Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 31 марта 2014 г.)

Наука: Философия

Секция: Философия и ее роль в современном обществе

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Вялых В.В., Терентьева А.В. ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ГЕНИАЛЬНОСТИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 3(35). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  ФЕНОМЕНА  ГЕНИАЛЬНОСТИ

Вялых  Владимир  Владимирович

канд.  полит.  наук,  заведующий  кафедрой  философии  Оренбургской  государственной  медицинской  академии,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail:  vylix@mail.ru

Терентьева  Анна  Владимировна

студент  2  курса  факультета  клинической  психологии  Оренбургской  государственной  академии,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail: 

 

PHILOSOPHICAL-PSYCHOLOGICAL  ANALYSIS  OF  THE  PHENOMENON  OF  GENIUS

Vylich  Vladimir  Vladimirovich

candidate  of  political  science,  head  of  department  of  philosophy  of  the  Orenburg  state  medical  Academy,  Russia  Orenburg

Terentieva  Anna  Vladimirovna

a  second  year  student  the  faculty  of  clinical  psychology  of  the  Orenburg  state  medical  Academy,  Russia  Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  анализу  феномена  гениальности  в  методологии  философии  и  психологии.  Авторы  рассматривают  гениальность  в  философии  как  онтологическую  характеристику  человека  и  в  психологии  как  свойство  личности.  В  основной  части  статьи  раскрывается  процесс  эволюции  представлений  о  гениальности,  ознаменовавший  собой  изменения  в  мировоззрении  человека  и  общества. 

Авторы  подчеркивают,  что  на  формирование  гениальности  оказывают  влияние  множество  факторов,  среди  которых  воздействия  окружающей  среды,  редкие  наследственные  заболевания,  воспитание,  сильная  мотивация.

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  analysis  of  the  phenomenon  of  genius  in  the  methodology  of  philosophy  and  psychology.  The  authors  consider  the  genius  in  philosophy  as  an  ontological  characteristic  of  a  person  and  in  psychology  as  the  property  of  the  individual.  In  the  main  part  of  the  article  reveals  the  evolution  of  ideas  about  the  genius  that  marked  a  change  in  the  worldview  of  a  person  and  society. 

The  authors  emphasize  that  the  formation  of  a  genius  is  influenced  by  many  factors,  among  which  the  environmental  impact,  a  rare  hereditary  disease,  education,  strong  motivation.

 

Ключевые  слова:  гений;  гениальность;  даймон;  талант;  теоцентризм;  антропоцентризм.

Keywords:  genius,  the  genius;  Dimon;  talent;  theocentrism;  anthropocentrism.

 

Существуют  научные  проблемы,  изучать  которые  наиболее  полно  можно  лишь  при  междисциплинарном  исследовании,  объединяющем  методологию  двух  наук.  Одной  из  таких  является  проблема  гениальности,  затрагивающая  сферы  интересов  двух  дисциплин  —  философии  и  психологии.  Способность  человека  выйти  за  пределы  своих  возможностей  в  равной  степени  интересовала  как  философов,  так  и  психологов.  Это  отчасти  объясняется  той  эволюцией,  которую  прошел  в  своем  развитии  феномен  гениальности.  В  древности  людей,  по  своим  интеллектуальным  возможностям  превосходящие  современников,  причисляли  к  богам.  Впоследствии  такие  науки,  как,  например,  психология,  стремились  дать  более  рациональное  объяснение  феномену  гениальности.  Объединял  эти  две  науки  тот  факт,  что  обе  они  рассматривали  данный  концепт  во  всей  его  противоречивости.

Много  раз  философы  старались  объяснить  феномен  гениальности,  а  после  того  как  было  подтверждено,  что  все  психические  процессы  подвержены  определенным  законам  подобно  всем  другим  естественным  явлениям,  ученые  стали  пытаться  дать  определение  слову  «гений»,  основанное  на  научно  подтвержденных  фактах.  Однако  единого  определения  этому  понятию  до  сих  пор  не  существует.  Термин  «гениальность»,  по  мнению  В.П.  Эфроимсона,  употребляется  как  для  обозначения  способности  человека  к  творчеству,  так  и  для  оценки  результатов  его  деятельности,  предполагая  врожденную  способность  к  продуктивной  деятельности  в  той  или  иной  области.  В  трактовке  Эфроимсона,  гений,  в  отличие  от  таланта,  являет  собой  не  просто  высшую  степень  одаренности,  а  способность  создавать  качественно  новые  творения  [3,  c.  23].

