Статья опубликована в рамках: I-II Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 04 сентября 2017 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ ДВОРЯНСКОЙ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVIII в.
Формирование гражданственности - одна из приоритетных задач любого государства, и Российская Империя XVIII в. не стала исключением. Основным социальным слоем, где развивалась и формировалась гражданственность, является дворянство.
Актуальность понимания развития гражданственности обуславливается тесной связью с современностью. После распада Советского Союза изменяется менталитет населения, меняются нравственно-ценностные ориентиры. Эталон идеального советского человека уже не актуален, а, следовательно, необходимо найти новый. Ученые вспомнили о ценностях прошлого, о тех идеалах, которые были присущи элите дооктябрьского периода. Дворянство - сословие, которое создавало социальные, духовные, культурные ценности, вновь стало объектом пристального внимания историков. Современная историческая наука возвращается к объективному изучению дореволюционной истории. Культурные достижения элиты XVIII века снова в почете.
Дворянство - это юридически оформленная часть господствующего класса феодалов, обладающая определенными, переданными по наследству привилегиями, является носителем монархической идеологии [2, с. 19].
Знакомство с Западом в XVIII в. внесло изменения в повседневную жизнь населения, в частности, в быт и структуру службы. [4, с. 218].
В период 1711-1712 гг. постепенно выходят из оборота в нормативных документах и указах такие термины, как «дети боярские», «служилые люди», которые заменяются заимствованным в Польше словом «благородство», которое, в свою очередь, было заимствовано поляками у немцев и переработано со слова «Geschlecht» - род.
Еще во времена Московской Руси дворянское сословие не имело привилегий, и люди старших служилых придворных и думных чинов не называли себя дворянами. Опорой государству и служилым сословием являлось боярство. В последние годы правления Петра I, и при его ближайших преемниках, слова «дворянство» и «благородное» приобретает одно и то же значение, и, только во времена Екатерины II, термин «благородное» совсем исчезает из повседневного русского языка.
Дворянство – самое малочисленное (всего около 1 %) и наиболее привилегированное сословие в Российской Империи. С начала XVIII века, помимо их основной повинности – несения военной службы, появилась еще одна – образование. По мнению Петра I, русского дворянина должно было отличать от других сословий не только несение военного бремени, достаток, огромное количество земель и крестьянских душ в собственности, но и образованность, воспитанность, начитанность, светские манеры.
В XVIII веке, благодаря деятельности Петра I, происходит окончательное отделение церкви от государства, воспитание приобретает светский характер.Издаются законы о семье, о правах и обязанностях родителей и детей, об обязательном образовании.
Основной целью воспитания в XVIII веке было «приготовление детей в пользу Отечества», воспитание истинного сына отечества. Новый светский идеал человека, новые цели, задачи, средства и методы стали основой воспитания дворянских детей. К идеалу воспитанного дворянина XVIII века относились такие определения: «благородство», «служение», «честь». Благородство и честь понимались как личные свойства человека, основа, благодаря которой человек зарабатывает себе репутацию. Служение понимается как любовь к Отчизне, долг, готовность к самопожертвованию.
В процессе изменений, которые происходили в среде служилого сословия, большое внимание уделялось системе отбора, воспитания и образования дворян. Появилось множество новых педагогических идей и теорий. Разрабатывались новые методы, приемы образования, изменились цели и задачи обучения. Общество стало отходить от безусловного подчинения религии, христианская церковь понемногу стала терять свое влияние и в Европе, и в России. Данными вопросами занимались И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, И.И. Радищев, Д. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Н.И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал о том, что цель воспитания - это формирование добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам. [3, с.165]
Идеал нового человека, перенесенный из Европы, насаждался дворянству сверху. Российская философская и педагогическая мысль, в совокупности с европейской, рождала новые цели и принципы воспитания. Российские философы формулируют цель воспитания следующим образом: цель воспитания заключается в становлении «добродетелей» - ценностей бытия: уважение и любовь к ближнему, служение Отечеству, вера, терпение, милосердие, мудрость, развитие воли, ума, сердца воспитанников, а также их физическое совершенствование. [1, с. 140]
Центральное место в петровских реформах в сфере государственной службы занимает «Табель о рангах», который совершил переворот не только в служебной иерархии, но и в основах самого дворянства. Табель о рангах отменил древнее деление на основании родовитости и происхождения, и искоренял всякое значение аристократизма в русском государственном строе. Теперь любой, достигнув личными заслугами высокого чина, становился на соответствующую должность, и, не пройдя по служебной лестнице с нижних чинов, никто не мог достичь высших. [4, с. 134]
При Петре I выходит книга «Юности честное зерцало» (1717г.), в которой отмечены цели и задачи воспитания дворян. В этой книге прописывались правила поведения и этикета, которые были необходимы молодому аристократу. Согласно «Юности честное зерцало», главная задача воспитания – смиренное почитание отца, Отечества и религии. Служить Отечеству означало то же самое, что служить государю. Понятия «Государь» и «Отечество» понимались тождественно.
