Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2013 г.)
Наука: Философия
Секция: Философские проблемы образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Полищук Наталья Владимировна
канд. техн. наук, доцент РГГУ, г. Ровно (Украина)
SPIRITUALLY-MORAL BECOMING OF YOUTH AT THE MODERN SCIENTIFIC AND TECHNICAL STAGE OF DEVELOPMENT OF THE SOCIETY
Polischuk Natalia
Candidate of engineering science, associate professor of Rovno state humanitarian university, Rovno (Ukraine)
АННОТАЦИЯ
Автор в статье исследует и выясняет факторы изменения духовного состояния молодежи на современном этапе научно-технического развития общества. Обосновано, что только высокий уровень духовно-моральной культуры молодого человека, в пределах нового образовательного пространства в условиях нарастающего научно-технического прогресса, приведет к становлению знающего, творческого, инновационно-думающего человека — духовно-моральной личности новой информационно-высокотехнологической цивилизации.
ABSTRACT
The author in clause investigates and finds out factors of change of a spiritual condition of youth at the present stage of scientific and technical development of a society. It is proved, that only a high level of spiritually-moral culture of the young man, within the limits of new educational space in conditions of accrueing scientific and technical progress, will lead to becoming of the knowing, creative, is innovative-thinking person — to the spiritually-moral person of a new information-highly technological civilization.
Ключевые слова: духовно-моральная личность; образовательное пространство; общество; цивилизация; научно-технический прогресс; философия образования.
Keywords: the spiritually-moral person; educational space; society; civilization; scientific and technical progress; philosophy of formation.
Постановка проблемы. Современный этап научно-технического развития общества сопровождается производством чрезвычайно большого количества материальных благ для человечества. В таком новом технизированном мире, новой техногенной цивилизации, казалось бы, члены рода Homo sapіens должны были бы чувствовать себя как «рыба в воде»: за пищей на охоту ходить не нужно, имеется оружие для защиты своей семьи и не только, средства работы механо-, авто- и компьютеризированные, образование приобретать можно не выходя из дома и т. п. Но любой прогресс, как известно, сопровождается и определенным регрессом (единство и борьба противоположностей), поскольку развитие и расцвет одних явлений всегда осуществляется за счет других, поэтому движение происходит в обе стороны, а вот выбор направления — это уже предпочтение людей. Стремительный расцвет информационно-высокотехнологического научно-технического прогресса (ИВТ НТП) тянет за собой излом образовательных и духовно-моральных ценностей человечества, в частности молодого поколения, которое является наиболее впечатлительным, поэтому пока в ИВТ НТП не будут внесены надлежащие духовно-моральные основы и цели, существует реальная опасность, как для человеческой личности, так и для человечества в целом.
Духовность, нравственность — это тот уровень развития личности и общества, который является консолидирующим началом, способным объединить людей; это сила, которая призванная стимулировать национальное возрождение, обеспечить мир и согласие в обществе. Без пробуждения таких моральных феноменов как совесть, человечность, ответственность, чувство собственного достоинства, творческой инициативы довольно сложно рассчитывать на улучшение ситуации в государстве, особенно в эпоху ИВТ НТП, который технизирует сознание каждой личности, вытесняет из нее самые святые чувства и эмоции.
Цель работы — исследовать изменение духовного состояния молодежи на современном этапе научно-технического развития общества, выяснить факторы, которые приводят к таким изменениям, наметить пути их преодоления в современном образовательном пространстве.
Анализ публикаций и изложение основного материала исследования. Духовность — это понятие, которое содержит в себе «высокие моральные принципы, мудрость, настоящую интеллигентность, душевную щедрость, готовность к сочувствию, доброту, чуткое восприятие красоты..., культуру чувств личности, развитие ее эмоционального мира» [2, с. 27].
Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора, особенно молодежь, избирая свой жизненный путь. И очень часто в своей жизни она преувеличивает влияние объективных обстоятельств, стараясь снять с себя ответственность, в том числе и за свои определенные поступки в жизни, и перевести ее или на других людей, или на судьбу [11, с. 83]. Хотя общеизвестно, что образ жизни не навязывается человеку: общество предлагает ему возможные альтернативы такого выбора, но выбирать приходится самому [2, с. 25].
В процессе движения человека жизненным путем ему необходимо уравновешивать материальное с духовным, но чем взрослее становится человек, тем больше духовного и полезного должно быть в его жизни. Преодолевая благосклонность к повседневному и быстротечному, дух, духовная сила (сила духа) открывает перед человеком и высшую ценность будущего, и неминуемую ценность прошлого [5, с. 84].
