Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 24 февраля 2014 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ОБЩЕСТВА
Лях Станислав Сергеевич
аспирант кафедры «Философия» ГОУ ВПО МГТУ, РФ, г. Мурманск
Лях Владислав Сергеевич,
студент МГГУ, РФ, г. Мурманск
INFORMATION IMPACT AND ITS IMPORTANCE IN THE FORMATION OF THE AXIOLOGICAL PORTRAIT SOCIETY
Stanislav Lyah
post-graduate of sub-faculty“Philosophy” Murmansk State Technical University, Russia Murmansk
Vladislav Lyah
student of Murmansk State Humanitarian University, Russia Murmansk
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена рассмотрению понятия информационное воздействие, ее значению в формировании духовных, нравственных ценностей российского общества. Результаты исследования показывают сложность и многогранность понятия информационное воздействие. Позволяют сделать вывод о необходимости управления процессом информационного воздействия на аксиологический портрет общества.
ABSTRACT
This article deals with the notion of informational influence, its importance in the formation of spiritual, moral values of Russian society. The results show the complexity and diversity of concepts informational impact. Suggest the need to control the process of information influence on axiological portrait of society.
Ключевые слова: информационное воздействие; общество; духовная сфера.
Keywords: informational impact; society; spiritual sphere.
Цивилизация сегодня. В наше время существует большое количество точек зрения на пути развитие новейшего общества информационных технологий, но, ни одна из них не отрицает тот факт, что изменение в духовной среде на рубеже XX—XXI вв. отличается все возрастающим темпом. Прогресс идет такими скачками, что становится трудно спрогнозировать завтрашний день. Глобальная автоматизация и компьютеризация захлестнула мировое сообщество, успехи в генной инженерии и медицине вывели социум на более высокий уровень развития. Появились новые области научного исследования, такие как биоэтика, гуманология, трибология и др.
Главной тенденцией конца XX — начала XXI вв. становится новая социальная парадигма — представление о мире как о глобальном пространстве, которое характеризуется формированием единой мировой социальной системы. Глобализационными процессами на современном этапе во многом детерминирована динамика развития России [3].
В нашей стране по причине кардинальных политических и экономических изменений, происходящих в последние десятилетия, после длительного времени «изолированности» от внешнего мира, возник ряд проблем, связанных с социальным развитием, требующих решения. Эпоха «железного занавеса» и постперестроечной опустошенности привела государство к оторванности от развитых мировых держав. Сейчас быстрыми шагами мы догоняем европейские страны по уровню жизни, дохода населения, внедрению нанотехнологий. Происходят изменения внутри российского общества, которые отражаются во всех его сферах. Сегодня перед Россией стоит проблема нравственного самоопределения и обретения своей ментальности. От решения этой проблемы и определения путей дальнейшего развития государства зависит будущий аксиологический портрет российского общества.
Аксиологическое состояние общества представляет собой ценностную модель, на культивирование и развитие которой ориентирован социум. Эта модель складывается в силу определенных исторических особенностей развития конкретного общества. Например, аксиологический портрет «советского строя» был крайне политизирован и предопределен идеологическими догмами. Ценности, выдвигаемые политической моделью развития, ставились выше нравственных, духовных идеалов. Все это привело к формированию определенной модели советского общества со своими плюсами и минусами. Состояние общественного сознания напрямую зависит от процессов, протекающих в культурной сфере жизни социума.
Культура выступает движущей силой развития общества и существования цивилизации, она представляет собою основу, определяет тенденции общественного развития. Культура отражает практическое проявление духовных ценностей социума, выступает показателем морали, нравственности, этических и эстетических идеалов. Духовно-нравственные ценности формируются под воздействием большого количества факторов. Согласно взглядам Льва Корсавина — основной тенденцией в отечественной истории является православизация российского общества [2, с. 85] Православие выступает фактором, влияющим на формирование духовных ценностей. Оно находит практическое отражение в русском искусстве, живописи, литературе. В наше время практически любое воздействие, в том числе в духовной сфере, носит информационный характер, то есть результатом воздействия является получение объектом определенной информации в конкретной области.