Истинный дворянин должен был быть образованным, трудолюбивым, благородным, физически здоровым человеком, главная задача которого – верно и преданно нести службу Отечеству, и государю лично. Воспитанному дворянину должны быть привиты такие добродетели, как почитание Отечества, государя и родителей, патриотизм, мудрость, благоразумие, скромность, терпение, трудолюбие, постоянство, вера, вежливость; приобщение к культуре и искусству.
Основой менталитета дворянства являлся цивилизованный патриотизм, который включал в себя религиозность, жертвенность, чувство собственного достоинства, долг, честь.
Дворянин должен был представлять собой образец честности и порядочности. В то время, когда в общественном сознании знатность происхождения почиталась наивысшей ценностью, более родовитый человек изначально обладал большим авторитетом уже в силу своего происхождения, и мог его разрушить только отрицательными личными качествами.
Дворянин воспитывался в представлениях о благородстве и почетности своей миссии, в осознании своей высокой роли в жизни страны. Звание офицера служило в данном случае методом закрепления подобных представлений в сознании дворянства. [5, с. 219]
Среди всех сословий XVIII века военная служба была занятием достойным уважения и почета. Большая часть образованных людей была связана со служилым сословием (либо сами были офицерами, либо имели военнообязанных среди членов своих семей).
Важнейшими понятиями при описании идеала дворянина в середине XVIII века являлись «честь», «благородство», «служение». Честь и благородство трактовалось обычно как личностные свойства, производные от совести, как основа, из которой складывается внешнее отношение к человеку - его репутация.
Служение так же трактовалось как производное от чувства любви к отчизне и готовности к самопожертвованию для ее блага, как чувство долга.
«Честь» и «служение», таким образом, представляются единым, неразрывным стремлением личности, в какой-то мере целью его жизни, при чем сама по себе «честь» не возводится в самоцель, всячески подчеркивается ее вторичность, качество свойства человека, которое необходимо приобрести через искреннее и верное служение монарху, Родине и российскому народу. Все это определяет сознание, которое, конечно, обращается к рыцарской модели, к метафоре рыцарства.
«Честь» и «совесть» еще в XVIII веке были в России понятием общим для всех сословий. В Европе же со времен Средневековья честь - это качество знатных людей.
Понятие чести тесно связано с понятием службы, так как именно здесь, в служении государству, благородный человек мог с пользой проявить все свои лучшие качества.
Психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина XVIII века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия. Петр I всячески стимулировал это чувство, и делал это, в первую очередь, личным примером.
А.Н. Радищев, поэт, философ, утверждает, что главная цель жизни дворянина – принести пользу Родине, «сохраняет её для всемерного соблюдения законов естественных и отечественных». Потомки Петра продолжали развивать дворянство как высшее сословие и опору государственности, и основу гражданственности.
Список литературы:
- Грицай Л.А. Педагогические идеи и повседневный опыт родительского воспитания детей в культуре российского Просвещения XVIIIв. // Вестник Томского государственного университета. -2013. - № 367. С. 139-146
- Историческая энциклопедия: в 16 т. – М.: Советская энциклопедия, 1973-1982. – Т. 5, т. 14. – 1199 с.
- Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики, М.: Просвещение, 1982. - 447с.
- Павлов-Сильванский Н. П. Государевы служилые люди / Н. П. Павлов-Сильванский. – М.: Исторические хроники, 2000. – 321 с.
- Романович-Славатинский А. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права / А. Романович-Славатинский. – М.: Аспект, 2002. – 448 с.
дипломов
Оставить комментарий