Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2014 г.)

Наука: Философия

Секция: Динамика современной культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лях С.С. ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(33). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ЭЛЕКТРОННАЯ  КУЛЬТУРА  КАК  СОСТАВНАЯ  ЧАСТЬ  ДУХОВНОГО  РАЗВИТИЯ  СОВРЕМЕННОГО  РОССИЙСКОГО  ОБЩЕСТВА

Лях  Станислав  Сергеевич

аспирант  кафедры  «Философия»  ГОУ  ВПО  МГТУ,  РФ,  г.  Мурманск

E-mail: 

 

ELECTRONIC  CULTURE  AS  PART  OF  SPIRITUAL  DEVELOPMENT  MODERN  RUSSIAN  SOCIETY

Stanislav  Lyah

post-graduate  of  sub-faculty“Philosophy”  Murmansk  State  Technical  University,  Russia  Murmansk

 

АННОТАЦИЯ

Данная  статья  посвящена  рассмотрению  понятия  электронной  культуры,  ее  значения  в  формировании  духовных,  нравственных  ценностей  российского  общества.  Результаты  исследования  показывают  сложность  и  многогранность  понятия  электронной  культуры.  Позволяют  сделать  вывод  о  необходимости  управления  интеграцией  электронной  культуры  в  процесс  духовного  развития.

ABSTRACT

This  article  deals  with  the  notion  of  e-culture,  its  values  on  the  formation  of  spiritual,  moral  values  of  Russian  society.  The  results  show  the  complexity  and  diversity  of  the  concepts  of  electronic  culture.  Suggest  the  need  to  manage  the  integration  of  e-culture  in  the  process  of  spiritual  development.

 

Ключевые  слова:  информационное  общество;  электронная  культура;  нравственное  воспитание.

Keywords:  information  society;  electronic  culture;  moral  education.

 

Последние  десять  лет  проблема  становления  информационного  общества  в  России  стала  одной  из  центральных  на  социально-философских  диспутах.  Никогда  раньше  так  остро  не  стоял  вопрос  существования  и  развития  социума  в  новой  информационной  среде  как  сейчас.  Это  явилось  следствием  ряда  причин.  Во-первых,  с  конца  девяностых  Россия  начинает  активно  интегрироваться  в  европейскую  культуру  с  ее  ментальностью.  Внедрению  в  жизнь  нашего  общества  подверглись  всевозможные  фреймы  общения,  поведения,  этики.  Во-вторых,  как  и  весь  мир,  Россия  вступила  в  эпоху  постиндустриального  развития,  эпоху  нанотехнологий.  Еще  двадцать  лет  назад  сложно  было  предположить  о  возможности  взаимного  общения  посредством  сотовой  связи.  Сегодня  миллионы  людей  используют  для  обмена  информации  смартфоны,  коммуникаторы  и  другие  портативные  устройства.  Информационные  технологии  интегрированы  практически  во  все  области  жизни  социума.  Доступ  к  интернет-ресурсам  есть  у  большинства  людей,  причем  если  раньше  он  предоставлялся  преимущественно  на  основе  бизнес  решений  (интернет-салоны,  кафе),  то  сегодня  «выход  в  паутину»  доступен  в  виде  персональных  «точек  доступа».  Успехи  в  научной  деятельности  дали  толчок  для  развития  медицины,  энергетики,  оптоэлектроники  и  др.  В  России  создаются  инновационные  центы  (Сколково),  реформируется  научная  система  (реформа  РАН).  Не  меньше  внимания  сегодня  уделяется  такой  сфере  жизни  общества,  как  духовная.  Новый  2014  год  объявлен  в  России  годом  культуры.  Ход  развития  виртуального  пространства  породил  такое  явление  в  духовной  сфере  как  «электронная  культура»,  приобретающее  в  настоящее  время  актуальность.

«Электронная  культура,  Digital  Culture,  E-culture  —  это,  прежде  всего  новая  сфера  деятельности  человека,  связанная  с  созданием  электронных  копий  духовных  и  материальных  объектов,  в  том  числе  произведений  искусства,  науки,  литературы,  кино  и  т.  д.»  [1,  с.  76].  Электронная  культура  отображает  творческие  решения,  смоделированные  в  электронном  виде  с  применением  компьютерных  методов.  Она  представляет  собой  составляющую  традиционной  культуры,  возникшую  в  силу  развития  информационных  технологий,  с  отличительной  от  классического  понимания  техникой  создания  произведений.  К  творениям,  непосредственно  образованным  в  электронной  среде,  относится  сетевое  искусство,  реконструкции  в  виртуальной  реальности,  новые  интерактивные  произведения,  экскурсионные  симулятор,  дистанционные  курсы  обучения  и  др.  Труды  искусства,  преобразованные  в  цифровую  копию,  также  становятся  носителями  электронной  культуры.  В  широком  смысле  понятие  «электронная  культура»  можно  охарактеризовать  как  среду  духовного  обогащения  общества.  Обучение  и  воспитание  культурным  ценностям  носит  отличный  от  традиционного  понимания  характер,  обусловленный  особенностями  обмена  информацией  в  виртуальной  сфере.  Необходимо  сказать,  что  к  электронной  культуре  относятся  далеко  не  все  результаты  творчества,  созданные  в  информационную  эпоху.  Продолжает  существовать  традиция  создания  неэлектронных  произведений  искусства,  развиваются  научные  идеи,  философия,  культура  повседневности. 