Информация характеризует окружающий нас мир и является объективной реальностью, которая существует независимо от сознания человека. Информация существует не сама по себе, она жестко связана с элементами материального мира, которые образуют системы ее получения, хранения, преобразования и передачи. В этом заключается объективность и реальность информации, поэтому она доступна получению и изучению. Информация формировалась и развивалась вместе со своими материальными носителями, свойства информации зависят от свойств ее носителей и, в значительной степени, характеризуются через них [1, с. 21].
Информационное воздействие — это возбуждение (торможение) в управляемой системе таких процессов, которые стимулируют желательный для управляющей стороны выбор. Процесс информационного воздействия носит сложный многогранный характер и характеризуется самой передаваемой информацией и способом ее передачи. Условно информацию по критерию восприятия можно разделить на три вида: абстрактную, рационально-символьную, импрессивную. Абстрактная информация (абстракция) — информация, отвлеченная в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления), имеющая целью выделение существенных, закономерных признаков. Таким образом, абстрактная информация передает определенные закономерности в изменении различных процессов, явлений, показывает тенденцию развития и обладает преимущественно статистическим характером. Она является наиболее отвлеченным видом информации. По абстрактной информации нельзя сделать конкретные выводы о заданном объекте, но можно проанализировать общую статистику. Рационально-символьная информация в отличие от абстрактной информации является максимально конкретизированной и может передавать сведения как об отдельно выбранном объекте, явлении, так и указывать на общие черты или различия объектов. Этот вид информации содержится в текстуальном материале, в различных аллегориях, знаках. Она представляет собой графическое отражение осмысленной идеи. На основе восприятия этой информации развилось такое направление в философии как герменевтика (искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов). Импрессивная информация рассчитана на органы восприятия и чувств субъекта, она меняет его эмоциональный настрой, предопределяя последующее осмыслением. В искусстве она нашла отражение в импрессионизме. Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
На практике передаваемая информация представлена сочетанием вышеописанных видов. Этим устанавливается более тесный контакт с объектом воздействия, возрастает его заинтересованность.
Информационное воздействие в общем виде может быть прямым или косвенным. Прямое воздействие осуществляется активными направленными источниками (субъектами) воздействия. К источникам воздействия относятся: телевидение, радио, любые агитационные акции (реклама, пропаганда), активная виртуальная среда (социальные сети, сообщества, форумы). Косвенное воздействие осуществляется субъектами воздействия на основе выработанных стратагем. Стратагема представляет собой скрытое построение замысла, алгоритм действий, направленный на достижение тайной цели, или решение какой-либо задачи с обязательным учётом психологии объекта, его положения, обстановки и других особенностей ситуации. К субъектам косвенного воздействия относятся: различные энциклопедии, библиотеки, галереи (в том числе электронные). Информация здесь представляется в удобном виде, внешне с ярко выраженной индифферентностью. В условиях дефицита времени прямое информационное воздействие все чаще применяется в различных сферах жизни общества. По своему содержанию оно является направленным и конкретным, в то же время в отличие от косвенного воздействия менее гибким и адаптивным.
Россия сегодня находится на пути перехода в новый качественный вид, определяется дальнейший путь развития нашей страны, вырабатывается концепция национальной идеи. Возрастает и роль информационного воздействия на общество и, особенно, в его духовной сфере жизни, как основе национального самоопределения и самосознания. Все это происходит в эпоху технических, информационных, виртуальных возможностей с характерной ей динамикой роста. Как и любой этап перехода в наше время происходит закладка фундамента будущего, его аксиологических, нравственных основ. Именно поэтому в настоящее время наиболее важным становится изучение и выработка путей воздействия на формирование общественных фреймов, культурных, духовных ценностей.
Список литературы:
1.Академия естествознания. Научный журнал № 5, 2011. Пенза: Академия естествознания, 2011. — 142 с.
2.Карсавин Л.П. Путь православия. М.: АСТ, 2003. — 560 с.
3.Решетникова Н.С. Анализ процессов интеграции культуры России в мировое сообщество [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.aspu.ru/images/File/Izdatelstvo/Kaspiiskii%203(36)%202013/281-286.pdf (дата обращения 17.02.2014).
дипломов
Оставить комментарий