Понятие духовности связано с интересами, на основе которых решаются проблемы места и назначение человека в мире. Поскольку мир постоянно находится в состоянии изменения и развития, так же и человек должен постоянно изменяться, осуществляя конструктивный переход в свое другое состояние (человек сегодня должен быть лучше, чем человек, который был вчера) [11].
Нынешнее поколение является свидетелем того, как с развитием ИВТ НТП быстро изменяется естественное и социальное окружения человека. Поскольку человек — существо биопсихосоциальное, то изменения природы и социальной среды под влиянием ИВТ НТП без сомнения влияют на эти три составные, которые приводят к изменениям человека, трансформируют его конституцию, психику, личностные черты. ИВТ НТП непосредственно связан с экстремальными физическими и умственными нагрузками на организм, мощными и разнообразными внешними факторами, которые, как правило, являются опасными для человека, его здоровья и даже жизни. Это связано с существенными изменениями химического состава и физических параметров атмосферы, воды и почвы и вообще природы, вследствие функционирования технологий, которые в значительной мере используют химические ядовитые вещества, а также с высокими мощностями, скоростями, темпами и ритмом техники. Доказано, что разнообразные техногенные и химические факторы способны деформировать естественные генетические механизмы наследственности, что является реальной угрозой мутации будущих поколений [1].
Прежде всего, вследствие развития ИВТ НТП, в частности, информационно-высокотехнологической революции (ИВТР), как составляющей ИВТ НТП, изменяется соотношение занятых в разных областях общественного производства под влиянием переворота в науке и технике. Основная масса, освобожденных механизацией, автоматизацией и компьютеризацией, специалистов перемещается в сферу обслуживания, но и там происходит сокращение миллионов рабочих мест, предопределяя большое количество личностных и психологических трагедий.
Конечно, чтобы трудоустроится в таких условиях необходимо владеть несколькими профессиями и не бояться приобретать новые (даже если имеешь почтенный возраст), которые необходимы на рынке труда при быстротечном изменении науки, техники, технологий, а отсюда и производства. Для этого необходимо все время усовершенствовать, реформировать среднюю школу, чтобы она давала своим воспитанникам не только хорошее общее, но и профессиональное образование, да еще и органически связанное с продуктивной работой. Для подготовки просвещенных, творческих, вооруженных глубокими знаниями специалистов, — рабочих, инженеров, ученых – нужно с детских лет воспитывать интерес к самостоятельному научному и творческому исследованию, рационализаторской и изобретательской деятельности, к познанию окружающего мира и его улучшению, находить новые решения научных и технических проблем [7].
Автор [3, с. 5] акцентирует внимание на том, что «в пределах образовательного пространства, в контексте философии человекоцентризма необходимо обосновать новое адекватное знание о человеке. Это должно быть таким знанием, в котором всесторонне обосновывается необходимость безусловного преимущества духовно-моральной стороны, на основе которой и формируется личность. Без такого знания не будет культурно-интеллектуального роста, способного в перспективе привести к преобразованию человечества. И все это невозможно вне философии образования, контекста человекоцентризма, которые представляют доминанты образовательного пространства формирования и создания современной личности».
Итак, в связи с революционным информационно-технологическим развитием НТП в недалеком будущем вся молодежь должна будет иметь высшее образование, и не одно, так как ИВТР в науке и производстве требует соответствующих изменений в системе подготовки высококвалифицированных специалистов, без которых невозможный дальнейший ИВТ НТП [3]. В итоге, всем работникам, чтобы оставаться на высоте требований эпохи нынешнего НТП, необходимо всю жизнь повышать свое специальное образование (например, на разнообразных курсах, в вечерних университетах, в институтах, на факультетах последипломного образования и т. п.), заниматься самообразованием и самоусовершенствованием [7]. «Человек в новом трансобразовательном пространстве сам выбирает, к каким знаниям ему приобщиться и в какой мере их сделать своими. Главное — не застывать, не останавливаться в добытых знаниях, а направить энергию личности на подрыв всех символических зависимостей, которые стали ее «второй природой»» [3, с. 6]. Вот такие, весьма сложные, условия накладывает ИВТ НТП на обучение нынешнего молодого поколения.
