Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2013 г.)

Наука: История

Секция: Археология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Уталиев С.А. АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ПАМЯТНИКОВ МИЗДАХКАНА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

АРХИТЕКТУРНЫЙ  ДЕКОР  ЗОЛОТООРДЫНСКИХ  ПАМЯТНИКОВ  МИЗДАХКАНА

Уталиев  Сакен  Айладырович

д-р  философии,  история,  доцент  АУ  им.  С.  Баишева,  г.  Актобе,  Казахстан

E-mailsa_utaliev@mail.ru

 

ARCHITECTURAL  DECOR  OF  GOLDEN  HORDE  MONUMENTS  OF  MIZDAHKAN

Utaliev  Saken

d.Ph,  docent  of  Aktobe  University  named  after  S.Baishev,  Aktobe  citi,(Kazakhstan)

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  рассматривается  архитектурный  декор  на  памятниках  городища  Миздахкан  во  времена  вхождения  в  состав  Золотой  Орды.

ABSTRAKT

This  article  is  developed  to  architectural  décor  on  monuments  in  town  Mizdahkan  at  entering  Golden  Horde.

 

Ключевые  слова:  Хорезм,  Золотая  Орда,  декор,  глазурованные  плитки,  майолика,  мозаика,  терракота,  мавзолей,  памятник,  археология.

Keywords:  Khorezm,  Golden-Horde,  decoration,  glazed  tiles,  majolica,  mosaic,  terracotta,  mausoleum,  monument,  archaeology.

 

Среди  золотоордынских  памятников  Южного  Приаралья  большой  интерес  представляет  городище  Миздахкан,  возраст  которого  насчитывает  около  2400  лет  [9,  с.  3].  В  XIII—XIV  вв.,  став  одним  из  богатых  торгово-ремесленных  и  религиозных  центров  Хорезма,  Миздахкан  быстрее  других  возродил  свою  материальную  и  культурную  значимость  и  стал  местом  зарождения  архитектурных  идей,  приемов  декоративной  отделки.  Поэтому  древности  Миздахкана  становятся  объектами  неоднократного  исследования  ученых  [8,  с.  35—36].  Однако  декоративные  элементы  архитектурных  памятников  Миздахкана  не  были  специально  изучены.  В  этой  работе  мы  не  ставим  своей  целью  полное  описание  декоративного  искусства  средневекового  города.  Это  заняло  бы  большое  место.  Анализ  основных  видов  и  форм  архитектурного  декора,  композиции  и  орнаментальных  мотивов,  позволяет  проследить  достижения  хорезмийских  мастеров  по  технике  облицовочного  декора.

Наиболее  выдающимся  памятником  Миздахкана  является  полуподземный  мавзолей  Мазлумхан-сулу,  датируемый  20—30  годами  XIV  в.  [10,  с.  573,  576;  3,  с.  131,  152].  Архитектурный  декор  мавзолея  имеет  в  основном  следующие  виды:  сталактиты-мукарны,  майоликовые  плитки,  изразцы-перемычки  «бантики»  и  «псевдо»  мозаика.

Сталактитовая  рельефная  облицовка,  покрывающая  верхние  углы  главного  зала,  выполнена  в  технике  резной  поливной  терракоты.  Глубокая  резьба  в  виде  крупного  растительного  орнамента  с  плоским  верхом,  покрыта  бирюзовой  поливой.  Растительная  композиция  состоит  из  однолистников,  двулистников,  трилистников.  Сталактиты  расчленены  на  три  горизонтальные  ряды,  каждый  из  которых  заполнен  особыми,  ячеистой  формы,  плитками.  По  форме  и  характеру  композиции  их  можно  разделить  на  четыре  вида.  Самая  объемная  из  них,  плитка  из  стрельчатой  формы,  украшена  из  ответвляющих  плетенок  непрерывным  узором.  На  розовато-желтом  фоне  контур  растительного  орнамента  подчеркнут  рельефной  лентой  бирюзового  цвета.  Верхние  концы  мукарны  завершены  треугольной  терракотовой  плиткой,  поверхность  которой  украшена  пятилепестковым  цветком  в  центре.  Контуры  плитки  подчеркнуты  бирюзовой  лентой.  Третья  деталь  сталактитовой  декорации  представлена  узкой  стрельчатой  формы  плитками  и  узором  из  двух  четырехлистников.  В  отличие  от  других,  они  украшают  угловые  грани  сталактитовых  ячеек.  Четвертый  вид  мукарны  украшает  «тимпаны»  над  плитками  стрельчатой  формы.