Слово  «гений»  происходит  от  латинского  genius  или  ingenium  и  согласно  мировоззрению  древних  греков  означает  «дух».  Античные  мыслители  полагали,  что  в  тех,  кто  правит  народами  или  создает  что-либо  необыкновенное  в  искусстве  или  науке,  есть  частица  божественного  духа  [1,  с.  52].  В  это  же  время  появляется  понятие  «даймон»,  которым  обозначали  духа,  воздействующего  на  человека.  Сократ  понимает  «даймон»  как  голос,  нашептывающий  истины  из  «мира  идей»,  как  творческое  начало.  «Даймон»  также  является  источником  созидательной  энергии,  которая  подталкивает  человека  на  создание  великих  произведений  искусства,  открытию  чего-то  принципиально  нового. 

Важной  особенностью  представлений  о  гении  является  то,  что  с  древнейших  времен  и  наука,  и  обыденное  сознание  твердо  придерживались  убеждения,  что  подлинная  гениальность  может  проявиться  только  в  искусстве,  а  истинным  гением  может  быть  только  художник.  Одним  из  таких  примеров  может  служить  понимание  гениальности,  предложенное  Аристотелем.  Он  подчеркивает  связь  художественного  творчества  с  интеллектуальной,  познавательной  деятельностью  и  вводит  понятие  «созерцательная  деятельность  разума»,  под  которым  понимает  единство  научного  и  художественного  творчества  [5]. 

В  Средние  века  понятие  «гений»  применяется  крайне  редко,  потому  что  самым  великим  творцом  считался  Бог.  Такое  понимание  гениальности  сложилось  прежде  всего  под  влиянием  теоцентризма  —  концепции,  согласно  которой  в  центре  Вселенной  находился  Бог  и  различные  стороны  жизни  человека  целиком  зависели  от  божественной  воли.  В  связи  с  этим  восприятие  гениальности  было  неразрывно  связано  с  проблемой  соотношения  знания  и  веры.  Данная  проблема  рассматривалась  по-разному:  как  с  точки  зрения  схоластики,  так  и  с  точки  зрения  патристики.  Видный  представитель  патристики  Аврелий  Августин  считал,  что  акту  познания  предшествует  акт  веры.  Если  рассматривать  гениальность  как  способность  человека  выйти  за  пределы  познавательных  способностей,  то  это  было  невозможно  без  веры  в  Бога. 

Противоположной  позиции  придерживался  представитель  схоластики  Фома  Аквинский.  По  его  мнению,  для  того  чтобы  поверить,  человеку  сперва  необходимо  познать.  Кроме  того,  он  допускал  возможность  ограниченной  свободы  воли  человека,  а  следовательно,  и  выход  за  пределы  познавательных  способностей.  Итак,  в  Средневековье  были  сформулированы  две  точки  зрения:  поверить,  чтобы  узнать,  или  узнать,  чтобы  поверить. 

Современные  представления  о  том,  что  относится  к  искусствам,  что  к  наукам,  а  что  к  сфере  практической  деятельности,  утвердилось  в  европейском  сознании  несколько  столетий  назад.  А  термин  «гений»  приобрел  звучание,  близкое  современному,  в  эпоху  Возрождения.  Ее  представители  считали  гениальность  даром  божественным,  врожденным,  присущим  истинным  художникам  [5].  Такое  восприятие  гениальности  было  связано  сразу  с  несколькими  моментами.  Прежде  всего  —  возобладание  антропоцентризма  и  расширение  античного  восприятия  данного  феномена.  Человек  становился  не  только  предметом  исследования  различных  наук,  но  и  буквально  центром  Вселенной,  а  под  гениальностью  понималась  способность  преобразовать  окружающую  действительность  посредством  научных  знаний  и  личного  усердия.  В  изменение  восприятия  гениальности  также  внес  вклад  процесс  секуляризации  —  отделения  церкви  от  государства.  Это,  в  свою  очередь,  изменило  мировоззрение  людей  и  сформировало  восприятие  гениальности  не  как  греха,  но  как  дара,  которым  наделены  лишь  немногие. 

