. Метелица, В.Г. Пряникова, М.А. Терентий, З.К. Шнекендорф и др.), а проблемы интолерантности в сфере религии, политики, субкультур политкорректно замалчивались. В педагогике зарубежья принято говорить о толерантности к самым разнообразным проявлениям инаковости и самобытности, что нашло отражение в теории и практике поликультурного образования (Дж. Бэнкс, Я. Пэй, М. Уолцер, К.Э. Эпплайя). Поэтому из существующих философско-методологических подходов к изучению толерантности (конфликтный, онтолого-историцистский, морально-этический) с позиций нашего исследования особый интерес представляет аксиологический подход, трактующий толерантность как «ценность-в-себе» в двух контекстах: 1) как ценностное отношение к людям вообще; 2) как ценностное отношение к представителям любых социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп. Определение толерантности через ценностное отношение к людям не случайно, поскольку близко к пониманию терпимости к другим. В последнее время многие исследователи все чаще включают в понимание толерантности интерес к другому (Е.Ю. Клепцова) [6], принятие, уважение и утверждение культурных различий (Г.Д. Дмитриев), позитивный образ иной культуры (Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова), настроенность на диалог с другим (Р.Р. Валитова), установку на взаимное изменение позиций в ходе диалога (В. Лекторский), сочувствие и сострадание к другому (А. Асмолов) [1], признание ценности многообразия культур (В.В. Глебкин, У.Г. Солдатова). Эти подходы важны для образовательной практики и тех учреждений, которые готовятся к обучению детей с особыми образовательными потребностями. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии таких образовательных учреждений является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения [2], воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.
Насколько же ценность толерантного подхода свойственна педагогам инклюзивного образования? С целью получения ответа на этот вопрос в период с ноября 2009 г. по июнь 2013 г. в Амурской области было проведенного исследование толерантности как компонента профессиональной аксиосферы педагогов инклюзивного образования или проходящих подготовку для этой работы. Для исследования были применены а) методика определения коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); б) опросник «Эмпатические тенденции» (разработка А. Меграбяна, модификация Н. Эпштейна).
Анализ полученных данный показала, что более высокий уровень готовности к работе в инклюзивном образовательном пространстве выявлен у педагогов, имеющих а) низкие показатели консерватизма и категоричности (в пределах 1—4 баллов); б) низкие показатели стремления подогнать партнера под себя; в) высокие показатели терпимости к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер; г) высокую приспосабливаемость. Отметим, что у 12 % педагогов эти показатели коррелируют с высоким или очень высоким уровнем способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатия в пределах 63—81 баллов у 8 %; 82—90 баллов у 4 %). Аксиосфера этих педагогов характеризуется доминированием ценностных ориентаций на восприятие личности как ценности, стремление к развитию себя и других, активной жизненной позиции.
Представленные данные подчёркивают, что формирование толерантности обусловлено включением в аксиосферу педагогов ценностного отношения к человеку и совокупности психологических характеристик. Проявление толерантного отношения — это реализация своеобразной поведенческой модели в образовательной деятельности. Бесспорно, что недостаточно изложения некой правильной идеи толерантного поведения, после чего она начнет успешно реализовываться в обществе. Однако формирование моделей толерантного поведения всех субъектов образовательного процесса может заложить только такой педагог, который сам им следует.
Осмысление этой проблематики и синтез методических наработок по формированию толерантного отношения для отечественного образования представляет стратегически значимую цель.
Список литературы:
1.Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. — с. 5—7.
2.Гришук В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. — 346 с.
3.Декларация принципов толерантности // Век толерантности. — 2001. — № 1. — С. 62—68.
4.Золотухин В.М. Две концепции толерантности Кемерово: Изд-во КГТУ, 1999.
5.Касьянова Е.И. Социально-философские основания толерантности дис. … д-ра филос. наук. Улан-Удэ, 2009. — 438 с.
6.Клепцов Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. Уч. пособ. М.: Академический проект, 2004. — 176 с.
дипломов
Оставить комментарий