Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2013 г.)
Наука: История
Секция: Всемирная история
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОКИ ИСЛАМСКОГО ТЕРРОРИЗМА В ИНДИИ
Яковлев Александр Юрьевич
канд. полит. наук, доцент ГУУ, РФ, г. Москва
Яковлев Пётр Юрьевич
соискатель РУДН, РФ, г. Москва
ROOTS OF ISLAMIC TERRORISM IN INDIA
Alexander Yakovlev
candidate of political sciences, associate professor of State University of Management, Russia Moscow
Petr Yakovlev
applicant of Russian University Friendship on Nations, Russia Moscow
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена одной из острейших проблем в Индии, оказывающей серьезнейшее влияние на национальную безопасность страны.
ABSTRACT
This article is about one of the most serious problems in India witch provides major influence on the national security.
Ключевые слова: Индия; исламизм; исламский терроризм.
Keywords: India; Islamism; Islamic terrorism.
Среди современных угроз миру первое принадлежит терроризму [1, с. 47—51; 4, с. 110]. Говоря о нем, мы довольно часто ассоциируем его с исламом или мусульманами. Почему это происходит и в чем причины этого, авторы попытаются разобраться ниже. Хорошим примером для исследования заявленной темы служит Индии [4, с. 366—368; 6, с. 5—8].
К причинам, толкающим мусульман Индии на использование террористических средств борьбы можно отнести:
· отношение со стороны представителей других конфессий (преимущественно индусов) к религии пророка Мухаммада как к радикальной идеологии насилия и террора;
· отождествление мусульман либо с террористами, либо с их пособниками;
· противопоставление отсталой исламской цивилизации развитой светской демократии;
· навязывание мусульманам чуждых им ценностей;
· видение в приверженцах ислама второсортных граждан и закомплексованность значительной части уммы Индии;
· демонизация государственными и местными властями и СМИ мусульман и конструирование из них образа врага.
Разберем приведенные пункты более подробно. Но, забегая чуть вперед предупредим, что многие выводы и приведенные аргументы окажутся не в пользу позиции, относящейся к исламу как к религии террора.
Концепция ислама с одной стороны крайне проста. В основу мусульманской веры, как и христианства, положена идея о всевышнем создателе и концепции посюстороннего (конечного) и потустороннего (вечного) миров. Если человек желает после смерти попасть в лучший мир, где ему уготовано спокойствие и блаженство, то ему необходимо следовать ряду принципов, представляющих собой столпы этой религии: шахада — символ веры; салат (салят) — молитва; закат (закят) — благотворительность; саум — пост; хадж — паломничество к святым местам.
Среди некоторой части богословов бытует мнение, что к этим базовым принципам необходимо прибавить еще 6-й — джихад. В переводе с арабского «джихад» означает усилие. Оно состоит в отдаче всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама. Первоначально под ним подразумевались защита и борьба за распространение религии пророка, в том числе и вооруженными методами. Во многом по этой причине джихад стал ассоциироваться со священной войной. Помимо джихада меча (или газавата), есть еще и джихад руки (применение дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей нравственных норм), языка (повеление достойного одобрения и запрет порицаемого), сердца (борьба с собственными дурными наклонностями). Последние три представляют духовный джихад, заключающийся во внутреннем самосовершенствовании на пути к Аллаху.
От описания постулатов веры перейдем к самим последователям пророка. Таковым можно назвать человека, признающего единого бога и живущего по добровольно принятому вероуставу всевышнего. Ислам, тем самым, представляет собой образ жизни правоверного, базирующийся на принципах, изложенных в Коране и хадисах пророка. Естественно кодекс поведения несколько коррелируется в зависимости от времени, географического положения и несет в себе этнические особенности, но базовые вещи, как правило, остаются неизменными.
Таким образом, как мы видим, в самом исламе не заложено никаких фундаментальных идей насилия и отождествление мусульман с террористами и их пособникам не совсем оправдано. Другой вопрос, в числе последователей Мухаммада есть радикально настроенные личности и отчасти с ними связано негативное восприятие мусульман. Среди них можно выделить улема Ахмада Таки ад-Дина Ибн Таймийа, прародителя ваххабизма Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба, основателя египетской организации «Братья-мусульмане» («Братья-мусульмане», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) Хасана аль-Банна и его приемника Сейида Кутба, их «коллегу» Абд ас-Салям Фарага, отца «Джамаат-и-Ислами» («Джамаат-и-Ислами», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) Абуль-Ала Маудуди, идеолога Аль-Каиды Айман Мухаммеда Рабие аз-Завахири и главного террориста Усаму бин Ладена.
Любая из форм проявления радикального ислама — искаженное толкование сути религии. Различные учение выделяют разное их число и дают им отличные друг от друга наименования. К «классическим» можно отнести исламизм, ваххабизм, салафизм и джихадизм. Целью всех вышеизложенных идеологий лежит построение всемирного халифата. Это решается через возвращение в лоно «истинного ислама», что может достигаться как мирным способом, так и через повсеместное введение законов шариата и истребления неверных и отступников.
