Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 07 октября 2013 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Константинова Л.В. ИДЕИ ШЕЛЛИНГА В РОССИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 9(29). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ИДЕИ  ШЕЛЛИНГА  В  РОССИИ  И  ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ  ПОЛИТИКА  ПЕРВОЙ  ЧЕТВЕРТИ  XIX  ВЕКА

Константинова  Людмила  Владимировна

канд.  ист.  наук,  доцент  КузГПА,  г.  Новокузнецк

E-mail

 

IDEAS  SCHELLING  IN  RUSSIA  AND  THE  GOVERNMENT  POLICIES  OF  THE  FIRST  QUARTER  OF  THE  XIX  CENTURY

Ludmila  Konstantinova

candidate  of  historical  sciences,  associate  professor  of  the  Kuzbass  state  pedagogical  Academy,  Novokuznetsk

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  рассмотрено  отношение  правительства  к  распространению  в  России  идей  немецкой  философии,  в  частности,  философии  Шеллинга.  На  основе  сравнительно-исторического  метода  выявлены  причины  негативного  отношения  правительства  к  распространению  идей  немецкой  философии  в  России  в  первой  четверти  XIX  века.  Философия  Шеллинга  формировала  независимый  тип  мышления,  что  противоречило  консервативному  курсу  правительства.  Правительство  опасалось,  что  вместе  с  немецкой  философией  в  Россию  будет  занесен  дух  свободолюбия,  свойственный  Европе  1820-х  гг.

ABSTRACT

In  this  article  the  government's  attitude  to  the  spreading  of  the  ideas  of  German  philosophy,  in  particular,  Schelling's  philosophy.  On  the  basis  of  the  comparative-historical  method  identified  the  reasons  of  the  negative  attitude  of  the  government  to  the  spread  of  the  ideas  of  German  philosophy  in  Russia  in  the  first  quarter  of  the  XIX  century.  Schelling's  philosophy  has  formed  independent  thinking,  which  was  contrary  to  the  conservative  course  of  the  government.  The  government  feared  that  together  with  German  philosophy  in  Russia  will  be  recorded  spirit  of  freedom  peculiar  to  Europe  1820  year's.

 

Ключевые  слова:  философия  Шеллинга,  просвещение,  университеты

KeywordsSchelling's  philosophy,  education,  universities

 

Появившись  в  начале  XIX  века  в  России,  философия  Шеллинга  довольно  долгое  время  оставалась  достоянием  небольшой  части  русского  общества.  Одной  из  причин  являлись  трудности,  связанные  с  переводом  произведений  Шеллинга  на  русский  язык,  а  попасть  за  границу  в  немецкие  университеты  имела  возможность  лишь  незначительная  часть  российской  интеллектуальной  элиты.  Еще  одним  серьезным  препятствием  являлась  незавершенность  философской  системы  Шеллинга,  заметная  эволюция  его  политических  и  научных  воззрений  в  сторону  консерватизма.  Не  последнее  место  среди  причин,  мешавших  распространению  шеллингианских  идей  в  русском  обществе,  занимает  отношение  к  философии  правительства:  от  терпимого  до  негативного.  На  последней  причине  мы  остановимся  подробнее.

В  политике  министерства  народного  просвещения  с  середины  1810-х  годов  немецкая  философия,  в  частности  шеллингианство,  стала  подвергаться  гонениям.  В  первую  очередь  пострадали  российские  университеты.  В  1814  году  министр  народного  просвещения  граф  А.К.  Разумовский  указал  Совету  Харьковского  университета  о  недопустимости  распространения  в  стенах  учебного  заведения  учения  Шеллинга.  Подобное  указание  было  связано  с  «делом»  профессора  университета  И.Е.  Шада,  обвиненного  в  пропаганде  идей  Шеллинга.  Следствием  двухлетнего  процесса  стала  отставка  профессора  и  высылка  его  с  семьей  за  границу  в  декабре  1816  года.  Дело  И.Е.  Шада  стала  одним  из  аккордов  в  компании  против  ряда  иностранных  профессоров,  таких  как  И.Ф.  Буле  в  Московском  университете  и  Г.Ф.  Паррота  в  Дерптском  университете,  обвиненных  в  пропаганде  новейших  философских  систем  [2,  с.479—480]. 