Но нельзя не видеть и тех сторон жизни общества, где в большей или меньшей мере проявляется отрицательное или даже разрушительное влияние интенсивного ИВТ НТП. «Это, например, состояние окружающей среды (узел экологических проблем социума, который осознается как современный экологический кризис), опасность многих техногенных и производственных факторов для здоровья человека — физического и психического, перекосы в развитии личности и в ее духовном мире (углубление дисгармонии в человеке под влиянием тех или других реалий ИВТ НТП), нависшие угрозы нравственному здоровью общества, цивилизационная опасность его духовной и моральной деградации вопреки всем достижениям науки, техники, технологии» [10, с. 69].
Деградации общества и отдельного человека оказывали и оказывают содействие и политические факторы [6]. Агрессивная атеистическая пропаганда, физическое уничтожение церквей и священников, голодоморы, войны привели к искоренению духовно-моральных чувств людей, посеяв страх, уныние и безысходность в их сознании. Хаос в период перестройки, неустроенность и неуверенность в годы становления независимых государств, переход на капиталистическое устройство этих государств, неистовая и грязная борьба политической элиты за власть, беспощадность людей, которые принимают участие в первоначальном накоплении капитала, поликонфессионность и вместе с тем нарастающий шквал ИВТ НТП в мире, привели к деградации духовно-моральных чувств в сознании и мировоззрении молодых людей. А мировоззрение — это обобщенные представления человека о природе, обществе, самого себя и своего места в мире. Мировоззрение существенным образом влияет на деятельность индивидов, на направление их активности, а отсюда, и на темпы социального прогресса. Оно сказывается на отношении человека к работе и ее последствиям, в использовании достижений культуры, научно-технических открытий, в понимании человеком своего общественного долга. Современное последовательное научное мировоззрение формируется на основе четкой системы философско-образовательных, экономических, социально-политических и религиозных взглядов.
Энтузиазм лет перестройки рассосался и исчез, посеяв в ученической и студенческой молодежи разочарования, скепсис и апатию. Усталость и безысходность каждый раз все больше переполняют души молодых. Сюда необходимо прибавить и отсутствие национальной идеи, которую так и не выработала элита. Пропаганда заняла место правды о процессах в обществе и природе. Истину превращают в ложь и наоборот. Поэтому молодые люди ищут развлечений, а не творческого познания достояний мировой культуры и развития личности. Заангажированость общественной жизни превращает современного молодого человека в безвольного, несамостоятельного, бездумного, негуманного, самоуверенного индивида [9, с. 173].
В современную эпоху первоначального накопления капитала со всей чудовищностью действует лозунг «Человек человеку волк», а не взятый из евангельских заветов девиз «Человек человеку друг, товарищ и брат». Нарушение его, а тем более замена его противоположным заветом, заветом зверской борьбы, волчьей грызни друг с другом, заветом злобы, ненависти, насилия и обмана не пройдет никогда даром ни для победителя, ни для побежденного, так как общество в целом при этом деградирует.
Вначале ХХІ ст. стало понятно, что духовный, экологический, экономический и этнический кризисы, которые охватили общество, проявили себя в образовании, науке, технике и технологиях. Необходимо вырабатывать новое мировоззрение, которое будет базироваться на началах гуманизма, нравственности и духовности, ведь такое мировоззрение будет служить методологической основой создания высшей формы организации общественной жизни, которая будет отвечать научно-осмысленной сущности человека, условиям выявления всех ее способностей и дарований [4].
ИВТ прогресс все больше охватывает своим влиянием разные виды духовного производства — технологию деятельности ученых, педагогов, изобретателей, конструкторов, художников, архитекторов, музыкантов, работников кино и телевидения, библиотек, музеев и т. п., познавательную и игровую деятельность человека, интеллектуальное творчество любого рода. Надлежащим образом оценить эту сторону дела можно лишь с учетом такой сущностной черты ИВТ НТП, как рост интеллектуализации и информатизации всех видов работы и деятельности в обществе [10]. Ныне об этом много говорится в средствах массовой и правительственной пропаганды, но осуществляется весьма мало.
Поэтому развитие системы образования, ее коренное духовное реформирование, должны стать основанием воспроизведения интеллектуального, духовного потенциала народа, выхода науки, техники и культуры стран СНГ на мировой уровень. Это сможет обеспечить национальное возрождение, становление государственности и демократизации общества в них. Для каждого просвещенного человека должна стать истинной мысль — без духовности то, или иное общество не сможет существовать [2, с. 25]. В связи с этим, воспитание в ученической и студенческой молодежи духовности, совести, честности, доброты, миролюбия, взаимопонимания, толерантности должны стать одной из актуальных проблем государственной политики каждой страны, образования, педагогической науки [7].