В  северной  и  восточной  нишах  большого  помещения  мавзолея  Мазлумхан-сулу  до  середины  80-х  годов  ХХ  века  находились  два  надгробия,  облицованных  майоликой  с  голубой  поливой  подглазурной  росписью.  Майолики  состояли  из  отдельных  плит  с  персидскими  надписями  философского  характера,  написанными  белыми  буквами  на  синем  фоне  Оформление  остальных  частей  состоит  из  позолоты,  синих,  белых,  черных  и  красных  цветов  [6,  с.  582—583].  Эффективный  растительный  орнамент  состоит  из  переплетающихся  стеблей,  листьев,  побегов  и  «розеток».  Серединная  часть  саганы  занята  шестью  майоликовыми  плитками  одинакового  размера.  В  центре  плиток  восьмилепестковая  розетка  в  виде  большого  узорного  диска.  Внутри  нее  вкомпонированная  розетка  с  шестилепестковыми  цветками  меньшого  объема.  Тонкие  белые  стебли,  согнутые  вовнутрь  трилистником,  переплетаясь,  заполняют  боковые  пространства  плитки.  Листья  оконтурены  заштриховкой,  напоминающей  мелкие  арабские  надписи.  Эпиграфический  орнамент  сделан  почерком  «насх»  с  вытянутыми  буквами,  которые  размещены  в  хорошо  отделанных  верхней  и  нижней  частях  надгробия.  В  отличие  от  растительного  орнамента,  персидская  эпитафия  написана  белыми  буквами  на  темно-синем  фоне.

Обводка  букв  местами  нанесена  коричнево-красной,  желтой  и  зеленой  линиями.  В  отличие  от  других  архитектурных  памятников  Миздахкана,  в  колоре  надгробии  использованы  красный  цвет  и  высококачественная  позолота  [4,  с.  124].

В  этом  мавзолее  пол  центрального  зала  имеет  выстилку  из  поливных  плит  небольших  размеров,  набранных  по  принципу  многоцветной  мозаики.  Цветовая  гамма  ярко-голубого,  белого  и  фиолетового  тона.  Элементы  выстилки  набраны  набраны  из  треугольников  (16х8  см)  и  шестиугольников  (17х15  см).  Отметим,  что  глазурованные  плитки  для  выстилки  полов  использовались  в  золотоордынских  городах  Поволжья  [1,  с.  105—106].  На  памятниках  Хорезма  XIII—XIV  вв.  выстилка  полов  поливными  плитками  неизвестна.  Возможно,  многоцветная  изразцовая  выстилка  пола  мавзолея  Мазлумхан-сулу,  была  изначальной  попыткой  перехода  к  применению  мозаики.  Декоративным  атрибутом  мавзолея  являются  облицовочные  плитки  прямоугольной  формы  с  бирюзовой  поливой,  покрывающие  извне  восьмигранный  купол  большого  зала.  Размеры  плиток  25,5х5,5х3—4  см.  Это  изразцы-перемычки  («бантики»).  На  них  геометрические  и  растительные  орнаменты.  Фигурные,  рельефные  рисунки  обрамлены  плоской  каймой  голубого  цвета.  Применение  «бантиков»  известно  в  Средней  Азии  с  XI—XII  вв.  вплоть  до  XV  века.  Подобным  путем  оформлены,  например  мечеть  Талхата-Баба,  караван-сарай  Дая-Хатын  (Туркменистан)  [7,  с.  252—253],  сооружениях  Шахи-Зинда  (Самарканд)  и  Поволжья  [2,  с.  151].  Однако,  в  каждом  случае  есть  свои  особенности.  Так  в  хорезмских  изразцах  постоянно  фигурируют  изображения  трехлепестковых  и  растительных  побегов.  «Бантики»  из  других  регионов,  преимущественно  имеют  стилизованно-геометрические  мотивы.  В  целом,  в  мавзолее  Мазлумхан-сулу,  представлены  основные  образцы  высококачественного  архитектурного  декора.

В  последние  годы  в  ходе  раскопок  северного  квартала  золотоордынского  города,  собрано  значительное  количество  архитектурного  декора.  В  их  числе  изразцы  с  красной  краской  и  позолотой.  Они  имеют  аналоги  в  хорезмийских  памятниках  и  Золотой  Орды.  Следует  отметить,  что  в  Маверанахре  такой  колор  известен  позднее,  в  конце  XIV  века  [5,  с.  45].

