Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2013 г.)
Наука: Философия
Секция: Онтология и теория познания
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО Я-БЫТИЯ
Воробьёв Дмитрий Олегович
аспирант кафедры философии и религиоведения ОГПУ, г Оренбург. ассистент кафедры философии ОрГМА, г. Оренбург
E-mail: dratsolonchack@mail.ru
TRANSCENDING AS A WAY OF COOPERATION AND CONVERSION OF SUBJECTIVE I-BEING
Vorobiev Dmitry Olegovich
Postgraduate of the Department philosophy and religious studies Orenburg State Pedagogical University, Orenburg; assistant of the Department of Philosophy Orenburg State Medical Academy, Orenburg.
АННОТАЦИЯ
В статье в рамках современной теории познания рассматривается метод трансцендирования, с помощью которого происходят онтологические и гносеологические преобразования в субъективном я-бытии. Автор полагает, что метод трансцендирования позволяет избежать ошибочных когнитивных действий и достигнуть высокой объективности в познании я-бытия.
ABSTRACT
In the article the author in the framework of the modern theory of knowledge, a method of transcendence by which occur ontological and epistemological transformation in the subjective I-being. Author assumes that the method of transcending avoids false cognitive actions and to reach a high of objectivity in the knowledge of I-being.
Ключевые слова: трансцендирование; феноменологическая редукция; сокрытость; телесность; экзистенция.
Keywords: transcendence; phenomenological reduction; concealment; physicality; existence.
Мераб Мамардашвили в своей книге «Кантианские вариации» определял трансценденцию как высшую ступень познания посредством отстранения от влияния наличного опыта и возвращения к первичным, чистым элементам познания с помощью применения метода феноменологической редукции [2, с. 100]. Кроме того, трансценденцирование, по нашему мнению, способствует преодолению дихотомии субъективного и объективного в опыте познания, и также оно сущностно влияет на онтологический и гносеологический аспекты бытия субъекта.
При трансцендировании субъект сознательным усилием дистанцируется от всего внешнего, многослойного восприятия объекта, стремясь достичь его истинного, но скрытого значения. Кроме того, трансцендирование изменяет восприятие субъекта, которое становится независимым от влияния как телесного бытия, так и бытия внешнего, уровень самопознания качественно повышается, субъект по-новому начинает осознавать своё я-бытие и бытие мира в целом. Ранее узнавание мира искажалось под воздействием различных субъективных имманентных аспектов наличного бытия, например, восприятие телесного бытия скрывалось за эмоционально-чувственным фактором.
Сущность и влияние этих субъективных факторов таково, что субъект самоосуществляет себя в мире ложных образов, искажённого знания, даже восприятие бытия мира искажено настолько, что оно понималось как несамостоятельное и независимое, его смыслы и значения терялись, при этом лишь подтверждая ложную реальность окружающего бытия [2, с. 99—100]. Ложные смыслы породили тенденцию к использованию в качестве гносеологической и онтологической стратегии в опыте получения знания субъектом практики упрощения и примитивизации знания. Использование такого вульгаризированного знания служит источником того, что как субъекту, так и объекту не нужно задаваться сущностно важными вопросами, их экзистенция уже определена ими самими изначально. Но избежать задавать самому себе экзистенциальные вопросы все равно не удастся, несмотря на все попытки субъекта отдалиться от их разрешения. Нереализованные экзистенциальные потребности заставляют субъект задуматься о собственном бытии, в том числе и о его телесном воплощении. Причём подлинное понимание своей экзистенции возможно, как мы полагаем, лишь при трансцендировании. Освободившись от пут плоти, взглянув на себя со стороны и отрешившись от привнесённого и искусственного, как субъект, так и объект получают возможность осознать своё бытие и бытие мира в целом, открыв для себя возможность свободного экзистенциального самоосуществления.
Кроме того, наши рассуждения опираются также на мнение К. Ясперса, считавшего, что трансцендирование я-бытия субъектом, отстранённость от прошлого наличного опыта не есть проявление самодовольной, всезнающей, снисходительной гордыни человека. Наоборот, взгляд со стороны на самого себя, некоторая степень самоотчуждённости от наличного опыта происходит как сознательный акт понимания субъективности и противоречивости бытия человека [4, с. 11—17].
Таким образом, в бытии человека в целом происходят кардинальные изменения, экзистенция обретает свою естественную незавершённость и бесконечность. Кроме того, с помощью этого метода, субъект привносит совершенно новые качества в уже сложившиеся гносеологические и онтологические характеристики я-бытия личности. Эти изменения означают, что субъект более не может вернуться к прежнему пониманию мира и самого себя, всё прошлое для него есть трудный опыт предыдущего пути к истинному знанию, в настоящем у субъекта есть фактический результат внеоценочный и объективный, и только субъект может решить, как распорядиться этим новым знанием.
