Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2013 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РУССКИЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ АРХИЕРЕЙ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА (АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ АРХИЕПИСКОПА КУЙБЫШЕВСКОГО АЛЕКСИЯ (ПАЛИЦЫНА))
Подмарицын Алексей Геннадьевич
канд. ист. наук, Самарский государственный университет, РФ, г. Самара
RUSSIAN PROVINCIAL HIERARCH OF THE SECOND QUARTER THE XX CENTURY (AUTOBIOGRAPHICAL PORTRAIT OF ARCHBISHOP KUIBYSHEV ALEKSII (PALITSYN)’S)
Podmaritsyn Aleksei Gennad’evich
Ph. D. in History, Samara State University, Russia Samara
АННОТАЦИЯ
Публикуемые автобиографические материалы 1944 г. архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына, 1881—1952) позволяют выявить типические черты русского архиерея 20-х—40-х гг. ХХ столетия. Вновь открытые данные могут быть интересны историкам советского периода, занимающимся просопографией православных архиереев второй четверти ХХ века.
ABSTRACT
Autobiographical materials published in 1944 the Archbishop Aleksii of Kuibyshev (PALITSYN, 1881—1952) allow revealing typical traits Russian hierarch 20s—the 40s of the twentieth century. The newly opened data may be of interest to historians of the Soviet period engaged in the prosopography of the Orthodox bishops of the second quarter of the twentieth century.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь (РПЦ); просопография иерархов РПЦ; региональная церковная история; уполномоченные Совета по делам РПЦ при СНК СССР; советское делопроизводство.
Keywords: Russian Orthodox Church; the prosopography hierarchs of the Russian Orthodox Church; regional church history; authorized by the Council for the Russian Orthodox Church at CM the USSR; the Soviet paperwork.
Начавшаяся в 1990-х гг. бесцензурная и открытая работа в области просопографии архиереев Русской Православной Церкви (РПЦ) советского периода продолжается. Значимыми вехами стало издание сборника документов «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной Власти (1917—1943)», включившего в себя до 700 важных документов по истории РПЦ, в том числе и биографических сведений об иерархах [1]; просопографических материалов игумена Дамаскина (Орловского) [2]; справочника протодиакона Александра Киреева «Епархии и архиереи РПЦ в 1943—2002 гг.» [3].
Издание «Православной энциклопедии» в качестве постоянного блока материалов также включает в себя просопографию иерархов РПЦ [6]. Очевидной и необходимой задачей становится сбор и уточнение информации о региональных предстоятелях Русской Церкви.
Данное исследование посвящено уточнению биографических данных архиепископа Куйбышевского и Сызранского Алексия (Палицына), занимавшего кафедру в 1942—1952 гг. Доступные биографические данные архиепископа Алексия содержатся в «Православной энциклопедии» [6, с. 670—671] и «Энциклопедии Самарской области» [8, с. 48].
При разборе дел, поступивших в Самарский епархиальный архив в 2004 г., было обнаружено регистрационное дело преосвященного Алексия, содержащее его автобиографию, датированную 5 сентября 1944 г. [7, c. 2—3об.]. Регистрационное дело, по тогдашнему распорядку, было заведено уполномоченным Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Куйбышевской области. Институт областных уполномоченных по делам РПЦ формально существовал с 18 декабря 1943 г., а при Куйбышевском облисполкоме стал действовать с 28 февраля 1944 г. [5, с. 111]. Уполномоченный С.В. Гасилин занялся регистрацией православного духовенства, начав с архиепископа. В отличие от общей для священников и диаконов регистрационной анкеты, в Москве был составлен вопросник для епископов, использовавшийся для написания автобиографии.
Как всякий документ, автобиография Высокопреосвященнейшего Алексия, отмечена печатью своего времени. Его рост на духовной ниве от сына сельского священника до настоятеля столичного монастыря — явление типичное для дореволюционного времени, когда продвижение монашествующих во многом зависело от образования.
Известно, что родившийся 1 августа 1881 года в Рязанской губернии, в семье потомственного священника Василий Михайлович Палицын происходил из того же рода, что и известный келарь Троице-Сергиевой обители начала XVII столетия Авраамий. После получения стандартного духовного образования (духовное училище, духовная семинария) и службы на поприще духовного образования (учитель школы и сотрудник семинарии) последовал краткий период обучения в высшем светском учебном заведении и монашеский постриг. Затем последовала служба в Миссионерском совете при Святейшем Синоде в Петрограде, а с 1917 по 1926 гг. — пребывание настоятелем московского Донского монастыря. Самый конец 1910-х и первая половина 1920-х гг. не менее показательны: настоятель-архимандрит физически трудился могильщиком (характерное явление для 1918—1920 гг.); одновременно являлся председателем домкома (монастыри стали уплотнять разношерстной публикой сразу же после публикации декрета об отделении Церкви от государства от 23 января 1918 г.); состоял заведующим кладбищем и монастырским музеем (понятные предлоги для сохранения старинного монастыря и его братии в качестве социально-полезных элементов при новом строе) [7, c. 2—2об.].
