Статья опубликована в рамках: III-IV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2017 г.)
Наука: Философия
Секция: Философия и ее роль в современном обществе
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В НЕГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ
PROBLEMS AND EXPERIENCE OF TEACHING PHILOSOPHY IN NON-HUMANITARIAN UNIVERSITIES
Vladimir Starostin
сand. philosophy. Sciences, associate Professor, Department of economic-legal and humanitarian education associate Professor of Yakut state agricultural Academy
Russia, Yakutsk
АННОТАЦИЯ
В данной статье автор делится опытом преподавания философии в негуманитарном вузе. Он считает, что в современных условиях необходимо уходить от отживших методик преподавания и ратует за возвращение в студенческие аудитории и лекционные залы дискуссионность выводов, многовариантность ответов и альтернативность подходов. Автор считает, что главная цель обучения – учить мыслить, размышлять, учить учиться.
ABSTRACT
In this article the author shares his experience of teaching philosophy in non-humanitarian universities. He believes that in modern conditions it is necessary to move away from outdated teaching methods and advocated a return to classrooms and lecture halls debatable conclusions, the multiplicity of responses and alternative approaches. The author believes that the main purpose of training is to learn to think, to reflect, to learn to learn.
Ключевые слова: инновации в образовании, образовательные технологии, преподавание философии, сельскохозяйственный вуз.
Keywords: innovation education, educational technology, teaching philosophy, agricultural University.
Двадцатилетний опыт работы в сельскохозяйственном вузе сложил определенный стиль изложения материала на лекции в зависимости от того, кто твой слушатель: инженер, агроном или ветеринар. Трудность преподавания связана, прежде всего, с тем, что читать философию предполагается на первом курсе, зачастую на первом семестре. Для вчерашнего школьника философская проблематика знакома только по предмету «обществознание», которое является некой «сборной солянкой» основ знаний по социологии, социальной психологии, политологии, права и экономики. Имея опыт работы и со школьниками, могу сказать, что философия в курсе этой дисциплины затрагивается ровным счетом настолько, насколько они соотносятся с этими науками…
Поэтому многие первокурсники приступают к обучению довольно-таки вяло, с определенным уровнем скепсиса и явным нежеланием заниматься по данному курсу серьезно. Необходимо некоторое время для того, чтобы философские проблемы стали для них столь же близкими, как проблемы естествознания, инженерной механики или современной ветеринарии.
Главная особенность постижения философского знания заключается в том, что она не терпит однозначного ответа на свои же вопросы, требует вдумчивой и кропотливой работы пытливого ума для того, чтобы узреть суть вещей, событий, явлений. А для технаря или инженера не свойственно решать проблемы путем отвлеченных категорий и абстрактных понятий: это с их точки зрения, скорее всего, признак ухода от прямого ответа. Многозначность философского смыслового понимания определяется предметным полем самой науки, когда ответ зависит от того, насколько его разум материалистичен или идеалистичен, метафизичен или диалектичен. К тому же, преподавание философии, в отличии от других предметов есть процесс саморазвивающийся и самораскрывающийся: если ты считаешь себя не только преподавателем философии, а еще и философом, ты должен быть всегда готов к дискуссии, к возможному рассмотрению вопросов с различных ракурсов. Поэтому следует быть готовым к тому, что подготовленный план разговора может пойти не по заранее написанному плану, а совсем иным путем. Могут быть предложены совершенно иные, порой парадоксальные пути решения выдвигаемых целей и задач. Во многом проблемы, представленные как учебные, зачастую совпадают и проблемами научными, и потому, при диалогическом типе изложения материала следует рассматривать в своих студентах более как равнозначных партнеров, чем необученных школяров.
Вместе с тем, любая тема, которая рассматривается по философии, должна быть логически разрешаема и творчески раскрываема. В самом начале преподавания данной дисциплины, по неопытности складывается такая ситуация, когда бывает проще ввести слушателей в проблемную зону, чем вывести их из нее.
Сложность современного этапа преподавания философии заключается в том, что нынешняя молодежь мало увлечена чтением полновесных текстов и заставить прочитать все произведение какого-либо философа бывает крайне затруднительно, если вообще возможно. А так как курс для негуманитарных вузов рассчитан всего лишь на один семестр, то ставить цель о знакомстве со всеми философскими текстами просто нереалистично. Следует ставить перед студентами задачу ознакомления с отрывками, наиболее свойственными и оригинальными для данного автора и, вместе с тем, наиболее проблемными и спорными с научной точки зрения. Чтобы дать возможность студенты самому находить крупицы истины в философских текстах, а не давать готовые рецепты на все случаи жизни. Именно такой вид обучения, такое критически-творческое отношение к любомудрствию будет наиболее продуктивным и полезным для обучаемых.
Демократический тип преподавания, кретивность в поиске истины, внимательное чтение философского текста, готовность к дискурсу – это и есть инновационный подход в организации учебного процесса по нашему курсу. В этом отношении я согласен со своим профессором, доктором философских наук А.В. Разиным: «…философия учит нас жить в мире, который мы до конца не понимаем и не способны понять в окончательном смысле, в том числе показывая, как человек приспосабливается к нему практически» [1, с. 27].
Также не следует сбрасывать со счета тот факт, что философия – мировоззренческая наука, которая формирует личностные качества человека, его нравственный облик и моральное сознание. Философский тип сознания формирует нестандартный подход к решению проблемы, многовариантность ответа и трепетное отношение к чужому мнению. Догматичность, идеологичность и однозначность толкования – прежде всего эти качества марксистско-ленинской философии советского периода выработали в нашем народе предвзятое отношение к любому типу философского мышления. Необходимо вернуть в студенческую аудиторию любовь к мудрости, умение слушать своего собеседника, желание конструктивно спорить и рассуждать. Вернуть в вузовскую среду толерантность, терпимость к чужому мнению. Это должно быть не только профессиональной задачей преподавателя, но стать основным нравственным ориентиром его педагогической деятельности.
Инновационная методика ведения занятия любого преподавателя: отказ от отживших методов преподавания, когда вместо того, чтобы обучать мыслить, начинают заниматься тем, что вдалбливают в голову студентов непреложные истины непререкаемых авторитетов и безальтернативность ответов на различные вопросы бытия. И тогда в лекционные залы вернется основная цель любого обучения и воспитания: учить учиться.
Список литературы:
- Разин А.В. Чему нас учит философия? // Философия и общество. – 2016. - №1. – С. 5-27.
дипломов
Оставить комментарий