Но тем не менее, рассуждая о трансцендировании как индивидуальном опыте познания, необходимо отметить, что не каждый субъект может осуществить его в реальности. Для этого необходимо превозмочь я-бытие в его стремлении к редукции знания и опыта. Необходимо признать собственное бытие таким, какое оно есть в реальности, без доли субъективности. Хотя одним из компонентов трансцендирования как метода познания является воображение, но в данном случае воображение является не средством виртуализации и ухода от реальности, а наоборот, фактором, помогающим наиболее ярко представить желаемый путь к знанию [2, с. 119—121]. Немаловажным является добровольное, осознанное стремление субъекта познать своё бытие и бытие мира в реальном и действительном воплощении. Вне этого трансцендирование невозможно, оно не терпит механистичности и искусственности в своём применении.
Таким образом, трансцендирование представляет собой особую когнитивную практику, требующую не только включения различных интеллектуальных практик, например, таких как абстрагирование, виртуализация, но и сознательного последовательного управления этими практиками познающим субъектом. Трансцендирование преодолевает противоречие субъективного и объективного компонента в результате познания путём преодоления наличного в опыте. Его эффективность и результативность заключается прежде всего в том, что данный метод подразумевает приближение к истинному результату знания, к подлинным смыслам, на которые не повлияло субъективное начало я-бытия.
По мнению автора, трансцендирование как особый метод познания применим также к феномену телесности, он позволяет субъекту и объекту преодолеть ещё одну сущностную дихотомию бытия, связанную с такими онтологическими аспектами телесности, как сокрытость и открытость. Телесность так или иначе является интимной стороной бытия человека, в основном, люди скрывают своё тело в повседневности как буквально, так и фигурально. По мнению Н. Бердяева, даже обнажённое тело, тело без какой-либо одежды не означает того, что тот, кто снял с себя покровы внешние, снял с себя также и внутренние, скрывающие подлинные смыслы и желания его тела [1, с. 33—61].
Телесность каждого человека индивидуальна, её сущность во многом остаётся сокрытой не только от других, но также и от самого человека. Кроме того, эта сокрытость порой является осознанной мерой, когда субъект по тем или иным причинам не желает раскрывать своё тело миру, «другому». В этом случае никакие когнитивные практики, в том числе даже сексуально-эротического характера, не способны разгадать сокрытые смыслы телесности, пока она сама не пожелает обратного. Также сокрытость может быть и неосознанной, вызванной незнанием собственной бытийной природы, непониманием сути телесного бытия. Такая сокрытость телесности непосредственно отражается и на природе страсти, которая тоже становится сокрытой. Страсть в этом случае онтологически не выявлена, при этом природа желания как основы страсти претерпевает сущностные изменения и становится усложнённой. К. Ясперс, полагал, что такая страсть требует как от субъекта, так и от объекта для дальнейшего своего развития твёрдых гарантий [4, с. 11—17].
Так или иначе такая страсть, действуя в совместном бытии объекта и субъекта, реализуется по-другому, чем страсть открытая, её кажущаяся невидимость и хрупкость порождает разнообразие действий, поступков и решений как субъекта, так и объекта. В субъект-объектном взаимодействии господствует не только стремление к немедленному соитию с объектом страсти, её осторожное самоосуществление распространяется на различные формы реализации в вербальных и невербальных аспектах. Сокрытая страсть сдержана в своём стихийном начале, оно подавлено, направляя страсть в сторону консервативного пути развития, как считал К. Ясперс [4, с. 11—17].
Открытая страсть — прямая антитеза сокрытой. В ней всё действует напоказ, её развитие стремительно и не знает предела. Безусловно, к её имманентным свойствам мы можем причислить эстетичность, этичность, тактичность в некотором роде, но в основном она прямолинейна в выборе пути к наслаждению и удовольствию.
Трансценденция позволяет преодолеть эту явную противоположность двух онтологических аспектов телесности и страсти, абстрагируясь от их сущности для того, чтобы познать их подлинную природу, лишённую эмоционально-чувственного субъективизма. Здесь мы согласимся с мнением Ю.С. Хоружего о том, что, становясь индифферентным к страсти, отчуждаясь от телесно-ориентированного компонента страсти, субъект отрицает её подавляющее влияние на собственное сознание [3].
Таким образом, трансцендирование является одним из самых сложных и эффективных способов познания я-бытия, телесности, бытия мира. Достижение отстраненного состояния, избегания случайного решения под воздействием эмоционально-чувственных реакций — всё это приводит к тому, что субъект получает возможность объективно познавать как пространство внешнего бытия, так и пространство бытия внутреннего.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения). — Париж: Ymca-press, 1934. — 187 с.
- Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. — М.: Аграф (серия: путь к очевидности), 2001. — 312 с.
- Хоружий С.С. Вещь в работе. Критические очерки европейской антропологии. 2006. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.synergia-isa.ru/lib/lib.htm#H (дата обращения 02.02.2013).
- Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире/ К. Ясперс//пер. А.К. Судакова. — М.: «Канон+» РООИ — «Реабилитация», 2012. — 384 с.
дипломов
Оставить комментарий