В  философской  традиции  эпохи  Просвещения  существовали  два  основных  подхода  в  понимании  гениальности:  идеалистический  и  материалистический.  В  идеалистическом  направлении  к  гению  относились  как  к  посреднику,  через  которого  говорит  Абсолют,  Бытие,  Природа.  Одним  из  представителей  этого  направления  является  И.  Кант,  который  считал,  что  у  гения  есть  бессознательная  способность  привносить  правила  природы  в  искусство  и  человеческую  жизнь.  Гениальность  в  понимании  немецкого  философа  была  неотделима  от  категорий  морали  и  нравственности.  Соблюдая  нравственные  законы,  человек  способен  обрести  гениальность  и  направить  ее  на  совершение  благих  дел. 

В  восприятии  другого  представителя  немецкой  классической  философии  Георга  Гегеля  гениальность  рассматривается  в  тесной  связи  с  такой  категорией,  как  «тимос».  В  философии  Гегеля  «тимос»  —  это  стремление  человека  быть  признанным  другими  людьми,  реализовать  себя  профессионально  и  творчески.  Гениальность  способна  служить  одним  из  инструментов  для  реализации  «тимоса»  в  человеке. 

Материалистическое  направление  представляют  философы  XVII—XVIII  вв.:  П.  Гассенди,  Т.  Гоббс,  Дж.  Локк,  Вольтер,  К.  Гельвеций.  В  работах  Гельвеция  гениальность  стала  пониматься  не  только  как  способность  дарованная  природой,  а  как  результат  воздействия  средовых  факторов,  в  том  числе  самостоятельных  усилий,  по  овладению  выбранным  делом.  Именно  в  его  философии  происходит  утверждение  материалистической  направления  в  понимании  гениальности. 

В  конце  XIX  —  начале  XX  вв.  в  гуманитарных  науках  возникает  тенденция  к  рациональному  объяснению  гениальности.  Во  многом  это  связано  с  тем,  что  усиливается  влияние  естественных  наук  —  прежде  всего  физики  —  на  гуманитарные  дисциплины.  Философия  начинает  рассматривать  гениальность  как  одно  из  онтологических  свойств  человека.  Психология  же  стремится  выработать  подход,  согласно  которому  гений  —  это  не  мистическое  явление,  а  результат  наследственности,  воспитания,  окружения  [2.  с.  120].  Именно  в  XX  в.  отчетливо  проявилась  противоречивость  феномена  гениальности.  Многие  научные  открытия  были  использованы  с  ущербом  для  человечества.  В  связи  с  этим  проблема  гениальности  получила  широкое  освещение  прежде  всего  в  различных  психологических  теориях.  Одной  из  них  является  теория  количественного  превосходства,  в  соответствии  с  которой  гениальность  является  верхним  пределом  распределения  способностей.  Но  гениальность  не  является  высшим  развитием  имеющегося  у  человека  единичного  таланта,  а  зависит  от  благоприятного  сочетания  разнообразных  мотивационных,  интеллектуальных  и  средовых  факторов. 

Психоаналитические  представления  о  гениальности  уделяют  внимание  мотивации.  Гений  по  уровню  развития  способностей  не  отличается  от  обычного  человека,  их  различие  состоит  только  в  том,  как  применяет  гений  свои  способности  под  воздействием  сильной  мотивации.