Особый  интерес  представляют  терракотовые  капители,  венчающие  михрабную  нишу  домашней  молельни  в  квартале  №    2.  Они  расположены  в  передних  углах  ниши,  справа  и  слева  от  входа.  Левый  капитель  расчленен  на  три  орнаментальных  ряда,  каждый  из  которых,  под  глазурью  украшены  растительным  и  эпиграфическим  орнаментом  и  рельефом.  В  верхнем  ряду,  на  симметрально  расположенных  гранях,  нанесен  лирообразный  орнамент  из  сплетающихся  растительно-уветочных  побегов  черного  цвета.  Между  ними  тончайшая  штриховка,  напоминающая  мелкую  арабскую  вязь.  Общий  контур  крупного  растительного  орнамента  подчеркнут  черно-белой  полосой,  придающий  узору  колорийность.  Свободное  пространство  верхнего  ряда  в  углах  завершается  выемками  темно-синего  фона.  Под  верхним  рядом  идет  горизонтальная  полоса,  оконтуренная  черной  линией  с  белыми  рельефными  точками  внутри.  Нижний  орнаментальный  ряд  отделан  арабской  надписью  почерком  «насх»,  что  показывает  значимость  терракотовой  капители.  Белая  рельефная  надпись  особо  подчеркнута  на  темно-синем  фоне.  В  целом,  орнаментальная  композиция  нижних  рядов  опоясывает  четырехгранный  ствол  колонок.

Правый  капитель  по  размерам  и  форме  идентичен  левому,  но  по  композиции  отличается.  Так,  среди  переплетающих  двулистников  и  трилистников,  и  стеблями  в  центре,  в  месте  смыкания  побегов  цветы  образуют  орнаментальную  цепочку  розеток.  Их  фон  удачно  заштрихован  мелкими  черными  точками.  Пояс  с  арабской  надписью  отсутствует,  вместо  него  —  рельефный  волнообразный  орнамент  в  виде  «парящего  облака».  В  общем,  в  орнаментации  капителей  присутствуют  все  элементы  архитектурного  декора  из  мавзолеев  золотоордынской  Хивы,  Куня-Ургенча  и  собственно  Миздахкана.

Богатый  архитектурный  декор  представлен  в  Соборной  мечети  Миздахкана.  В  середине  южной  стены  сохранились  богато  орнаментированные  михрабные  ниши.  Они  украшены  системой  сталактитов,  двойным  обрамлением  резной  арабской  надписью,  выполненной  шрифтом  «куфи»  и  изобразительным  панно,  составленным  из  геометрических  и  растительных  орнаментов.  Композиционное  построение  узоров  михраба  требует  специального  исследования.

Как  было  отмечено  выше,  на  территории  золотоордынского  города  собрано  большое  количество  архитектурного  декора.  В  том  числе  —  резной  штампованный  алебастр,  резная  глина,  многоцветная  майолика  и  мозаика.  Найдены  формы  для  обливки  архитектурного  декора.  Декоры  раскрашены  синим,  белым,  зеленым,  черным  и  красными  цветами  в  сочетании  с  золотом.  Даже  беглый  обзор  архитектурного  декора  золотоордынских  памятников  Миздахкана  позволяет  предположить  о  существовании  местной  архитектурной  школы.  Однако,  она  была  одной  из  ветвей  самобытной  школы  хорезмийских  мастеров-зодчих.  Эта  школа  внесла  свой  вклад  в  развитие  архитектурного  орнаментального  искусства  Маверанахра,  Южного  Казахстана  и  Поволжья.

 

Список  литературы:

  1. Баллод  Ф.  Приволжский  Помпей.  М.-Пг.,  1923.  —  с.  105—106.
  2. Валеев  Ф.Х.  Древнее  и  средневековое  искусство  Среднего  Поволжья.  Йошкар-Ола,  1975.  —  с.  151,  рис.  62.
  3. Денике  Б.П.  Архитектурный  орнамент  Средней  Азии,  М-Л.,  1939.  —  с.  131,  152.
  4. Кдырниязов  М.Ш.  Материальная  культура  городов  Хорезма  в  XIII—XIV  вв.  Нукус,  1989.  —  с.  124.
  5. Кдырниязов  М.Ш.  Золотая  Орда  и  культура  Южного  Приаралья.  Нукус,  1993.  —  с.  45  (на  каракалпакском  языке)
  6. Некрасов  А.А.  Надписи  на  надгробиях  мавзолея  Мазлум  сулу  в  Миздахкане  (ЗКВ),  т.  V.  Ленинград,  1930.  —  с.  582—583.
  7. Пугаченкова  Г.А.  Пути  развития  архитектуры  Южного  Туркменистана  поры  рабовладения  и  феодализма.  ТЮТАКЭ,  т.  VI,  Москва,  1958.  —  с.  252—253.
  8. Уталиев  С.А.  Архитектурный  декор  памятников  средневекового  Хорезма  (XII—XIV  вв.).  Монография,  Актобе,  2008.  —  с.  35—36.
  9. Ягодин  В.Н.  Ходжейли-древнейший  город  Республики  Каракалпакстан.  В  кн:  «Ходжейли-древнейший  город  Республики».  Ходжейли,  1998.  —  с.  3.
  10. Якубовский  А.Ю.  Городище  Миздахкан  —  Записки  Коллегии  Востоковедов  (ЗКВ),  т.  V.  Ленинград,  1930.  —  с.  573,  576.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.