История цивилизации показывает, что всегда, когда то или иное общество находилось в глубоком кризисе, оно всегда обращалось к Богу. Это же касается и нынешнего этапа ИВТ НТП [4]. Масштабность влияния религии, абсолютность ее распространения, функционирование на всех этапах человеческой истории закономерно порождали и порождают вопрос о природе этого духовного явления, неисчерпаемую силу его влияния, как на мир внутренних человеческих нужд, так и духовную культуру человечества вообще.
Техника, как совокупность созданных средств и орудий производства, a также умение и мастерство осуществления трудового процесса, возникли вместе с человеком, когда люди стали использовать искусственные орудия ручной работы (рубило, колесо, клин, рычаг, блок, винт) для преобразования природы и мира человека согласно их нуждам и желаниям. Техника существует столько же, сколько существует и религия, поэтому нельзя исключать их взаимного влияния друг на друга. Но если религия, духовность облагораживают человечество, то дальнейшее не контролируемое, бездуховное развитие техники и науки, может привести к исчезновению цивилизации на нашей планете [8].
К началу нового тысячелетия Homo sapіens, который вооружен научными знаниями, разграбил и промотал сокровища природы, отравив заодно и собственную среду обитания (биосферу). Основной причиной, которая поставила человечество на грань глобальной экологической катастрофы, стала бездуховность нашей цивилизации. Вместо ноосферы (сферы разума, определяющую качественно новое состояние общества, при котором истинными ценностями являются духовно-моральные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей социальной и естественной средой), в которой, как считал Вернадский, человек берет на себя руководство всеми процессами в биосфере и направляет ее развитие в нужном для себя направления, он создал техносферу, которая вызывает такие изменения естественной среды, что они угрожают существованию человечества на Земле. Но технические системы и технологии (техновещество, что разрушает биосферу) создаются на основе достижений науки и внедряются в практику учеными. Все меньше остается живой природы и в нас самых происходит духовная технизация. А поэтому молодая личность особенно легко деформируется под мощным прессом техносферы [8].
Биовещество создало биосферу, в которой «созрел» человек умный. Техновещество строит техносферу, где формируется техногенный человек с ее массовой техногенной культурой. Наука все более открыто становится областью производства военной техники, ученые обслуживают, прежде всего, техновещество, создавая все более угрожающие, агрессивные разновидности технических систем и технологий, которые активно поглощают природные ресурсы и создают угрозу массового уничтожения людей. Посредник между человеком и природой — техновещество — становится прожорливым чудовищем, так как в нем воплощены и движут, кроме человеческого гения, и человеческие пороки, такие как жадность приоритета и славы, жадность к богатству, зависть, лицемерие, трусливость, жестокость, самодовольство, полузнание и т. п. [12].
Поэтому, в наше время именно философия образования должна обосновывать гуманистически-инновационный тип образования, которое будет оказывать существенное содействие росту интеллектуального, культурного и морального потенциала личности, ее самостоятельности, самодостаточности, творческой активности.
Выводы. Высокий уровень духовно-нравственной культуры молодого человека, которая пришла в упадок в наше время, в пределах нового образовательного пространства (в котором содержание обучения отвечает динамике развития научных и технических областей знаний, постоянно осуществляется повышение эффективности образовательных и педагогических процессов, индивидуализация и дифференциация обучения, а это в свою очередь приведет к человеку знающему, творческому, инновационно-думающему, духовному, который исповедует все принципы человеческой морали), даст возможность ему воссоздаться, достойно открыться людям, проявить к ним чувство глубокого уважения и любви, быть верными идеям гуманизма и стремиться к их реализации в процессе своей жизнедеятельности в условиях нарастающего ИВТ НТП, т. е. стать духовно-моральной личностью новой информационно-высокотехнологической цивилизации.
Объединение естественных и общественных наук и веры в Бога поможет уменьшить молодежный экстремизм, бездеятельность, безнадежность, которые порождают насилие, уличный бандитизм, алкоголизм, наркоманию, с чем явным образом не справляются нынешние образовательные и правоохранительные органы, привлечь верующих к ИВТ НТП, так как научное знание уже давно трансформировалось в научно-техническое и информационно-технологическое.