В  настоящее  время  электронная  культура  является  сложным  и  многообразным  понятием,  она  вобрала  в  себя  полный  спектр  интерактивных  атрибутов,  объединенных  в  единую  виртуальную  среду  Интернет,  представляющую  собой  компьютерную  альтернативу  реальности.  Существует  большое  количество  точек  зрения  на  влияние  электронной  культуры  и  в  целом  интернета  на  духовный  мир  социума.  Все  они  отражают  различные  грани  воздействия  на  пользователей  глобальной  информационной  паутины. 

Создание  электронной  культуры  как  особой  среды  в  информационном  обществе  носит  закономерный  характер  и  обусловлено,  прежде  всего,  развитием  информационных  технологий  и  глобализацией  их  применения.  Постепенно  электронная  культура  доросла  из  состояния  информационного  портала  до  качества  самостоятельной  виртуальной  сферы  в  глобальной  информационной  среде  Интернет.  Большое  количество  различных  сайтов  в  сети,  собирающих  вокруг  себя  целые  сообщества  пользователей  осваивающих  разнообразные  аспекты  науки,  живописи,  искусства,  социальных  связей  создают  активную  среду  от  изучения  интересующих  вопросов  до  принятия  модели  отношений  и  обмена  мнениями,  эмоциями.  Не  смотря  на  это,  основной  задачей  виртуальной  культурной  среды  на  сегодняшний  день  является  обеспечение  необходимой  информацией  в  процессе  информационного  воздействия.  Данные,  которыми  обеспечиваются  пользователи,  могут  быть  текстуальными,  графическими,  звуковыми  и  т.  д.

Среду  воздействия  электронной  культуры  в  глобальной  информационной  сети  можно  условно  разделить  на  две  составляющие:  информационного  обеспечения  и  активного  влияния.  К  первой  относятся  различного  рода  информационные  порталы,  предоставляющие  возможность  пользователю  максимально  полно  получить  интересующую  его  информацию.  Это,  прежде  всего  свободные  энциклопедии,  электронные  библиотеки,  картинные  галереи,  сайты  предоставляющие  информацию  в  режиме  онлайн  и  др.  Отличительной  особенностью  этой  составляющей  виртуального  портала  является  то,  что  не  происходит  общение  пользователей.  Обеспечение  информацией  осуществляется  по  заранее  предусмотренным  параметрам  поиска,  на  основании  правил  установленных  сайтом,  предоставляющим  информацию.  Здесь  основными  факторами,  влияющими  на  степень  заинтересованности  пользователя  конкретного  портала  «электронной  культуры»  являются:  удобство  поиска,  графическое  оформление  страницы,  адаптивный  дизайн,  возможность  сохранять  интересующие  данные.  Таким  образом,  основным  критерием  выбора  источника  становится  удобство  получения  необходимой  информации.  В  контексте  вышеуказанного  духовное  воспитание  как  неотъемлемая  составляющая  процесса  культурного  обогащения  даже  не  рассматривается,  а  целью  является  получение  только  конкретных  заданных  сведений.  Процесс  культурного  развития  личности  приобретает  посредственный,  второстепенный  характер.  То,  что  раньше  постигалось  в  ходе  культурного  развития  (например,  при  работе  с  литературными  источниками  в  процессе  написания  сочинений  в  средней  школе,  эссе  в  институте)  сейчас  дается  в  готовом  виде  в  «интернет-паутине»,  тем  самым  лишая  возможности  пользователя  посредством  личного  опыта  найти  верное  решение.  Кроме  того,  большое  количество  сайтов  группы  информационного  обеспечения  не  дают  гарантии  достоверности  предоставляемой  информации,  в  отличие  от  типографских  изданий,  что  приводит  к  снижению  качества  услуг  этих  сайтов  и,  как  следствие,  «культурного  воспитания». 