Помимо обвинения в жестокости, мусульман часто отождествляют с отсталыми жителями планеты. Это отчасти обусловлено уровнем образования эмигрировавших из своих стран приверженцев ислама. Так, ежегодно в Индию в поисках лучшей жизни переселяются сотни тысяч наиболее обездоленных граждан соседних государств. Преимущественно из Бангладеш. Сталкиваясь с подобной категорией приезжих, коренные жители начинают причислять всех жителей этих стран к необразованным и малокультурным, а государства к отсталым. Но настоящее положение дел иное.
Также последователей Мухаммада причисляют к диким и отсталым жителям планеты. Одним из наиболее часто встречающихся аргументов приводится положение женщины в исламе. Индусы и иные немусульмане видят в представительнице слабого пола угнетенный субъект. Хотя это далеко не так. К женщине в исламе практикуется уважительное отношение, она воспринимается как продолжательница рода, мать, благородное создание, вверенное на сохранение.
Серьезным раздражающим фактором служит навязывание мусульманам чуждых им, якобы «универсальных ценностей». В виду экономической силы США и некоторые страны Европы активно насаждают культурные, нравственные, политические и иные атрибуты западной цивилизации. За последние десятилетия подобное серьезнейшее влияние было оказано и на Индию [9, с. 85—100].
В Индии, как и в других странах, где мусульмане составляют меньшинство, к ним относятся, если не как ко второсортным гражданам, то, по крайней мере, настороженно. Причин подобному положению дел много, остановимся на 2-х, имеющих исторические корни. Первая, миф о насильственном обращении представителей индуизма в ислам в период мусульманских завоеваний и правления Индией. Вторая, память о событиях 1947-1948 гг., связанных с разделом колонии и миллионах жертв.
Неприязнь к мусульманам дает о себе знать как на бытовом уровне, так в действиях государственных и муниципальных органов. Приверженцев ислама индусы крайне неохотно берут на работу, а если и делают это, то стараются выплачивать им меньшее вознаграждение, нежели одноверцам. Из преследователей пророка часто пытаются сделать «козлов отпущения», например, «повесив» на них нераскрытые уголовные дела. Это вызывает негодование уммы и ведет к межрелигиозным столкновениям и распрям.
Провокационные действия властей и отдельных индусов не всегда приводят к ответным действиям со стороны мусульман, тем более к террористическим. В противном случае, население страны не росло бы с такой силой. Причины терпимости отчасти кроятся в индивидуальном страхе отдельных членов уммы Индии, а также в ее разобщенности [7, с. 107; 8, с. 284; 10, с. 307]. Индийские мусульмане — это потомки исторически проживавших на территории современной Индии, переселенцы из Бангладеш и Пакистана, новообращенные низкокастовые индусы и т. д. Они представляют собой разрозненную массу, порой говорящую даже на разных языках.
Ислам — общинная религия и каждые член уммы должен чувствовать свою причастность к ней, но у индийских мусульман эти связи практически отсутствуют, что значительно ослабляет умму.
Ислам является единственной религией в мире, доля приверженцев которой значительно выросла за предыдущие сто лет (с 13 до 19 %). При этом, в отличие от других религиозных коммун, в мусульманской не наблюдается значительного роста числа атеистов. Среди 5 стран мира с наибольшим числом мусульман, 3 относятся к Южной Азии — Индия, Пакистан и Бангладеш — 2, 3 и 4-е места соответственно.
Подводя итог под всем вышесказанным, стоит отметить, что авторы ни в коей мере не старались оправдать террор мусульман Индии. Задача стояла выявить истинные причины использования последователями пророка вооруженных методов борьбы и, как показал анализ, они несколько иные, нежели предполагает обыватель.
Список литературы:
1.Бебрис А.О. Национальная безопасность в Индии (теоретические аспекты) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история, 2013, № 30.
2.Латфуллин Г.Р. Антитеррористический опыт Индии // Социально-гуманитарные знания, 2012, № 3.
3.Яковлев А.Ю. В поисках правой квалификации терроризма // Проблемы права, 2011, № 5.
4.Яковлев А.Ю. Глобальное и региональное противодействие терроризму (на примере ООН и СААРК) // Социально-гуманитарные знания, 2013, № 1.
5.Яковлев А.Ю. Индия. Террор во имя «социальной справедливости» // Азия и Африка сегодня, 2010, № 8.
6.Яковлев А.Ю. Индия: террор и антитеррор: Монография. М., 2012.
7.Яковлев А.Ю. Кашмир, региональная безопасность и индо-пакистанские отношения // Ars administrandi, 2011, № 4.
8.Яковлев А.Ю. Кашмирский тупик: политика и право // Социально-гуманитарные знания, 2011, № 4.
9.Яковлев А.Ю. Системные сбои в государственном управлении и их последствия: исследование вопроса на примере Индии // Ars administrandi, 2012, № 1.
10.Яковлев А.Ю. Этнос и политика в Индии // Социально-гуманитарные знания, 2011, № 1.
дипломов
Оставить комментарий