Правительственные  гонения  на  немецкую  философию  в  конце  1810-х  годов  в  немалой  степени  были  связаны  как  с  разочарованием  императора  Александра  I  в  возможности  осуществления  либеральных  преобразований  в  России,  так  и  с  политическими  событиями  в  Европе.  В  указанный  период  в  германских  государствах  усиливается  национальное  и  общественное  движение,  в  котором  активное  участие  принимают  студенты  немецких  университетов.  В  сентябре  1819  года  по  инициативе  австрийского  канцлера  Клеменса  Меттерниха  в  Карлсбаде  была  проведена  конференция  германских  государств,  на  которой  было  принято  решение  запретить  существование  тайных  обществ  в  германских  университетах  и  усилить  контроль  за  общественной  и  частной  жизнью  профессуры  и  студентов.  В  качестве  исключительной  меры  допускалось  увольнение  профессоров  и  исключение  студентов  из  университетов.  Одним  из  профессоров,  протестовавших  против  «карлсбадских  конвенций»  являлся  Ф.В.Й.  Шеллинг.  Его  политические  воззрения  в  начале  XIX  века  не  отличались  радикализмом,  он  был  противником  революции,  но  выступал  за  свободу  мысли  и  научного  творчества.  Этого  оказалось  достаточно  для  негативного  отношения  в  российских  правительственных  кругах  к  философии  Шеллинга.  Изучение  новейшей  немецкой  философии  в  России  воспринималось  как  некое  проявление  бунтарства.  Во  внутренней  политике  России  конца  1810-х  годов  постепенно  происходит  усиление  консервативных  черт,  что  в  первую  очередь  отразилось  на  народном  просвещении.  В  1816  году  новым  министром  просвещения  становится  А.Н.  Голицын,  занимавший  к  этому  времени  пост  обер-прокурора  Святейшего  Синода  и  возглавлявший  Библейское  общество.  Новый  министр  своей  главной  целью  считал  укрепление  в  обществе  христианского  благочестия  в  русле  положений  Священного  союза.  Преподавание  всех  гуманитарных  наук,  включая  философию,  должно  было  осуществляться  в  религиозном  духе.  Хотя  А.Н.  Голицын  был  отставлен  от  должности  в  1824  году,  отношение  к  изучению  немецкой  философии  в  России  не  изменилось  и  в  последующий  период.

В  1823  году  попечитель  Казанского  учебного  округа  М.Л.  Магницкий  пишет  серию  докладных  записок  и  писем  в  министерство  просвещения,  а  в  1826  году,  после  отстранения  от  должности,  в  III  отделение  Собственной  Его  Императорского  Величества  канцелярии.  По  глубокому  убеждению  автора,  немалую  роль  в  распространении  разрушительных  начал  в  обществе,  особенно,  в  народном  воспитании,  сыграла  философия,  которая  «есть  не  что  иное  как  настоящий  иллюминатизм»  [1,  лл.  36—36  об.].  М.Л.  Магницкий,  анализируя  в  одной  из  своих  записок  состояние  философии  в  Европе  и  пути  ее  проникновения  в  Россию,  был  твердо  убежден  в  том,  что  немецкие  философские  идеи  ведут  сначала  к  материализму,  а  затем  и  к  атеизму.  В  качестве  неотложной  меры  он  предлагал  запретить  изучение  в  университетах  трудов  многих  зарубежных  ученых,  всего  около  двух  десятков  фамилий.  К  их  числу  М.Л.  Магницкий  отнес  немецкого  естествоиспытателя  Л.  Окена,  ученого,  историка  и  публициста  Я.  Герреса.  Оба  автора  были  последователями  идей  Шеллинга,  труды  которого  М.Л.  Магницкий  также  включал  в  свой  список  [1,  лл.  99  об.,  101].

  Примечательно,  что  в  одном  из  старейших  университетов  России  в  Московском  университете  в  начале  1820-х  годов  отсутствовала  кафедра  философии,  и  систематически  данный  курс  студентам  не  читался.  Руководству  министерства  народного  просвещения  Московский  университет  представлялся  гнездом  «якобинства»,  средоточием  той  части  молодежи,  которая  была  пропитана  либеральными  идеями.  В  1826  году  более  10  %  привлеченных  по  делу  декабристов  являлись  выпускниками  Московского  университета  и  Московского  университетского  благородного  пансиона  [3,  с.  57].  Именно  поэтому  на  профессуру  и  студенчество  данного  университета  было  обращено  особое  внимание.  Преподававшие  в  Московском  университете  профессора  М.Г.  Павлов  и  И.И.  Давыдов  были  горячими  сторонниками  учения  Шеллинга  и  проводниками  его  идей  среди  учащейся  молодежи. 