К  электронной  культуре  активного  влияния  относятся  интернет-сайты,  предоставляющие  услуги  виртуального  общения,  как  в  режиме  реального  времени,  так  и  путем  составления  сообщений,  тем,  блогов.  Это,  прежде  всего  социальные  сети,  интернет-журналы,  различные  форумы  и  т.  д.  Принципиальным  отличием  от  энциклопедических  порталов  является  здесь  наличие  возможности  обмениваться  информацией  с  реальными  пользователями  или  ботами,  вести  виртуальный  диалог  и  обсуждение  на  заданную  тематику.  Социальные  сети  по  своей  природе  являются  активной  средой  и  существуют  благодаря  информационному  воздействию  на  своих  пользователей.  На  сегодняшний  день  Россия  занимает  первое  место  в  мире  по  активности  использования  социальных  сетей  и  других  порталов  виртуального  общения.  Благодаря  интерактивным  возможностям,  для  все  большего  количества  пользователей  социальные  сети  становятся  оболочкой  существования  в  реальной  жизни.  «Недавнее  исследование  пользователей  социальной  сети  MySpace  показало,  что  молодым  людям  намного  проще  общаться  друг  с  другом  именно  в  Интернете,  а  не  в  реальной  жизни.  Почти  72  процента  опрошенных  признались  в  том,  что  в  реальном  мире  они  не  чувствуют  себя  частью  социума,  и  это  создает  для  них  определенные  трудности  нахождения  общего  языка  с  людьми  вне  интернет-среды»  [2,  с.  243].

С  одной  стороны  виртуальные  сети  позволяют  осуществлять  практически  беспрепятственное  общение  с  представителями  искусства,  поэзии,  дают  возможность  консультации  и  изучения  интересующих  направлений  культурной  сферы  от  традиционной  поэзии  и  живописи  (возможность  дистанционного  обмена)  до  техники  интерактивного  трехмерного  письма.  С  другой  стороны  безграничные  возможности  контента  сетей  создают  виртуальную  среду  обитания.  Пользователи  стали  получать  большее  количество  эмоций  через  Интернет,  нежели  в  реальной  жизни,  наблюдается  все  чаще  замена  реального  общения  виртуальным.  Появился  новый  вид  социальной  патологии,  такой  как  интернет-зависимость.  Социальные  сети  в  ходе  информационного  воздействия  делают  человека  уязвимым  перед  реальной  жизнью.  По  данным  различных  исследований,  интернет-зависимыми  сегодня  являются  около  10  %  пользователей  во  всем  мире.  Несмотря  на  отсутствие  официального  признания  проблемы  в  России,  интернет-зависимость  уже  принимается  в  расчёт  во  многих  странах  мира.  Например,  в  Финляндии  молодым  людям  с  интернет-зависимостью  предоставляют  отсрочку  от  армии.  Организатор  первой  в  Китае  клиники  для  лечения  больных  виртуальной  зависимостью  доктор  Тао  Ран  заявил  о  том,  что  «Китай  является  пионером  в  исследованиях  виртуальной  зависимости,  потому  что  у  нас  достаточно  больных  для  их  проведения.  Мы  также  были  первыми,  кто  начал  открывать  для  них  клиники»  [3].  Еще  одной  проблемой  электронной  культуры  сегодня  является  интернет-мошенничество.  Электронная  культура  представляет  свои  услуги  посредством  информационного  обеспечения,  т.  е.  передачи  и  обмена  информацией.  Информация,  передаваемая  по  сети,  может  быть  при  достаточном  техническом  обеспечении  модифицирована,  видоизменена,  преобразовано  ее  семантическое  содержание  злоумышленниками.  В  виртуальной  среде  нельзя  похитить  произведения  искусства,  но  можно  изменить  их  значение,  смысловую,  нравственную  сущность.  До  настоящего  времени  не  создана  единая  система  защиты  культурных  порталов  от  подобных  манипуляций.

Таким  образом,  воздействие  электронной  культуры  на  общество  как  любой  сферы  можно  охарактеризовать  в  конструктивном  и  деструктивном  ключе,  что  в  свою  очередь  отражает  ее  сложность  и  многогранность.  Электронная  культура  является  позитивным  шагом  на  пути  развития  современного  общества,  его  духовной  составляющей.  Процесс  соприкосновения  людей  с  культурным  наследием  нашей  многовековой  истории,  изучения  огромного  опыта  предыдущих  поколений  стал  доступнее  и  удобнее,  расширились  возможности  и  круг  постигаемых  вопросов.  В  то  же  время  негативные  результаты  виртуального  воздействия  на  человека  заставляют  задуматься  над  степенью  вовлечения  электронной  культуры  в  процесс  нравственного  воспитания  личности.  Только  управление  виртуальным  пространством  позволит  разрешить  эту  дилемму.

 

Список  литературы:

1.Баева  Л.В.  Электронная  культура:  опыт  философского  анализа  //  Вопросы  философии.  —  2013.  —  №  5.  —  С.  75—83.

2.Дужникова  А.С.  Социальные  сети:  современные  тенденции  и  типы  пользования  //  Мониторинг  общественного  мнения.  —  2010.  —  №  5.  —  С.  238—251.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/99/2010_5(99)_16_Duzhnikova.pdf  (дата  обращения  13.01.2014).

3.Лавинов  С.  Это  надо  лечить.  Китай  собирается  официально  признать  интернет-зависимость  болезнью  //  «Новые  Известия»  за  12  Ноября  2008  г.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.newizv.ru/world/2008-11-12/101392-eto-nado-lechit.html  (дата  обращения  13.01.2014).

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.