На нынешнем этапе ИВТ НТП возникает потребность в универсальных, интеллектуальных, духовных учителях, преподавателях и ученых, поскольку особенно актуальной проблемой настоящего является резкое падение нравственных качеств молодежи, а известно, что ценностную основу профессионализма составляют интеллектуальные, духовные и моральные качества будущих специалистов, которые аккумулировали бы знания и умения, выработанные человечеством ранее и способные были бы к беспрерывному самообразованию и самотворчеству, могли бы быстро принимать ответственные решения, владели бы качествами мобильности, динамизма, конструктивности, были бы полностью ответственные за судьбу своей страны.
Тем не менее, к сожалению, в наше время общество, а особенно молодежь, не руководствуются приведенными духовно-моральными принципами и нормами. Поэтому для победы гуманистического мировоззрения, которое предусматривает духовно-нравственное становление современной молодежи, необходимо осуществить не только важные превращения в материально-экономической сфере человеческого бытия, но и в сфере сознания, мировоззрения людей, в понимании ими действительности, в отношении к миру и самых себя [8].
Без соответствующих социально-политических преобразований, нового уровня развития общества, его материальной базы (для этого нужно запретить вывозить капиталы из страны, ограничить к минимуму импорт и расширять свою промышленность, которая обеспечила бы работой миллионы людей, поскольку, работа, в частности, общественная, создала общественное существо) человек деградирует, теряет моральные и духовные ценности, сознание, научное мировоззрение, — т. е. превращается в подзаборника, полуживотное, так как он еще владеет языком, хотя и с ограниченным словарным запасом; его сознание, мировоззрение и свобода крайне ограничены. Значительное количество таких людей составляют безработные молодые люди, которые даже имеют высшее образование. Они не только не приносят пользы для общества, но и есть разносчиками заболеваний, содействуя возникновению смертельно опасных эпидемий. Но нужно помнить и другую сторону жизни, что свобода невозможна без развития сознания и для зажиточного человека, ведь действительная свобода немыслимая вне высокой духовности, самодисциплины, самоорганизации, ответственности каждого индивида перед обществом за общественное благо.
Такой качественный прыжок в развитии общества не может происходить стихийно, а лишь на основании овладения людьми научным мировоззрением. Лишь на основе философии образования возможно осуществление духовно- нравственного становления молодежи, как основы нового общества, где каждый член такого общества должен сам для себя стать общественным, мыслящим, гуманным существом и сформировать в себе на этой основе систему духовных убеждений, как мотивов повседневного поведения.
Список литературы:
- Агоштон Ласло. Особенности взаимодействия человека и природы в условиях НТР // Вопросы философии. — 1975. — № 9. — С. 37—49.
- Андрущенко В.П., Бабосов В.П., Губерський Л.В. та ін. Духовне оновлення суспільства. — К.: Либідь, 1990. — 220 с.
- Кремень В.Г. Трансформації особистості в освітньому просторі сучасної цивілізації // Професійно-технічна освіта. -2009. — № 1. — С. 3—6.
- Культура. Нравственность. Религия: материалы круглого стола // Вопросы философии. — 1989. — № 1. — С. 17—28.
- Лысков А.П. Человек: путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологии: [монография]. — М.: Гуманитарий, 1997. — 120 с.
- Моисеев Н.Н. Экология, нравственность, политика // Вопросы философии. — 1989. — № 5. — С. 37—48.
- Поліщук Н.В. Науково-технічна творчість як важливий елемент формування особистості в епоху науково-технічного прогресу // Трудова підготовка в закладах освіти. — 2011. — № 7. — С. 20—23.
- Поліщук Н.В. Науково-технічний прогрес і духовно-моральне становлення молоді: [монографія]. — Рівне: О. Зень, 2012. — 464 с.
- Поліщук Н.В., Панченко М.С., Мосієвич О.С. Загроза духовного зубожіння молоді // Оновлення змісту, форм та методів навчання і виховання в закладах освіти: [зб. наук. праць]. — Рівне: РДГУ, 2007. — Вип. 37. —С. 173—176.
- Семенюк Е.П., В.П. Мельник. Філософія сучасної науки і техніки. — Львів: Світ, 2006. — 152 с.
- Скок Н.С. Духовність як необхідна складова буття творчої особистості в ідеальній реальності // Наука. Релігія. Суспільство. — 2008. — № 1. — С. 81—84.
- Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: в 2-х т. — М.: Мысль, 1998. — Т. 2. — 395 с.
дипломов
Оставить комментарий