Иван  Иванович  Давыдов  увлекся  философией  в  стенах  Московского  университета,  где  в  1808  году  слушал  лекции  профессора  И.Ф.  Буле.  После  защиты  магистерской  диссертации  в  1814  году  преподавал  российскую  словесность,  нравоучение,  логику  и  историю  философии  в  Московском  университетском  благородном  пансионе,  совмещая  преподавательскую  работу  с  должностью  инспектора  пансиона  в  течение  8  лет.  И.И.  Давыдов  был  автором  пособия  «Начальные  основания  логики»,  опубликованного  в  1821  году.  Книга  обратила  на  себя  внимание  попечителя  Казанского  учебного  округа  М.Л.  Магницкого,  написавшего  в  мае  1823  года  докладную  записку  в  министерство.  В  записке  автор  назвал  Давыдова  «врагом  Божьим»,  а  его  труд  —  разрушительным  для  юношества  [1,  лл.  35—36].  Таким  образом,  при  министерстве  А.Н.  Голицына  И.И.  Давыдов  не  был  утвержден  в  должности  профессора  кафедры  умозрительной  и  практической  философии,  несмотря  на  попытки  Совета  университета  представить  его  кандидатуру.  В  1822  году  Давыдов  был  утвержден  ординарным  профессором  кафедры  латинской  словесности  и  древностей.  Возможность  преподавать  философию  у  Давыдова  существовала  только  в  стенах  пансиона,  где  он  своими  лекциями  оказал  влияние  на  ряд  воспитанников.  Философское  мышление  Давыдова  не  отличалось  глубиной,  было  во  многом  эклектично.  По  меткому  замечанию  П.Н.  Сакулина,  «в  философском  кубке  Давыдова  была  добрая  смесь  разных  составов,  а  наверху  плавала  взбитая  пена  шеллингианства»  [4,  с.  44].  Тем  не  менее,  Давыдов  стремился  извлечь  из  идей  Шеллинга  рациональное  зерно,  игнорируя  натурфилософские  «красоты»  последнего.  Будущий  основатель  философского  «Общества  любомудрия»  В.Ф.  Одоевский  и  его  друзья  по  пансиону  С.П.  Шевырев  и  В.П.  Титов  сделали  первые  шаги  на  литературном  и  философском  поприще  под  руководством  И.И.  Давыдова. 

В  1826  году  в  Московском  университете  была  предпринята  еще  одна  попытка  восстановить  кафедру  философии  под  руководством  И.И.  Давыдова.  По  представлению  попечителя  учебного  округа  А.А.  Писарева  новый  министр  А.С.  Шишков  дал  согласие  на  преподавание  логики  и  истории  философии,  при  условии  контроля  со  стороны  попечителя  и  использовании  в  преподавании  предмета  рекомендованных  правительством  учебных  пособий.  Пробная  лекция  И.И.  Давыдова  на  тему  «О  возможности  философии  как  науки»,  была  прочитана  12  мая  1826  года  в  присутствии  должностных  лиц  университета,  ревизора  С.Г.  Строганова  и  студентов.  Она  отличалась  пафосом  и  критичностью  тона  в  отношении  коллег,  осуждала  эмпиризм  в  науке,  содержала  призыв  изучать  философию  по  новейшим  трудам  европейских  и  русских  ученых.  В  тексте  лекции  содержались  ссылки  на  труды  Шеллинга  и  его  русских  последователей,  в  частности  на  сочинения  профессора-шеллингианца  А.И.  Галича,  уволенного  к  тому  времени  из  Санкт-Петербургского  университета  за  пропаганду  «вольномыслия».  По  личному  распоряжению  С.Г.  Строганова,  чтение  курса  было  запрещено,  вплоть  до  1845  года  философия  в  Московском  университете  не  преподавалась  как  отдельная  дисциплина.  Давыдов  был  уволен  с  должности  инспектора  пансиона,  на  несколько  лет  был  лишен  права  преподавать  гуманитарные  дисциплины  [2,  с.  134—136].

К  середине  1820-х  годов  немецкая  философия,  в  частности  шеллингианство,  все  более  активно  распространяется  в  России.  Незавершенность  философской  системы  Шеллинга,  вера  в  бесконечность  пути  познания,  стремление  к  универсальному  постижению  истины,  активность  творчества  и  свобода  выбора,  —  все  эти  идеи  были  восприняты  творческой  частью  российской  интеллигенции.  Шеллингианство  стремилось  создать  представление  о  личности  с  независимым,  раскрепощенным  мышлением.  Именно  эта  черта  привлекала  молодежь  и  одновременно  настораживала  правительственные  круги.  Профессора-шеллингианцы  подвергались  гонениям,  их  лекции  запрещались.  Данная  философия  противоречила  правительственному  курсу,  ориентированному  на  традиционализм  и  консерватизм. 

 

Список  литературы:

1.ГАРФ.  Ф.  109.  Секр.  архив.  Оп.  3.  Ед.хр.880.

2.Петров  Ф.А.  Формирование  системы  университетского  образования  в  России.  М.:  Изд-во  Моск.  ун-та,  —  2002.  —  Т.2.  —  815  с.

3.Петров  Ф.А.  Формирование  системы  университетского  образования  в  России.  М.:  Изд-во  Моск.  Ун-та,  —  2003.  —  Т.  3.  —  480  с.

4.Сакулин  П.Н.  Из  истории  русского  идеализма.  Князь  В.Ф.  Одоевский.  М.,  —  1913.  —  Т.  1.  —  616  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.