В  патологических  теориях  гениальность  связана  с  безумием,  психическими  расстройствами  и  даже  слабоумием.  Первая  естественнонаучная  работа,  посвященная  рассмотрению  вопроса  взаимосвязи  гениальности  и  патологии,  была  написана  французским  врачом  Моро  де  Туром,  считавшего,  что  «гений…  должен  иметь  свою  органическую  основу.  Эта  основа  есть  полупатологическое  состояние  мозга,  нервный  эретизм...»  Но  именно  с  работ  итальянского  антрополога  Ч.  Ломброзо  начинается  новый  этап  в  развитии  понимания  этой  проблемы.  Именно  Ломброзо  приписывал  гению  обладание  некими  физическими  стигматами,  которые  будто  бы  были  свидетельством  атавистических  и  вырожденческих  тенденций.  Среди  таких  стигматов  он  называл  маленький  рост,  рахитичность,  нездоровую  бледность,  истощенность,  заикание,  леворукость,  а  также  отставание  в  развитии  [3,  с.  76].

Среди  современных  последователей  патологической  теории  наибольший  интерес  представляет  теория  гениальности  В.П.  Эфроимсона,  который  понимает  гениальность  как  результат  взаимодействия  социальных  и  биологических  факторов.  По  его  мнению,  главная  роль  в  развитии  гениальности  играет  наследственность.  Связь  между  одаренностью  и  наследственными  особенностями  физиологических  процессов  человека  приводит  к  редким  заболеваниям,  которые  и  обуславливают  развитие  гениальности. 

Итак,  гениальность  в  значительной  мере  обусловлена  генетическими  механизмами,  проявляется  в  сверхконцентрации  на  значимой  деятельности  и  нередко  сопровождается  нарушениями  физического  и  психического  здоровья  [4,  с.  17].  Гениальность  может  являться  как  врожденным,  так  и  приобретенным  свойством  человека,  быть  признаком  отклонения  от  нормы  или,  наоборот,  принадлежности  к  этой  норме.  Это  объясняется  тем,  что  гениальные  открытия  способны  совершить  как  те,  кто  профессионально  занимается  наукой,  так  и  те,  кто  впервые  открыл  для  себя  данную  область  деятельности.  В  любом  случае,  гениальность  может  воплощаться  в  нелинейном,  нестандартном  мышлении,  несвязанном  какими-либо  рамками  и  шаблонами.  Потребность  в  нем  особенно  актуальна  в  современную  эпоху,  когда  человечество  по-прежнему  находится  перед  необходимостью  решения  многих  глобальных  проблем,  таких  как  глобальное  потепление,  голод,  нехватка  ресурсов  и  т.  д.  Все  эти  проблемы  требуют  не  стандартного,  а  зачастую  гениального  подхода  в  поисках  их  решения.  Вместе  с  тем  необходимо  помнить,  что  данные  решения  не  могут  удовлетворить  всех.  Кроме  того,  гениальные  открытия  нередко  опережают  свое  время,  что  приводит  к  ситуации  «шока  будущего»  —  разрушительного  стресса  и  дезориентации,  которые  вызывают  у  индивидов  слишком  большие  перемены,  происходящие  за  слишком  короткое  время  [6,  с.  21].  Примером  таких  открытий  могут  служить  как  перманентно  совершенствующиеся  средства  связи,  так  и  клонирование,  сделавшее  возможным  сравнение  творческих  способностей  человека  с  божественными.

Таким  образом,  гениальность  в  своей  противоречивости  является  не  только  психологической  характеристикой  человека,  но  и  онтологическим  свойством  личности,  а  следовательно,  данная  проблема  может  стать  объектом  междисциплинарного  исследования  средствами  таких  дисциплин,  как  философия  и  психология. 

 

Список  литературы:

  1. Анастази  А.  Дифференциальная  психология.  М.:  Апрель  Пресс,  2001.  —  745  с.
  2. Гирш  В.  Гениальность  и  вырождение.  Спб.:  ФЭРИ-В,  2005.  —  226  с.
  3. Нартова-Бочавер  С.  Дифференциальная  психология.  М.:  Флинта,  2008.  —  280  с.
  4. Нассонов  М.  Онтологические  основания  гениальности  //  Автореферат  кандидатской  диссертации.  Пермь.:2009.  —  209  с. 
  5. Савенков  А.  Гений  и  гениальность  в  трудах  философов  прошлого  //  http:  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.psychol-ok.ru  (дата  обращения  06.02.14).
  6. Тоффлер  Э.  Шок  будущего.  М.:  АСТ,  2001.  —  560  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий