Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 31 марта 2014 г.)
Наука: Политология
Секция: Мировая политика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
БОРЬБА С РЕЛИГИОЗНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ В ТАДЖИКИСТАНЕ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Егоров Евгений Наильевич
аспирант кафедры политологии Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург
LEGISLATIVE DIMENSION OF THE FIGHT AGAINST RELIGIOUS EXTREMISM IN TADJIKISTAN
Yevgeniy Yegorov
Postgraduate student Herzen State Pedagogical University of Russia, Russia St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема борьбы с религиозным экстремизмом в Республике Таджикистан. Анализируется законодательство Таджикистана в сфере борьбы с религиозным экстремизмом. Определяются недостатки работы органов власти в данной сфере.
ABSTRACT
This article focuses on the legislative level of the counter-extremism strategy of Tajikistan. The analysis of the counter-extremism legislation is given. The author defines shortcomings in the anti-extremism fight of the Republic of Tajikistan.
Ключевые слова: исламизм; религиозный экстремизм; ханафизм; религиозное объединение
Keywords: islamism; religious extremism; hanafizm; religious association
Таджикистан в смысле светско-религиозных отношений в государстве сильно выделяется среди бывших советских республик. Распад СССР привел в начале 1990-х годов к гражданской войне, последствия которой не преодолены до сих пор. Не секрет, что война велась между исламистами и светскими силами. Сторонники отделения религии от государства в итоге победили, но до сих пор сохраняется влияние бывших полевых командиров в труднодоступных областях страны. Особенностью Таджикистана среди центрально-азиатских республик является также то, что только здесь легально существует и представлена в парламенте религиозная партия — Партия исламского возрождения Таджикистана.
После окончания гражданской войны население Таджикистана было настолько напугано исламистами, что уровень религиозности среди населения резко упал. Но в последнее время наблюдается рост религиозного самосознания таджикского народа, что используют в свою пользу и исламские радикалы. Согласно проведенному Институтом Гэллапа в августе 2010 опросу 85 % населения республики заявили, что религия является важной частью их жизни. Лишь 12 % населения не считают религию важной составляющей их повседневной жизни, что выводит Таджикистан на первое место среди государств Центральной Азии по уровню религиозности [11, с. 4].
Активную деятельность в Таджикистане ведут такие запрещенные законодательно экстремистские организации, как «Аль Каида», «Талибан», «Братья мусульмане», «Исламское движение Узбекистана», «Хизб ут-Тахрир», «Салафия», «Джамаат Таблиг», «Джамаат Ансаруллах».
Согласно Конституции Республики Таджикистан 1994 года религиозные организации не имеют права вмешиваться в государственные дела. Создание и деятельность организаций, пропагандирующих расовую, национальную, социальную и религиозную вражду или призывающих к изменению конституционного строя запрещаются (статья 8).
Согласно статье 28 Конституции граждане могут участвовать в создании политических партий, в том числе демократического, религиозного и атеистического характера [5]. Таджикистан в этом смысле является единственной в Центральной Азии страной, в парламенте которой представлена исламская партия. В 2010 году на очередных парламентских выборах Партия исламского возрождения Таджикистана получила два места в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли (нижней палате парламента) Таджикистана.
Основным законодательным актом, регулирующим религиозную сферу жизни таджикского общества, является Закон Республики Таджикистан от 26 марта 2009 года № 489 «О свободе совести и религиозных объединениях» [1].
В преамбуле к закону признается особая роль ханафитского направления исламской религии в развитии национальной культуры и духовной жизни народа Таджикистана, Ханафизм — одна из основных богословских школ суннитского направления ислама, которая наиболее лояльна к обычаям и нововведениям. Большинство мусульман Таджикистана придерживаются именно ханафизма. Решение подчеркнуть особую роль данного направления связано с распространением в республике идей движения «Салафия». Салафиты известны своей ортодоксальностью в трактовке норм ислама. Например, они обвиняют в неверности всех, включая мусульман, кто придерживается иной интерпретации положений ислама. Также салафиты по-своему трактуют понятие джихада. Для них это вооруженная борьба против неверных, в которой должен участвовать каждый мусульманин.
Пункт 6 статьи 8 Закона гласит, что обучение в зарубежных религиозных вузах разрешается только после получения религиозного образования в Республике Таджикистан и с письменного согласия Министерства образования и Комитета по делам религии при правительстве Таджикистана. Данные органы выдают разрешение на религиозное образование за границей лишь после получения начального образования на родине.
Руководство республики озабочено тем, что большое количество молодых людей едут получать религиозное образование в Иран, где господствует шиизм, притом, что таджики в большинстве своем являются приверженцами суннизма. Не говоря уже о том, что престижным считается образование, полученное в Саудовской Аравии, где ваххабизм является основным направлением ислама.
В рамках борьбы с экстремизмом только в 2013 году Правительство Таджикистана вернуло на родину 2705 студентов, обучавшихся в Иране, Саудовской Аравии, Ливии, Египте [9].
Но тут уже возникла проблема с тем, чтобы предоставить вернувшимся молодым людям альтернативу в виде работы, учебы, каких-либо перспектив. Сегодня отмечается обратный отток молодежи разными путями в мусульманские страны из-за отсутствия возможностей для развития на родине.
В соответствии с Законом создание религиозных объединений в органах государственной власти, образовательных учреждениях и воинских частях запрещено (пункт 4 статьи 9). Выборы имамов мечетей проводятся по согласованию с Комитетом по делам религии при Правительстве Республики Таджикистан (пункт 6 статьи 11).
Статья 13 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» говорит о том, что для государственной регистрации религиозной организации среди прочего представляется справка местного органа власти о существовании последователей данного религиозного объединения на территории его деятельности на протяжении последних не менее 5 лет. Тем самым ограничивается возможность регистрации зарубежных экстремистских объединений, противопоставляющих себя традиционному исламу.
Согласно статье 19 Закона религиозные организации не имеют права препятствовать присутствию представителей Комитета по делам религии на проводимых ими мероприятиях. В Таджикистане также запрещена проповедческая деятельность религиозных объединений в государственных дошкольных и школьных учреждениях, а также в домах и квартирах граждан.
Следует отметить, что правительство Таджикистана не только согласовывает кандидатуры имамов и контролирует деятельность мечетей, но и с 2014 года выплачивает имамам государственную заработную плату для того, чтобы повысить их ответственность за работу по воспитанию молодежи и противодействию экстремизму [6]. Комитет по делам религии разработал для имамов специальное пособие «52 пятничных проповеди», которое они должны использовать в добровольно-принудительном порядке. Пособие предлагает проповедь на каждую неделю года, причем эти проповеди охватывают практически все сферы жизни мусульманина, от женитьбы до религиозных праздников [8].
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом» № 69 2003 года экстремизм — это проявление выражения крайних форм действий, призывающих к дестабилизации, изменению конституционного строя в стране, захвату власти и присвоению её полномочий, разжиганию расовой, национальной, социальной и религиозной вражды. Экстремистская деятельность — деятельность, направленная на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, пропаганду исключительности и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии или религиозной принадлежности [2].
Широкие дискуссии в таджикском обществе вызвало принятие в 2011 году Закона Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» № 762 [3]. Согласно закону детьми признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. При этом на родителей возлагается обязанность не допускать участия детей в деятельности религиозных организаций, кроме детей, официально обучающихся в религиозных учреждениях (статья 8). Также родители обязаны не допускать обучения детей за границей без разрешения уполномоченных органов власти. Таким образом, запрещено посещение детьми мечетей до достижения ими совершеннолетия. За нарушение данного закона Кодекс об административных правонарушениях Республики Таджикистан (статья 90) предусматривает в качестве наказания предупреждение или наложение штрафа [4]. За несоблюдение норм данного Закона только за 3 месяца 2013 года были наказаны в административном порядке 3100 родителей [7].
Уголовное законодательство Таджикистана предусматривает суровое наказание за терроризм. Согласно статье 179 УК Республики Таджикистан акт терроризма, повлекший смерть человека и совершенный организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или смертной казнью. Участие в деятельности запрещенного судом религиозного объединения наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет (статья 307.3). Организация учебы экстремистского характера и участие в таком обучении наказываются сроком от пяти до восьми лет с конфискацией имущества (статья 307.4) [10].
Таким образом, законодательство Таджикистана отличается своей жесткостью по отношению к религиозному экстремизму и терроризму. Однако аналитики отмечают рост исламистских настроений в таджикском обществе. Правительство пытается решить проблему путем ужесточения законодательства и ограничения деятельности религиозных организаций, не обращая внимания на причины, побуждающие людей примкнуть к исламистам. Между тем корни проблемы лежат в социально-экономической сфере. В Республике Таджикистан наблюдается огромный разрыв в уровне доходов власть имущих и простого населения, молодежь не видит перспектив жизни на родине и уезжает за границу, система социального обеспечения разрушена. Руководство Таджикистана пытается взять под полный контроль религиозную жизнь народа, не прилагая достаточных усилий для повышения уровня жизни населения. Одних лишь законодательных мер недостаточно для борьбы с религиозным экстремизмом, необходимо устранить глубинные причины роста исламизма в республике.
Список литературы:
- Закон РТ «О свободе совести и религиозных объединениях». Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/2009/ (дата обращения 22.03.2014).
- Закон РТ «О борьбе с экстремизмом». Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/2003/ (дата обращения 22.03.2014).
- Закон РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей». Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/2011/ (дата обращения 23.03.2014).
- Кодекс РТ об административных правонарушениях. Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/codecs/ (дата обращения 23.03.2014).
- Конституция Республики Таджикистан Официальный сайт МИД Республики Таджикистан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://mfa.tj/ru/konstituciya/konstituciya-rt.html (дата обращения 22.03.2014).
- Магомедов Р. Имам-хатибы Таджикистана будут получать заработную плату. [Портал Голос ислама.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://golosislama.ru/news.php?id=21465 (дата обращения 23.03.2014).
- Рахмон озабочен вовлечением молодежи в экстремистские партии и движения. Портал IslamNews.Tj. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://islamnews.tj/tajikistan/713-rahmon-ozabochenvovlecheniem-molodezhi-v-ekstremistskie-partii-i-dvizheniya.html (дата обращения 22.03.2014).
- Саркорова А. Имамам Таджикистана установили темы проповедей. Русская служба BBC. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/01/110111_tajik_friday_prayers_topics.shtml (дата обращения 23.03.2014).
- Таджикистану удалось вернуть домой почти три тысячи студентов, обучавшихся в иностранных религиозных учебных заведениях. Интерфакс, 14.01.2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=54103 (дата обращения 22.03.2014).
- Уголовный кодекс Республики Таджикистан. Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/codecs/ (дата обращения 23.03.2014).
- Tajikistan Report [The American Foreign Policy Council’s World Almanac of Islamism. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://almanac.afpc.org/Tajikistan# (дата обращения 22.03.2014).
дипломов
Оставить комментарий