Настоятель-архимандрит чутко относился к помещенному в Донской монастырь соввластями под негласный арест Св. Патриарху Тихону. Кстати, у них много общего в биографиях до призвания на архиерейскую кафедру — оба прошли путь от сына деревенского клирика до столичного церковного деятеля.
В сентябре 1923 г. Св. Патриарх Тихон, колебавшийся в вопросе принятия нового стиля в Церкви, под давлением гражданской власти выразил на то одобрение [1, с. 299—300]. Когда Святейший, проживавший в монастыре, пришел на богослужение, то был остановлен настоятелем архимандритом о. Алексием в дверях храма. Архимандрит заявил, что пока Его Святейшество одобряет новый стиль, монахи Донского монастыря не будут иметь с ним молитвенного общения. Через некоторое время Патриарх Тихон отменил свое распоряжение о переходе на новый стиль [1, с. 300].
Время призвания архимандрита Алексия к архиерейскому служению (1926 г.) было нелегким — Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр находился в ссылке, производились массовые аресты епископата с целью заставить оставшихся примкнуть к какой-либо из лояльных к советам группировкам — выдыхающемуся обновленчеству, либо псевдоконсервативному григорианству. Позиция нового епископа Можайского Алексия, верного последователя покойного Св. Патриарха Тихона, была ясна и совдепы не устраивала.
На следующий 1927 г. последовала сибирская ссылка, в которой святитель пробыл один год из трех и был освобожден. Едва успев вернуться в европейскую часть страны, епископ Алексий был в 1928 г. осужден за контрреволюционную деятельность (ст. 58 тогдашнего УК) на три года пребывания в Соловецком концлагере. По окончании срока лагерного заключения, около 1931 г., святитель был направлен в ссылку в Сибирь, в Нарымский край, ещё на три года [7, c. 2об.—3].
В 1934 г., по освобождении, епископ Алексий избрал местом жительства г. Орёл, где и находился в течение трех лет.
В 1937 г. святитель переехал в г. Волоколамск и оставался там до начала Великой Отечественной войны. Архиерей ничего не написал о служении в эти годы, как и не указал источники своего существования. В самом начале войны (в июле 1941 г.) он оказался на священническом месте в селе Наташино, Московской области. Возможно, это как-то связано с округой Волоколамска, где он жительствовал в это время — косвенно об этом свидетельствует его формальное (немцы уже были на подступах к Москве) назначение на Волоколамскую кафедру 13 октября 1941 г. За неделю до этого епископ Алексий служил в командировке от Патриархии в Ярославле и области молебны «о даровании победы нашему воинству». Вместе с назначением на Волоколамскую кафедру он был возведён в сан архиепископа, и ему было поручено на время отъезда Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Патриархии из Москвы в Ульяновск, заведовать церковными делами по г. Москве (указ Патриархии от 13 октября 1941 г.) [2, с. 12]. Когда военная опасность миновала, архиепископу Алексию поручили окормлять освободившуюся Куйбышевскую епархию. Известно, что в 1944 г. владыка с успехом выполнил поручение Патриарха Алексия I о приеме из обновленчества приходов Средней Азии [7, c. 3об.]. Его здоровье в послевоенные годы постоянно ухудшалось, и он скончался 8 апреля 1952 г. [6, с. 48].
Автобиография архиепископа Алексия (Палицына) помогает уточнить ряд автобиографических данных, известных из печатных источников: неизвестные подробности его служения в Донском монастыре (история с Патриархом Тихоном) и его роль в первые месяцы Великой Отечественной войны, когда он в октябре 1941 — начале 1942 г. фактически представлял главу РПЦ в Москве. Эти данные позволяют, как конкретизировать биографию русского архиерея второй четверти ХХ века, так и подчеркнуть наиболее общие моменты судеб иерархов того времени.
Список литературы:
1.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной Власти (1917—1943). Сборник. М., 1994. — 1064 с.
2.Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. Тверь: Булат, Кн. 2. 2001. — 526 с.
3.Киреев А., протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943—2002 годах. М., 2002. — 480 с.
4.Подмарицын А., диакон. Очерки истории Самарской епархии. Самара: Книга, 2008. — 152 с.
5.Подмарицын А.Г. Уполномоченные Совета по делам Русской Православной церкви при СНК/СМ СССР по Куйбышевской области в 1943-1965 годах//Социум и власть. — 2013. — № 3. — С. 111—115.
6.Православная энциклопедия. Т. 1. М.:ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. — 752 с.
7.Самарский епархиальный архив (СЕА). Ф. 1. Оп. 1.11. Д. 1.
8.Энциклопедия Самарской области. Т. 1. Самара, 2010. — 358 с.
дипломов
Оставить комментарий